СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОМУ ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЬСТВУ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОМУ ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЬСТВУ

Елизарьева В.А. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В прогрессивное время общество переживает кризис ценностей, преодоление которого подразумевает выход за рамки оптимальных суждений в область нравственности и духовности. Семья прямо или косвенно отображает все изменения, которые происходят в современном мире. Улучшение института семьи является важным условием для становления личности и социума, социального прогресса, хранения преемственности поколений.

П.Д. Павленок отмечает, что прогрессивная семья переживает трудный этап эволюции — переход от классической к новой модели. Семейные отношения изменяются, иными становятся система власти и подчинения в семье, роли и функции супругов, положение детей. Большинство ученых характеризуют современное состояние семьи как кризисное. Это связано с процессами изменения брачно-семейных отношений во всех странах с развитой экономикой, а это влечет за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение количества одиноких людей [11, с.144].

Многие исследователи рассматривают семью как среду, в которой происходит принятие молодым поколением иерархии своевременных жизненных ценностей, которые выступают глобальным интегрирующим фактором для семьи, как на уровне супружеских пар, так и на уровне взаимодействия с детьми. Как динамику развития семьи в целом, так и динамику родительства, в частности определяют семейные ценности.

Деятельность семьи по сохранению, развитию, преобразованию и передаче, последующим поколениям определенных ценностей справедливо рассматривать в качестве ведущей деятельности семьи подчеркивает Р. В. Овчарова. Также автор вводит понятие «сходство семейных ценностей», которое понимается как социальное и психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общественным нормам и правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы [10, с. 41].

Объединяют людей, создают перспективу для развития семьи, а также определяют пути воспитания детей ценностные ориентации. Общество и родительская семья создают определенную систему родительства, которую индивид пропускает через призму своих взглядов и предпочтений.

Анализируя воздействие семьи на формирование родительства можно выделить следующие факторы:

- индивидуальные психологические особенности человека;

- возраст и состояние его здоровья;

- конкретные условия жизнедеятельности.

Ответственное отношение к родительству играет большую роль в жизни любого человека. Под влиянием самых различных условий формируются способы реализации родительства. Целью социально-педагогической работы должны быть готовность к принятию родительства, воспитание ответственного родительства.

По мнению С. П. Акутиной, подготовка к готовности создания семьи и ответственному родительству включает:

1) формирование положительной жизненной позиции;

2) пропаганду положительного опыта семейных взаимоотношений;

3) воспитание уважения к семейным и нравственным ценностям;

4) условиях развития, традициях и обычаях семьи, семейного уклада, расширение знаний о семье;

5) воспитательная работа;

6) введение индивидуальных программ, курсов, которые раскрывают сущность подготовки к родительству [1, с. 18].

Родительская ответственность - это ответственность и перед обществом, и перед семьей. Член семьи должен нести ответственность за других членов семьи и за семью в целом. Ответственность за семью как за малую социальную группу предполагает роль главы семьи.

Структуру родительской ответственности как единство трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого представляет Т. Н. Сидорова [15, с. 52].

Дадим их краткую характеристику. Представления об ответственном и безответственном поведении родителей, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своей семье включает когнитивная составляющая. На отношения к распределению семейной ответственности, эмоциональные переживания, связанные с ответственностью, и оценку самого себя как родителя с точки зрения ответственности распространяется эмоциональная составляющая. Контроля собственного поведения, происходящих событий и характеризующей занимаемой ролью в семье касается поведенческая составляющая. Кроме того, временная характеристика – ответственность может быть направлена в прошлое, быть в настоящем и ориентироваться на будущее, то есть включать предвидение является особенностью родительской ответственности.

Сравнительный анализ литературных данных позволяет выделить следующие компоненты процесса формирования ответственного отношения к родительству:

- постановка цели и задач в рамках формирования ответственного отношения к родительству;

- различные виды деятельности, реализуемые с учетом современных особенностей семьи включает определение содержания процесса формирования ответственного родительства;

- организация взаимоотношений в ходе работы, которая направлена на формирование ответственного отношения к родительству [2, c. 89].

В. Н. Дружинин считает, что ответственное родительство понимается как духовная, психологическая и социальная потребность человека, реализуемая в паттернах позитивного когнитивного, эмоционального, поведенческого отношения к детям. От ряда психологических факторов, составляющие которых принадлежат разным иерархическим и организованным системам зависит формирование ответственного отношения к родительству [5, с.123].

