Из опыта создания информационной образовательной среды в школах Алтайского края - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Из опыта создания информационной образовательной среды в школах Алтайского края

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) активно внедряются в нашу жизнь. Учащиеся разных возрастов быстро усваивают эти технологии. Они используют их в повседневной жизни: успешно апробируют различные приложения на гаджетах, осваивают их для коммуникативных целей и т.д. И очень важно сформировать у школьников навыки жизни в цифровом мире, обучить их обработке и анализу данных, элементам программирования.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» был разработан федеральный проект «Цифровая школа» для создания к 2024 году во всех образовательных организациях безопасной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [4]. Цифровая школа – это большой инфраструктурный проект. Цифровая образовательная среда позволяет оптимизировать деятельность образовательных организаций, повышает безопасность хранения данных, снижает нагрузку в введении административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. Так же проект направлен на создание развития онлайн обучения, что позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, в том числе и труднодоступных регионах РФ; создание электронных образовательных ресурсов по всем предметам.

Школы Алтайского края апробируют проект «Цифровая школа» на протяжении нескольких лет. Так МКОУ «Тальменская СОШ №5» в 2016 году становится региональной инновационной площадкой по внедрению электронных учебников. К 2018 году проделана большая работа по увеличению в школе количества учащихся использующих электронные учебники; повышению ИКТ – компетентности учителей и учащихся; привлечению средств для улучшения ресурсной базы общеобразовательного учреждения. Создана информационная образовательная среда (ИОС) учреждения, медиацентр, в котором имеется локальная сеть, подключение к сети Интернет, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем предметным областям. Имеется полнокомплектный компьютерный класс [1].

В 2015 году МБОУ «Лицей «Эрудит»» (г. Рубцовск) получил статус региональной инновационной площадки (РИП) по направлению «Развитие информационной образовательной среды образовательных организаций, внедрение современных информационных технологий». С 2016 года в лицее реализуется программа непрерывного повышения ИКТ-компетентности педагогов. Педагогами лицея освоены и внедрены в практику следующие ИТ-инструменты: Интернет - сервис Test Pad, конструктор сайтов Wix, программа ХроноГраф - «редактор расписания», сервисы для создания ментальных карт [2].

МБОУ «Гимназия № 42» г. Барнаула в 2015 году получила статус региональной инновационной площадки по тому же направлению, что и Лицей «Эрудит». Целью проекта в гимназии стала разработка модели эффективной информационной образовательной среды образовательной организации. В рамках данного проекта была разработана и внедрена электронная система методической и технической поддержки и электронная система анкетирования, а так же внедрена электронная библиотека ЛитРес; разработана программа совершенствования компетентности участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС, модель взаимодействия участников образовательного процесса с использованием возможности ИОС в условиях внедрения ФГОС; разработаны условия отбора инновационных педагогических технологий для организации деятельности в рамках эффективной ИОС [5].

МБОУ Гришковской СОШ так же был присвоен статус РИП по данному направлению. Целью проекта школы стала разработка системы повышения ИКТ компетентности педагогов в части эффективного применения информационно образовательной среды в условиях введения ФГОС[6]. Проект «Цифровая школа» в данной организации реализуется по следующим направлениям:

1) формирование ИКТ компетентности педагогов (Эффективное использование интернет сервисов «Google», АИС «Сетевой край», «Я класс» и т.д.);

2) автоматизация управления образованием (сокращение документооборота, использование электронной почты, осуществление мониторинга и фиксации хода и результатов образовательной деятельности с помощью сервисов «АИС. Сетевой край. Образование», использование «АИС. Сетевой край. Образование» и «Е-услуги. Образование» для учёта детей, персональные сайты педагогов, коллективные сайты классов.);

3) распространение опыта в части инновационных технологий.

В настоящее время количество образовательных организаций в крае, участвующих в проекте «Цифровая школа», увеличивается. Несмотря на успешное внедрение ИОС, школы всё же сталкиваются с трудностями. Прежде всего, это финансовая сторона. Несмотря на государственную поддержку проекта, нет возможности обеспечить всех учащихся персональными устройствами для загрузки электронной формы учебника (ЭФУ). Школы прибегают к помощи родителей, но и с их стороны не всегда может быть оказана поддержка (речь идёт о малообеспеченных семьях). В таких случаях проблема решается за счёт привлечения спонсорской помощи.

«Цифровая школа» изменяет роль педагогов и образовательной организации. Для учителей цифровизация снижает административную нагрузку, а так же повышает ИКТ – компетентность. В крае существуют школы, которые накопили немалый опыт по созданию информационной образовательной среды. Представители этих организаций делятся опытом на региональных конференциях с коллегами, которым предстоит участие в данном проекте.

С целью подготовки педагогических работников к работе в формате «Цифровая школа» Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования был организован межрегиональный проект «Цифровые каникулы», в рамках которого прошла встреча с представителями международной технологической компании Яндекс, научно-производственной компании «Научные развлечения», ведущих российских проектных платформ «КосмОдис», «ГлобалЛаб», «Стемфорд», технологических компаний «Фриматик», «Компьютерная галактика». От данных компаний прозвучали предложения педагогам множество ориентиров по цифровым технологиям для школы и навигацию по ведущим российским цифровым образовательным платформам [3]. Совместные проекты помогают учителям края в освоении международной проектной методологии, поспособствуют эффективному внедрению цифровых лабораторий в деятельность школьных научно-инженерных центров и переходу к экспериментальным формам проектной работы.

На сегодняшний день расширяются границы реализации проекта «Цифровая школа» за счёт подготовки кадров, технической поддержке образовательных организаций, повышения ИКТ-компетентностей у участников образовательного процесса.

Список литературы:

1. Инновационный проект [Электронный ресурс] / МКОУ Тальменская СОШ №5 – Режим доступа : http://oo874.edu22.info (дата обращения 11.12.2018г.)

2. Инновационный проект МБОУ «Лицей «Эрудит» «Информационно-образовательная среда лицея и инновационные ИКТ-технологии как ресурс управления качеством образования в условиях реализации ФГОС» МБОУ лицей «Эрудит» [Электронный ресурс] / МБОУ «Лицей «Эрудит»» - Режим доступа : http://erudit.edu.ru (дата обращения 11.12.2018г.)

3. Овчарова С. В. Алтайский край готов к реализации проекта «Цифровая школа» [Электронный ресурс] / Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования – Режим доступа : http://www.akipkro.ru/allnews/14876-altajskij-kraj-gotov-k-realizatsii-proekta-tsifrovaya-shkola.html (дата обращения: 11.12.2018г.)

4. Паспорт федерального проекта «Цифровая школа» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : https://new.avo.ru/documents/33446/1306658/Цифровая+школа.pdf/82453653-bbcc-3356-ffdf-04b00193c783 (дата обращения: 10.12.2018г.)

5. Проект по развитию ИОС [Электронный ресурс] / МБОУ «Гимназия № 42» - Режим доступа : http://gym42.ru (дата обращения 11.12.2018г.)

6. Проект «Информационные технологии – шаг в будущее» [Электронный ресурс] / МБОУ «Гришковская СОШ» - Режим доступа : http://grschool.ru/doc/in/proek.pdf (дата обращения 11.12.2018г.)

Просмотров работы: 12