Образ родителей и образ подростков у клиентов психологического центра - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Образ родителей и образ подростков у клиентов психологического центра

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общеизвестно, что подростковый возраст всегда называли и называют «трудным». В настоящее время в психологическом консультировании подростки также заявляют о своих проблемах. Среди запросов к психологу у подростков чаще всего встаёт проблема взаимоотношений с родителями. С началом каждого учебного года, к середине или к концу первой четверти родители подростков приходят за психологической помощью и становятся клиентами, чаще вместе со своими взрослеющими детьми.

В условиях современного мира при свободном перемещении людей по всему миру приходится иметь дело с клиентами и из других стран, временно пребывающих на территории России. Проблемы подростков остаются схожими, а их носители − нуждающимися в помощи или поддержке. Как известно, семейная среда в большой мере является той средой, которая детерминирует развитие личности подростка.

Много научных исследований посвящено специфике психологической работы с подростками и их семьями, ее видам, методам и техникам её осуществления на практике. Данный факт закономерен, так как подростковый период, являясь критическим [11], сопряжён с изменением всей структуры взаимоотношений и общения подростка с миром. Это проявляется в изменении характера взаимоотношений с родителями (сепарация, возрастание противоречий, снижение авторитетности родителей для подростка), что обусловлено внутренним конфликтом подростка между потребностью в родительской опеке и желанием самостоятельности, равноправных отношений.

В этом возрасте становится видно, какие ошибки в воспитании допущены родителями, и на каких этапах взросления ребёнка что-то оказалось упущенным, несформированным. У подростков ярко проявляются внутренние напряжения и противоречия. Они конфликтуют со всеми: сверстниками, учителями, близкими. Семейные отношения обостряются, проблемы представляются родителям нерешаемыми. При этом необходимо учитывать то, что подросток, эмансипируясь от родителей, нуждается в близости с ними.

Нельзя не согласиться с А. А. Писаревой в том, что при работе с подростком важно учитывать весь круг проблем этого возраста, особенности его взаимоотношений с родителями, предполагать возможные варианты дезадаптаций, интегрировать опыт различных областей психологического, педагогического знания, а также изучить все значимые факторы, которые могут оказывать влияющие на формирование здоровой личности и наметить основные варианты психологической поддержки и помощи подросткам и их родителям [6].

С.В. Шкилев и коллектив авторов обращают внимание на то, что именно семья является первым ориентиром в становлении личности ребёнка, его отношения к другим людям и явлениям. Развитие личности ребёнка, будучи полностью зависимого от родителей, как эмоционально, так и материально, при неблагоприятно складывающихся отношениях с ними, дефиците удовлетворения базовых психологических потребностей в принятии, уважении, любви, поддержке, может значительно деформироваться [9].

Работа психолога может строиться по-разному, в зависимости от запроса семьи: только с подростком, только с одним из родителей, с родителями без ребенка. Неотъемлемым направлением работы психолога также является совместная консультация подростка и родителей, так как именно эти взаимодействия могут быть источником травматизации для подростка.

Практика работы по взаимодействиям подростка с родителями и родителей со своим ребенком широко представлена в литературе. Однако в проблематике взаимодействия подростков и родителей ещё не все изучено, например, вопрос восприятия, понимания и оценки родителей самими подростками. Анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных восприятию образа ребенка родителями в системе ролевых отношений, показал, что многие аспекты межличностного познания родителями детей остаются мало изученными.

Выявление особенностей и взаимосвязей между взаимным субъективным восприятием родителями своего подростка и субьективным восприятием своих родителей подростком представляется актуальным. На наш взгляд, ощущается явный недостаток исследований образа родителя, существующего в сознании современного ребенка.

Дети внимательно следят за своими родителями, более тщательно оценивают своих родителей и знают своих родителей лучше, чем родители знают ребенка. Разница позиционной мощи делает это неравенство обязательным. Зачастую на психологической консультации в беседе о том, что родители и их дети-подростки знают друг о друге, родители не определяют главных приоритетов своего ребенка, тогда как ребёнок может точно рассказать, чем был занят родитель, и что у него было в приоритете.

Как отмечает Карл Пикхорд, когда родитель обладает большей властью в отношениях, ребёнок компенсирует недостаток, тщательно изучая носителя этой власти. Ребенок нуждается в более полном понимании и предсказуемости в поведении родителя для обеспечения собственной безопасности [7]. И тогда он может косвенно управлять родителем, обладающим всеми рычагами власти и большей силой и средствами, например, контроля.