Рассмотрим эти системы подробнее.

1. Макросистема – это уровень общественного влияния (социальные стереотипы, нормы и ожидания).

2. Мезосистема – это уровень влияния родительской семьи (ценности родительства, установки и ожидания родительской семьи, родительский авторитет).

3. Микросистема – это уровень собственной семьи (осознанность исполнения родительства, особенности взаимоотношений и удовлетворенность браком).

Большую роль играют психологические отношения в семье, через которые происходит передача семейных ценностей, способность сопереживать и любить, понимать себя и близкого человека, контролировать эмоции, добиваться целей и уважать своих родных людей. Только в совместном переживании событий, их осознании могут быть восприняты семейные ценности. Отзывчивость родителей по отношению к детям, их контроль оказывает на детей положительное влияние. Для ребенка очень важно занять в семье то место, которое отвечало бы за формирующееся стремление к самостоятельности, позволяло почувствовать себя необходимым обществу человеком и личностью.

Е. А. Виниченко выделяет ряд факторов, обусловливающих негативные процессы, которые проявляются в ходе планирования семьи, при осознании родителями семейных ценностей [3, с. 3].

К таким факторам можно отнести:

- неблагоприятные условия жизнедеятельности семьи, отсутствие комфорта; недостаточные материальные доходы родителей; низкая обеспеченность, в том числе отсутствие возможности дополнительного образования детей в кружках и секциях; безработица или частичная занятость родителей, инфляция и так далее - экономические условия;

- медицинские проблемы (инвалидность, хронические заболевания в семье, в том числе алкоголизм и наркомания, нарушение функции деторождения и так далее);

- социально-демографические факторы (нежеланный ребенок, неполная или многодетная семья, второй брак, сводные дети, несовершеннолетние родители и так далее);

- социально-психологические трудности (незрелость, безответственность; педагогическая несостоятельность родителей или опекунов, недоступность образования; конфликты между членами семьи; озлобленность родителей, разочарование в жизни, асоциальная направленность поведения и так далее);

- морально-этические факторы (низкий морально-этический уровень членов семьи, безнравственность, отчуждение личности);

- правовые факторы (правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры, правовая неграмотность, насилие в семье, правонарушения и так далее).

С помощью специальной психолого-педагогической технологии проблемно-ориентированного тренинга может быть сформировано ответственное родительство. Воздействие через субъективные психологические факторы – на когнитивный и эмоциональный аспекты компонентов ответственного родительства является механизмом данной технологии. Результатом реализации технологии является повышение уровня осознанности реализации себя как родителя в рамках индивидуальной психологической реальности и во взаимодействии со своей семьей [7, c. 283].

Важным условием развития личности и социума, стабильности и общественного прогресса является совершенствование института семьи. По мнению большинства  исследователей для современной страны характерно изменение семейных устоев, а именно, основной линией внутрисемейных отношений становится супружество, родительство отодвигается на второй план. Поэтому можно говорить о кризисе родительства, который проявляется в современном российском обществе.

С. М. Пителин считает, что необходимость формирования ответственного отношения к родительству обусловлена комплексом причин:

- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социальной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействия семьи и образовательного учреждения в процессе формирования семейных ценностей и устоев);

- инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания младшего поколения;

- открытостью современного педагогического сообщества прошлому опыту и новым открытиям [12, с. 12].

Современная ситуация в обществе требует внедрения новой, более эффективной системы социального сопровождения семьи. Организация данного процесса требует глубокого осмысления сущности происходящих изменений, согласования позиций, выработки новых технологий.

По мнению М. О. Ермихиной, для создания более эффективной системы сопровождения семьи необходима специальная система условий, стимулирующая родителей к образованию, повышению собственной педагогической культуры [6, с. 89].

Условия, стимулирующие родителей к педагогическому образованию связаны с:

- запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;

- спецификой процесса личностного становления и профессионального самоопределения детей;

- опорой на предыдущий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

В поиске путей выхода семьи на необходимый уровень взаимодействия заключается проблема .

