РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОЗБУДИТЕЛЯ ОПИСТОРХОЗА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОЗБУДИТЕЛЯ ОПИСТОРХОЗА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щепетинникова Е.А. 1, Возгорькова Е.О. 1
1ВГАУ им. императора Петра I
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний момент на территории России одной из наиболее значимых проблем является распространение заболеваний человека, возникающих в результате употребления в пищу зараженной рыбы, моллюсков, ракообразных и других гидробионтов. Одним из подобных заболеваний является описторхоз. 

Описторхоз – это заболевание, вызываемое плоскими червями класса сосальщиков. Наиболее распространёнными возбудителями описторхоза животных и человека являются два вида трематод: Opistorchis felineus и Opisthorchis viverrini, паразитирующие во внутрипеченочных желчных протоках, желчном пузыре и протоках поджелудочной железы [22]. Промежуточный хозяин – моллюск Bythinialeachi, дополнительные хозяева – различные виды пресноводных рыб, семейства карповых: язь, карп, линь, плотва, вобла, красноперка, сазан, лещ, жерех, уклея и др. [17]. 

Половозрелый описторхис (марита) выделяет яйца, которые вместе с фекалиями попадают в окружающую среду, а затем в водоем [25]. 

Яйца описторхисов должны попасть в кишечник промежуточного хозяина — моллюска из рода Bithynia, в организме которого появляется первая личиночная стадия — мирацидий. В кишечнике моллюска мирацидий выходит из яйца, пробуравливает стенку кишечника и проникает в ткани моллюска, где образует следующую стадию — спороцисту. Примерно через 25—30 дней спороциста превращается в редии, которые локализуются в печени моллюска. Эта стадия личинки имеет множество зародышевых клеток, и каждая из них дает партеногенетически новых личинок — церкарий, имеющих орган передвижения — хвост. На все эти превращения требуется около 2 месяцев [33]. Затем церкарии выходят в воду и активно проникают через кожу в подкожную клетчатку или мышцы рыб семейства карповых, где превращаются в следующую стадию личинки описторхиса — метацеркарии, покрытые оболочкой. Из секрета цистогенных желез церкарий образуются оболочки цисты, а снаружи ее наслаиваются реактивные элементы тканей хозяина, образующие капсулу [13]. 

В настоящее время известно около 250 видов гельминтов, способных паразитировать в организме человека. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, гельминтозы относят к одним из наиболее опасных заболеваний и общее число заболеваний и смертей от кишечных гельминтозов выше, чем от бактериальных, вирусных инфекций и других паразитарных болезней, вместе взятых. По ущербу, который они наносят здоровью населения земного шара, глистные инвазии занимают 4-е место, уступая лишь диарее, туберкулезу и ИБС [5]. 

Описторхоз неблагоприятно воздействует на здоровье населения, наносит значительный медико-социальный ущерб. Он поражает поджелудочную железу, является патогенетическим фактором в формировании брюшнотифозного носительства, которое в 13 раз чаще отмечается у больных. Во время заболевания в 10 раз увеличивается риск возникновения первичного рака печени; в 4 раза чаще встречается тяжелое течение бронхиальной астмы, в 5 раз - сахарного диабета [5]. 

Всего в мире описторхисами поражено не менее 20 млн. человек. При патологоанатомических вскрытиях иногда у одного человека можно обнаружить несколько десятков тысяч экземпляров этого паразита. Установлено, что хронический описторхоз может приводить к развитию рака желчных протоков печени — холангиокарциноме [20].

