Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальных классах. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальных классах.

Хасанова Р.М. 1, Головнева Н.А. 2
1БашГУ СФ
2СФ ФГБОУ ВО "БашГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов приобретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр можно сформулировать в двух аспектах:

- во-первых, о месте музыки в жизни человека;

- во-вторых, о воспитании музыки в воспитании патриотизма.

Раздел программы «Музыка моего народа» – имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Любовь к Родине – многогранное чувство. Эта умение чувствовать красоту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижение нашей национальной культуры.

Музыкальная грамотность – это способность воспринимать «музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное». Это особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого. Это способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером исполнения, это способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которым учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует последовательности и большей точности в выборе композитора и их произведений [Куберский И.Ю., 1997, С. 576.].

Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в начальной школе становятся П.И Чайковский, Л.В. Бетховен и Ф.Шопен, С.С. Прокофьев, И.О. Дунаевский и А.И. Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. Разумеется, на этом первоначальном этапе развития и музыкальной культуры названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами. Наиболее доступными детскому восприятию, составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани.

Музыка и жизнь – это генеральная тема своего рода «сверхзадача» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем – все должны помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». С каждым годом учитель может выдвигать ее все шире и смелее. При этом надо тщательно следить за тем, чтобы здесь не было ни капли внешней назидательности и риторики, ни одной пустой стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишнего конкретного содержания и эмоциональности [Белобородова В.К., 2000, С. 164].

Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины. Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. Бьют кремлевские куранты, отсчитывают время часы Спасской башни – свидетели истории нашей Родины. Они стали символом величия нашей страны. С боем часов Спасской башни Кремля начинается и кончается день нашей великой Родины.

Каждое утро и каждый вечер после боя курантов мы слышим по радио Государственный Гимн России. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа.

Младшие школьники должны знать, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить вест народ.

С этим текстом школьники уже познакомились на уроках русского языка, музыку слышали не раз при самых различных, но всегда торжественных обстоятельствах. А также звучащая гимном жизни песня Островского «Пусть всегда будет солнце!», помогавшая сплочению юных поколений всего мира «Гимн демократической молодежи» Новикова.

Младших школьников нужно познакомить с «Песней о тревожной молодость» А. Н. Пахмутовой, зовущей к тревогам жизненного пути; «Буенвальдский набат» В.И. Мурадели, призывающий всех людей мира не допустить новой войны, новых страданий и разрушений; С. С. Прокофьева «Нам нужен мир» и поэтичнейшую песню о мире И. О. Дунаевского «Летите, голуби, летите», «Песня утра, весны и мира» Д. Б. Кабалевского, посвященная тем, кто погиб в борьбе с фашизмом.

«Песня о Родине» И.О. Дунаевского рассказывает о нашей великой стране, воспитывает любовь к отечеству. Ученики почувствуют широкий, привольный характер припева, в котором преобладают черты песенности, и маршеобразный, мужественный характер запева. Причем песня начинается не с запева, как обычно, а с припева. В начале припева звучат интонации первой фразы: «Широка страна моя родная». Эти интонации и стали позывными, которые мы всегда слышим по радио и телевидению перед важными сообщениями о событиях в жизни нашей страны. Можно обратить внимание на разное звучание одной интонации в самой песне и в позывных (волевая, призывная, энергичная, маршевого характера, с острым пунктирным ритмом – и звучащая в высоком регистре, лишенная остроты пунктирного ритма и потому более песенная, сдержанная).

Еще одна песня, в которой мы также ощутим маршевость, но уже другого характера, – русская песня «Эй, ухнем!». Следует обратить внимание ребят на то, как настойчиво повторяющаяся интонация создает ощущение тяжелой поступи бурлаков, тянущих баржу.

Можно сказать, что когда-то, до революции, эту песню пели бурлаки, когда на веревках тащили против течения нагруженное судно. Рассказывая о непосильном труде бурлаков, можно прочесть строки Н. Некрасова:

Выдь на Волгу... Чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется,

То бурлаки идут бечевой.

Важно подвести ребят к мысли о том, что песня объединяла усилия людей, помогала им, подчиняя их движения единому ритму. Можно предложить учащимся представить себя в роли бурлаков и как бы тянуть воображаемый канат, ощущая тяжесть, сильное напряжение. После этого школьникам показать картину И. Репина «Бурлаки на Волге» и дать послушать грамзапись песни в исполнении Ф. И. Шаляпина, предварительно сказав несколько слов об этом великом русском певце, который сам родился на Волге, хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские песни.

«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» – еще один пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучанием набатного колокола, контрастирует с певучей средней частью, в которой поочередно звучат женская и мужская группы хора.

Учитель должен рассказать ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.

Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

Знакомство с музыкой Д. Шостаковича «Новороссийские куранты» также важно для патриотического воспитания школьников.

В городе-герое Новороссийске сооружен мемориал в честь его героических защитников в годы Великой Отечественной войны. Здесь каждый час звучит скорбная и торжественная музыка, побуждающая слушателей задуматься о величии подвига советского народа.

Эмоционально-нравственной вершиной занятий должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Затем можно дать классу послушать всю арию с большим речитативным вступлением и заключением. Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа [Апраксина О.А., 1999. С.114].

Сравним по контрасту эти сцены – гибель героя и радостное ликование победившего народа. В первой преобладают минорные краски, во второй – мажорные; сдержанные темпы и динамика придают арии суровость и мужественность, а в хоре звучание, наоборот, мощное, торжественное; арию исполняет бас с оркестром, а хор «Славься!» исполняется в сопровождении двух оркестров и даже колоколов, отчего музыка становится особенно радостной, праздничной, победной. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими героями, историей, совершениями.

П.И. Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бес-конечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преобладанием песенности.

Бетховен предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочинениях лирических и скорбных). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.

Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощавший в своей музыке красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания, связанные с борьбой угнетенного народа за свободу (здесь музыка Шопена порой приближается по характеру к бетховенской).

Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже как композитор, развивавший патриотические традиции глинкинского «Ивана Сусанина» (например, кантата «Александр Невский»). Музыкальный язык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощущением особой любви к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.

Таким образом, патриотическое воспитание на уроках музыки в начальных классах воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. – М.: Просвещение, 1999. – 130 с.

Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. – М.: Просвещение, 2000. – 237 с.

Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997 – 576 с.

Просмотров работы: 65