В.Г. Рындак выделяет следующие основные принципы при работе с семьей:

- первоочередного права родителей на воспитание собственных детей (в первую очередь родители несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие собственного ребенка);

- достоверности информации (сообщаемая информация обязана опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические и юридические факты);

- практикоориентированности информации (информация, сообщаемая родителям, должна быть доступной в использовании);

- взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения с родителями, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем при воспитании детей);

- развития личности, системы взаимоотношений, процессов жизнедеятельности;

- системности мер воспитательного характера [14, с. 17].

Родительство рассматривается как социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально окрашенную совокупность знаний, а также представлений, реализуемых во всех проявлениях родительского поведения [8, c. 315].

Р.В. Овчарова предлагает рассматривать родительство с точки зрения системного и феноменологического подхода. Родительство является интегральным образованием, которое может быть рассмотрено с точки зрения системного подхода. В современной семье родительство в целом, а не только воспроизводство, в значительной степени определяется микросистемой факторного влияния. А воздействие мезо- и макросистемы, по сравнению с традиционной семьей, ослаблено. Отсюда следует вывод о том, что при создании коррекционных программ и технологий психологической работы с семьями следует опираться именно на внутренние факторы и факторы микросистемы [10, с.105].

Для осмысления родительства как особого психологического понятия используется феноменологический подход. Этот подход использует принципы понимающей психологии, а не объясняющей.

Н. Е. Щуркова описывает эти принципы следующим образом.

1.Принцип понимания, требующий учитывать влияние субъективного фактора, который определяет переживания человека и его собственное поведение. Этот принцип предполагает своего рода проникновение в суть проблемы.

2.Принцип воздержания от суждений. Его суть заключается в том, что во время феноменологического исследования важно отвлечься от привычных стереотипов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена каким-то структурам, только стараться чувствовать.

3.Принцип беспристрастности и точности описания требует ликвидировать воздействия личного опыта исследователя.

4. Родительство не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего его мира подразумевает принцип контекстуальности [16, с.156 ].

Формирование родительства является источником педагогических целей и средством их достижения. Психолого-педагогическое формирование родительства в данной системе должно основываться на педагогическом потенциале семьи [9, c. 543].

По О.А. Гаспарян, психолого-педагогическое формирование родительства включает в себя два аспекта: 1) формирование родительства как средства воспитания ребенка; 2) формирование родительства как частного случая социализации детей в аспекте передачи представлений о семейных ролях, родительских функциях [4, с.45].

Родительское влияние на ребенка происходит ежедневно, несмотря на то, осмысленно оно или нет. К непрогнозируемым результатам ведет неосознанное воздействие, потеря или отсутствие целей воспитания. В связи с этим нужно основывать психолого-педагогическое формирование родительства на понимании себя родителем, осознании педагогических воздействий на ребенка.

Родительство в современной семье обосновано целями супружеской пары, их ценностями и другими основаниями. Отсюда следует вывод, что при создании коррекционных программ и выборе технологий работы с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении следует опираться именно на педагогический потенциал семьи и индивидуальные личные особенности каждого члена семьи [13, c. 167].

Список использованной литературы:

Акутина, С.П. Формирование готовности к семейной жизни современных старшеклассников / С.П. Акутина. - Нижний Новгород: Алетейя, 2010. - 124 с.

Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.

Виниченко, Е. А. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли / Е. А. Виниченко // Журнал Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.- 2012.- № 18. - С. 25.

Гаспарян, О.А. Семья на пороге XXI века (социальные проблемы) / О.А. Гаспарян. - СПб. : Петрокомс, 2002. - 320 с.

Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2011. – 236 с.

Ермихина, М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно психологических факторов / М. О. Ермихина. – Астрахань: АГУ, 2004. – 168 c.

Короткова А.О. Теория и практика социальной работы в условиях трансформации модели социальной политики в России // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2012. - № 4. - 281-286 с.

Курбатов, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова.– М.:Дашков и К, 2006. – 480 с.

Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 817 с.

Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство института психотерапии, 2003. – 319 с.

Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 368 с.

Пителин, С.М. Формирование готовности студентов к созданию семьи / С.М. Пителин. – Астрахань: АГУ, 2008. – 167 c.

Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2016. - 264 c.

Рындак, В.Г. Педагогическое просвещение родителей / В.Г. Рындак. Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009. – 205 с.

Сидорова, Т.Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности / Т.Н. Сидорова. – М.: МГУ, 2000. – 54 с.

Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.

Просмотров работы: 46