По данным ряда авторов заболеваемость населения описторхозом в Российской Федерации достаточно высока [22]. Ежегодно на территории РФ регистрируется около 35 тыс. больных описторхозом. На долю данного заболевания приходится 74,4% от других гельминтозов. Наиболее неблагополучными являются Ханты-Мансийский (614,1случай на 100 тыс.населения), Ямало - Ненецкий (279,8) автономные округа, Тюменская (211,6), Томская (222,2), Новосибирская (116,6), Омская (158,9) области [28]. Основные очаги описторхоза расположены в бассейнах рек Оби, Иртыша, Волги, Камы и рек Крайнего Севера [20]. Так, в Тюменской области эпидемиологическая ситуация остается довольно напряженной, показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 437,7 в городе и 230,4 в селе [4]. По данным Чиглинцева В. М.,на территории г. Нижневартовска и Нижневартовского района у взрослого населения описторхоз занимает ведущее место. Заражение достигало в 2010 году 98,6%, в 2011 - 86,81% и 2012 - 88,5% в структуре паразитарной заболеваемости населения. В Уральском регионе по данным на 2011 год заболеваемость описторхозом на 100 тыс. населения в Челябинской области составила 20,5, в Свердловской области – 15,5 [25]. Также описторхоз у населения регистрируется в Красноярском крае, у жителей Центральной России, Пермской области, Чечне, Татарстане, в странах Европы, таких как Украина, Австрия, Венгрия, Германия и другие [14, 22, 33]. 

Из диких плотоядных, природным резервуаром описторхоза являются лисица обыкновенная, бобр, норка, енотовидная собака, выдра [2, 29, 30, 32]. Так, в Воронежской области лисица заражена описторхозом с экстенсивностью инвазии 11,1%, американская норка – 33,4% [27]. В Рязанской области ЭИ O. felineus у лисицы обыкновенной составляет 6,25 % [2]. 

Основными промежуточными хозяевами возбудителя описторхоза являются рыбы семейства карповых. Представители данного семейства очень популярны у населения и употребляются в пищу в соленом, вяленом, копчёном и других видах. На территории Астраханской области в дельте реки Волга у красноперки отмечено инвазирование личинками возбудителя описторхоза с экстенсивностью инвазии (ЭИ) 30,77%, у леща - 8,33% [1]. Также заражение метацеркариями описторхид у красноперки и леща установлено в реках Липецкой области [32]. В Тайшетском районе Иркутской области изучен новый очаг описторхоза на реке Бирюса, установлена зараженность ельца (5,5%) и восточного леща (50%) [28]. В Новосибирской области в устье Оби наиболее инвазированы метацеркариями язь и верховка, экстенсивность инвазии (ЭИ) составляет 80,6% и 100% соответственно [6]. Исследовано инвазирование карповых рыб описторхидами в бассейнах рек Тара, Тартас, Кама и Урез, где у ельца, плотвы, верховки и пескаря зафиксировано поражение с ЭИ от 11,1 до 100% [16]. В реке Томь Кемеровской области у рыб уклейка и чебак отмечена ЭИ O. felineus 10,17% и 55,56% соответственно, рыбы в возрасте 3+-4+ показывали большую степень инвазированности по сравнению с молодью [20]. В реке Белой на территории Республики Башкортостан личинки описторхид обнаруживались у язя, леща, густеры, сорожки, плотвы, пораженность которых достигала 51,1; 48,4; 43,5; 39,6; 36,4% соответственно [22]. Рыбное население представителей карповых в водоемах Воронежской области, таких как плотва, уклея, красноперка, язь, лещь, инвазировано метацеркариями описторхид от 16,7 до 79,5% [27]. Описторхоз у рыб также зафиксирован в Западно-Казахстанской области, в различных водоемах экстенсивность инвазии у язя варьирует от 89,3 до 100%, у красноперки от 32,4 до 69,6% [15]. Установлена инвазированность метацеркариями кошачьей двуустки представителей карповых рыб в водоемах Томской, Курской, Курганской, Пензенской и Омской областей, образуя природные очаги описторхоза [7, 8 ,29,32]. 

