УСЛОВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

УСЛОВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уржумова А.С. 1, Стяжкина А.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Младший школьный возраст – это период интенсивного интеллектуального развития, где интеллект опосредует развитие других познавательных функций (т.е. происходит развитие и осознание всех психических процессов) [3].

Исходя из выделенных выше особенностей познавательного развития старших дошкольников и младших школьников, мы попытаемся выделить психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно влиять на развитие познавательных процессов.

Условия - это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижение цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» прописано: «… к условиям относятся − организация образовательного процесса, которая обеспечит каждому человеку возможность самореализоваться, свободно развивать свои способности на различном уровне и направленности в течение всей жизни; формы организации, методы обучения и воспитания…;» [4].

На наш взгляд, наиболее важными психолого-педагогическими условиями выступают:

Привлечение детей к исследовательской деятельности при помощи дидактических игр, поисковых ситуаций, бесед и экспериментов;

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей;

Формирование познавательного интереса к здоровому, безопасному образу жизни.

Эти условия тесно связаны между собой, и от их эффективности будет зависеть повышение уровня познавательной активности старших дошкольников и младших школьников.

Рассмотрим выделенные условия.

1. Привлечение детей к исследовательской деятельности при помощи дидактических игр, поисковых ситуаций, бесед и экспериментов.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста являются прирождёнными исследователями. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника и младшего школьника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

Дети этого возраста не в меру любопытны. Они стремятся узнать окружающий их мир, самостоятельно сделать для себя новые открытия. Педагог не должен ограничивать его активность. Он должен помогать, подталкивать, способствовать детской инициативе, потому что знания, полученные ребёнком в его самостоятельной деятельности, намного прочнее, чем те, что он получает в строго регламентированной деятельности. Педагогу необходимо уметь заинтересовать ребёнка проблемой, сделать так, чтобы эта проблема стала значима для ребёнка.

Педагог должен уметь замотивировать ребёнка. В. Ковалёв определяет мотивы как «осознанные, являющиеся свойством личности побуждения деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей». Мотивация – совокупность самых различных побудителей: интерес, потребность, желание и т.д. Это то, что побуждает человека к деятельности.

В этом возрасте ребёнок самостоятельно сравнивает, анализирует, обобщает имеющийся опыт, происходящие изменения, подходит к пониманию свойств предметов (явлений), выявляет причинно-следственные связи. Необходимо подчеркнуть специфику детского экспериментирования, выделенную Н.Н. Подьяковым [1].

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. Экспериментирование важно по нескольким причинам. Дети имеют непосредственный контакт с изучаемыми объектами, из-за чего в детях пробуждается ещё большая любознательность. Действуя в экспериментальных лабораториях, у детей расширяется кругозор. Они учатся наблюдать, анализировать, сравнивать. Самостоятельное открытие повышает самооценку ребёнка.

К экспериментированию можно подойти через проблемную ситуацию, которую может поставить педагог перед ребёнком. Проблемная ситуация – это ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудную для него задачу, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Такие ситуации побуждают детей к деятельности, к решению проблемы. Они изучают, сравнивают, описывают явления или предметы, делают выводы.

Особое значение имеет игра. Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Дидактическая игра – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры [2].

Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей; осуществляет мыслительную и аналитическую деятельность, обогащает опыт ребёнка, его умственные способности и т.д. Через игру дети подражают деятельности взрослых, присваивают себе опыт, пропускают его через себя, тем самым расширяя свой кругозор.

Ещё одним важным средством развития познавательного интереса является беседы. Рано или поздно дети сталкиваются с проблемами, и тогда на помощь педагогу приходит беседа, в ходе которой можно задать ребёнку наводящие вопросы, объяснения. В случае удачи, педагог прибегает к похвале, а положительная оценка всегда являлась двигающим механизмом деятельности ребёнка.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей.

Нормативно-правовая база выдвигает ряд требований к профессиональной компетенции педагога ДОУ и школы: умение проектировать и корректировать образовательный процесс, исходя из особенностей и интересов детей; умение разрабатывать современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной среде; готовность осваивать и внедрять инновации; владение информационно-коммуникативными компетенциями; обеспечение успешности обучения и воспитания.

Педагог Н. М. Короткова предлагает алгоритм деятельности педагога по организации познавательно-исследовательской деятельности детей:

- привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта;

- предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;

- формулирование причинно-следственных связей;

- самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов используются различные формы методической работы:

- Семинары-практикумы. На семинарах предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать систему действий по организации познавательного процесса старших дошкольников и младших школьников.

- Индивидуальные и групповые консультации с целью оказания методической помощи педагогам по вопросам организации познавательного процесса в группе/классе.

- Использование ИКТ-технологий в непосредственно-образовательной деятельности. Педагогам необходимо внедрять в свою деятельность ИКТ-технологии, чтобы расширить способы взаимодействия с детьми на занятиях. Показы презентаций, видео с экспериментированиями помогут привлечь внимание детей к познавательной деятельности.

- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

3. Формирование познавательного интереса к здоровому, безопасному образу жизни.

В связи с увеличением опасных и чрезвычайных ситуаций, одной из приоритетных задач образования является обеспечение безопасности жизнедеятельности: формирование у детей познавательного интереса к своему здоровью как главной ценности жизни; сохранение и укрепление физического и духовного здоровья.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Задачи детского сада и школы, а также каждого педагога по подготовке ребёнка к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.

Познавательный интерес к здоровому, безопасному образу жизни должен начинаться прививаться ребёнку с дошкольного возраста, а в школе продолжать активно развиваться. Ребёнок должен осознавать, что опасно, а что безопасно для его здоровья.

Список использованной литературы:

1. Поддьяков, А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. – 2011. - №4. – С. 88-92.

2. Ращикулина, Е.Н., Степанова, Н.А. Подготовка к реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования: учебно-методический комплекс. – 2-е изд., доп. и исправ. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – 114 с.

3. Уржумова, А.С., Степанова, Н.А. Особенности познавательного развития старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. – С. 209-211.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Просмотров работы: 154