На территории Тюменской области Обь-Иртышский бассейн входит в природный очаг описторхоза. Так, пораженность язя метацеркариями O. felineus в Нижней Оби составляет 95%, а плотвы и леща 30% и 15% соответственно. Тогда как в Средней Оби ЭИ язя составила 100%, плотвы – 55% и леща – 10% [13, 25]. В реке Иртыш заражение леща метацеркариями составляет 13,3% [25]. В реке Ишим плотва инвазирована личинками описторхид на 4,8%, а в реке Алабуга данный показатель равен 8,33% [12]. Лещ в р. Алабуга инвазирован метацеркариями на 5,9% [11]. Исследования проведенные в Тобольском и Уватском районах Тюменской области в 2002–2009 гг., выявили зараженность карповых рыб метацеркариями O. felineus в нижнем течении Иртыша: язь - 96,3%, елец - 98,0%, лещ - 36,2%, плотва - 31,7% [24]. На территории юга Тюменской области установлено заражение O. felineus плотвы и верховки в таких водоемах как о. Кривое, о. Андреевское и пруд Чистый [10]. Также зафиксированы очаги описторхоза в реках Тавда, Тобол, Тура и Исеть Тюменской области, где отмечено заражение карповых рыб метацеркариями описторхид [5]. Отмечено увеличение зараженности рыбы метацеркариями с возрастом, что повышает возможность инвазирования дефинитивных хозяев [19, 24]. 

У инвазированной метацеркариями O. felineus рыбы снижается пищевая и биологическая ценность, при этом повышается ее бактериальная обсеменённость, что может послужить причиной пищевой токсикоинфекции. Содержание белка, жира, золы и энергетическая ценность мяса у зараженной рыбы меньше, чем у неинвазированной. Так, у пораженной описторхисами рыбы количество белка снижается от 1,26 до 1,8%, жира от 0,35 до 0,55%, с повышением интенсивности инвазии содержание влаги у пораженной рыбы увеличивается на 2,18%, что приводит к уменьшению других химических показателей [3, 9, 18]. Снижается энергетическая ценность мяса рыбы, зараженной метацеркариями Opisthorchisfelineus, а также ее калорийность как продукта [1]. 

Таким образом, анализируя данные по распространению возбудителя описторхоза в карповых рыбах и среди населения, можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации практически повсеместно существуют природные очаги описторхоза. Доступность данных видов рыб при любительском рыболовстве повышает риск заражения людей данным видом паразита. Решение проблемы описторхоза возможно лишь при комплексном подходе к ней со стороны специалистов различных профилей - экологов, рыбоводов, санитарных и ветеринарных врачей. 

Важная роль в снижении заболеваемости принадлежит пропаганде знаний среди населения. В последние годы в силу ряда объективных причин такая пропаганда снизилась, и резко возросло количество заболевших. Ослаблено внимание и к контролю за поступающей в продажу рыбой, которой изобилуют рынки [22].

Список литературы:

Адиатулин И.Ф. Распространение описторхоза и определение качественных показателей мяса рыб / И.Ф. Адиатулин// Ветеринарная патология. - 2007 – № 3. – С.178-187.

Андреянов О.Н. Возбудитель описторхоза Opisthorchisfelineus на территории Рязанской области / О.Н. Андреянов, В.В. Горохов, Р.Т. Сафиуллин и др. // Российский паразитологический журнал. - 2013. - № 2. – С.6-9.

Балуева А.И. Определение процентного содержания белка и жира в рыбе, зараженной и незараженнойO.felineus/А.И.Балуева,С.В.Чернигова//Электронныйнаучныйжурнал. - 2016.-№10-1(13).– С. 13-15.

Беляева М. И. Заболеваемость описторхозом в Тюменской области / М. И. Беляева // Санитарная охрана территории. - 2012. - Т. 2. № 1. –. С.119.

Беляева М.И. Оптимизация эпидемиологического надзора и санитарно-паразитологического мониторинга на разных территориях гиперэндемичного очага описторхоза /М.И. Беляева// Медицинская наука и образование Урала. - 2015. - Т. 16, № 1 (81). - С.110-114.

Бонина О.М.. Выявление локальных очагов описторхозов в пойме реки Обь и в Новосибирском водохранилище. /О.М. Бонина, Е.А. Сербина // Экология и биология паразитов. - 2011. - № 2. - С.24-30.

Бочарова Т.А. Паразитофауна некоторых видов рыб водоемов бассейна средней Оби /Т.А. Бочарова, Т.С. Макарова, О.И. Герасимова// Паразитология в изменяющемся мире. (Материалы V Съезда Паразитологического общества при РАН: Всероссийской конференции с международным участием г. Новосибирск, 23–26 сентября 2013).- 2013. - С. 31.

Буряк М.В. Роль эколого-паразитологического мониторинга в снижении циркуляции описторхозной инвазии на территории Курской области / М.В. Буряк, Н.С. Малышева // Сибирский медицинский журнал. - 2008. - № 7. – С.88-89.

Бутко М. П. Ветеринарно-санитарные показатели и безопасность рыбы, пораженной описторхозом / М. П. Бутко, И. Ф. Абиатулин // Ветеринария Кубани. - 2010. - №2. - С.4-7.

Вепрева В.В. Оценка зараженности карповых рыб метацеркариями трематод сем. Opisthorchidae в водоемах города Тюмени/В.В. Вепрева, Р.Г. Фаттахов// Вестник ОГУ. - 2008. - №85. - С.137-141.

Жукова Т.С. Биотические особенности инвазирования леща (AbramisbramaLinnaeus, 1758) трематодами / Т.С. Жукова, Л.А. Глазунова // Молодой ученый. - 2016. - № 23 (127). – С.165-169.

Зубков А.Л. Сравнительная характеристика зараженности гельминтами рыб малых рек (р. Алабуга, р. Ишим) на территории Казанского района / А.Л. Зубков, А.С. Осипов // Молодой ученый. - 2015.- № 6-5 (86). – С. 163-167.

Ильин В.С. Мышечные трематоды карповых рыб в различных водоемах Ямало- Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов / В.С. Ильин, И.С. Пай, А.С. Осипов // Инновационное развитие АПК Северного Зауралья. - 2013. – Тюмень. - С.305-307.

Исханов И.В. Роль домашних животных в распространении описторхоза в бассейне реки Терек/И.В. Исханов // Экология и биология паразитов. - 2012. – С.39-42.

Кармалиев Р.С. Описторхоз рыб в Западно-Казахстанской области / Р.С. Кармалиев, Я.М. Кереев // Российский паразитологический журнал. - 2013. - № 3. – С.11-15.

Карпенко С.В. Характеристика очагов описторхоза юга Западной Сибири / С.В. Карпенко, А.И. Чечулин, Н.И. Юрлова, Е.А. Сербина, С.Н. Водяницкая, А.В. Кривопалов, К.П. Федоров // Сибирский экологический журнал. - 2008. - Т. 15, № 5. - С.675-680.

Красавцев Е.Л. Клинико-эпидемиологическая характеристика описторхоза в Гомельской области/Е.Л. Красавцев, В.М. Мицура// Проблемы здоровья и экологии. - 2014. - № 4 (42). - С.72-75.

Крыгин В.А. Ветеринарно-санитарная экспертиза и показатели качества и безопасности рыбыприописторхозе/В.А.Крыгин,О.В.Швагер//Аграрная наука: поиск, проблемы, решения (материалы международной научно-практической конференции, 08-10 декабря, Волгоград, 2015). – 2015. - Т. 2. - С.240-244.

Маниковская Н.С. Изучение зараженности метацеркариямиOpisthorchisfelineusRivolta,1884 (Trematoda) рыбсемейства карповые (Cyprinidae)/ Н.С.Маниковская,Е.О. Кориневская, Е.П.Расковалова// Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями. – Москва. - 2015. – С.243-246.

Мерзлова Н.Б. Медицинская география биогельминтозов – описторхоза / Н.Б. Мерзлова, А.А. Шепелева // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 4. – С. 59-60.

Мусыргалина Ф.Ф. Изучение зараженности рыб сем. Карповые метацеркариямиописторхид на реке Белой Республики Башкортостан / Ф.Ф. Мусыргалина, Т.Г. Кудакаева // Общество XXI века: итоги, вызовы, перспективы, 2015. - № 4. – С.3-6.

Николаева Н. Описторхоз (эпидемиология, клиника, диагностика, лечение) / Н. Николаева, Л. Николаева, Н. Гигилева // Врач. - 2005. - № 7. – С.17-20.

Пельгунов А.Н. Проблемы описторхоза и дифиллоботриоза в нижнем течении Иртыша/А.Н. Пельгуновым// Эпизоотология, эпидемиология и мониторинг паразитарных болезней. - 2012. - № 3. – С.68-73.

ПетрачукЕ.С. Паразитофауна леща Обь-Иртышского бассейна/ Е.С. Петрачук, И.С. Пай, А.С. Осипов, Н.В. Янкова // Молодой ученый. - 2013. - № 2(49). – С.98-100.

Ратникова Л.И. Описторхоз – актуальная инвазия Уральского региона / Л.И. Ратникова, В.М. Борзунов // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2011. - № 2. – С.87-90.

Ромашова Е.Н. Карповые рыбы как источник заражения человека и домашних животных описторхозом в Воронежской области / Е.Н. Ромашова // Вестник Воронежского государственного аграрногоуниверситета, 2015. – № 3 (46). – С. 81-88.

Ромашова Е.Н. Некоторые аспекты морфологической изменчивости Opisthorchisfelineus / Е.Н. Ромашова, А.А. Кулешов, Б.В. Ромашов // Теория и практика борьбыс паразитарными болезнями. Материалы докладов научной конференции, Москва, 19-20 мая, 2015. – С. 370- 372.

Русинек О.Т. Изучение зараженности карповых рыб метацеркариями трематод в очаге описторхоза (Тайшетский район, Иркутская область, Россия) / О.Т. Русинек, Ю.Л. Кондратистов // Известия ИГУ. - 2010. – Т. 3, № 1. – С.132-142.

Стрельчик В.А. Гельминтофауна диких плотоядных животных /В.А. Стрельчик, А.М. Иванюшина, Ю.Н. Марач // Вестник ОмГАУ. - 2016.- № 3 (23). - С.125-127.

Фаттахов Р.Г. Инвазированность карповых рыб личинками возбудителя описторхоза в бассейне Иртыша на территории Омской области /Р.Г. Фаттахов, Т.Ф.Степанова,Е.С.Кряжнева,А.Н.Летюшев, 2016.-Т.7.-№ 1. - С.156-159.

Фаттахов Р.Г. Зараженность карповых рыб личинками описторхид в бассейнах рр. Тобол и Исеть в пределах Курганской области/Р.Г. Фаттахов, А.В. Ушаков // Паразитология в изменяющемся мире (материалы V Съезда Паразитологического общества при РАН: Всероссийской конференции с международным участием г. Новосибирск, 23–26 сентября). - 2013. – С.200.

Федотов А.А. Эпизоотическая ситуация по болезням рыб в Липецкой области / А.А. Федотов, Т.В. Гусева, И.В. Жуков // Ветеринарная патология. - 2008. - № 1. – С.194-196.

Чемидич Н.Д. Особенности описторхоза в природном очаге/Н.Д. Чемидич, Н.И. Ильина, В.В. Захлебаева и др. // Актуальная инфектология. - 2014 - № 2(3). – С.72-77.

Чиглинцев В. М. Современная эпидемиологическая обстановка распространенности описторхоза в г.Нижневартовске и Нижневартовском районе. // CETERIS PARIBUS, 2015. – №3. – С.14-16.

Просмотров работы: 650