Так, в профессиональных коллективах подчинённый лучше знает начальника, в группах сверстников последователь знает лидера, жертва лучше знает обидчика (абьюзера, преследователя, агрессора), в тюрьмах пленник лучше знает своего тюремщика и так далее.

Родители значительно недооценивают, как часто они находятся под наблюдением у ребёнка, и не знают, как именно оценивает их ребенок. В суете своего превосходного положения родители предпочитают думать, что они знают ребенка лучше всего. Однако от раннего детства до подросткового возраста, а затем и от периода юношества до этапа взрослости субъективная сущность этой оценки меняется: ребёнок дошкольного возраста стремится идеализировать родителей, младший школьник и подросток склонен критиковать родителей и смещать их с пьедестала, детронизировать, а молодые люди имеют тенденцию полученное воспитание принимать и относиться более спокойно к своим родителям.

Говоря об образе родителей, который складывается в сознании подростка, важно отметить, что в теоретическом анализе этой проблемы существуют определённые наработки. Как отмечает Л.Ф. Фомичёва, существуют образы отношений, образ «Я» и образ другого человека (значимого Другого) [9].

Об образе Другого пишет С. Б. Спиридонова [8]. А. А. Бодалёв понимает под образом Другого целостный психический акт, обладающий всеми свойствами результата отражения [1]. Главное, что отличает образ Другого от всех видов отражения, является то, что в психический образ включены психологические характеристики качеств личности. Эти характеристики не даны в той же непосредственности тому, кто их воспринимает, как физические свойства объекта. Однако именно они являются главным предметом познания людьми друг друга.

По мнению Г.В. Иойлевой, образ можно рассматривать как своеобразную единицу «потока сознания». По закону системы познания это будет – как часть, повторяющая целое [4].

Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-либо фоне. Оно постоянно (форма, размер и цвет сохраняются) и стабильно независимо от того, далеко они от нас находятся или близко, и с какого угла зрения мы на них смотрим.

По мнению Е.А. Кубраковой, образность – важнейшая категория нашего сознания и важная качественная характеристика мышления [5]. В психологии образы восприятия называются – перцепты. Их трактуют как форму опосредованного психического отражения действительности. Эта форма возникает в результате восприятия человеком различных процессов и явлений окружающего мира. Помимо образов восприятия есть образы представления, к которым относят образы воспоминания и воображения.

В области психологии межличностного познания выполнено большое количество исследований, посвященных изучению процесса и условий формирования образа другого человека (Ф. Е. Василюк, И. С. Кон, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и другие). Выявлено, что особенности образа другого человека в значительной мере определяются половозрастными, профессиональными особенностями субъекта познания. Было также установлено, что на восприятие личности другого человека влияют опыт общения, самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации и, кроме этого, характеристики группы, в которую входит воспринимаемый человек, например, её сплоченность. В качестве процессов формирования образа другого человека выступают феномены стереотипизации, сравнения с эталоном, приписывания личностных свойств и причин поведения, логические умозаключения и другие.

Ф. Е. Василюк, говоря о структуре образа, уделяет внимание тому, как осуществляется функция интегрирования, как образ порождает переживание этого образа [2]. Тем органом, который собственно осуществляет в образе функцию интегрирования, является чувственная ткань, приобретающая форму ощущения при решении какой-то перцептивной задачи, скажем, различения двух похожих объектов, когда в сознании доминирует полюс предметного содержания. Если в сознании доминирует полюс смысла в экзистенциально напряжённой жизненной ситуации, то чувственная ткань приобретает форму эмоции. Но как бы ни были разнообразны и феноменологически несхожи между собой эти формы, всех их объединяет одно: чувственная ткань по своему способу существования в сознании есть переживание, непосредственное внутрителесное чувствование. Именно оно особо привлекает внимание исследователя, так как именно через такого рода проживания и переживания образа у личности формируется свой особый образ личности значимого Другого.

Формирование образа – это сложный, процесс, он разворачивается последовательно и постепенно. В нем обязательно присутствует в той или иной степени выраженности субъективность образа, которая включает в себя момент пристрастности субъекта (зависимость образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций и т. п.). Мысленный образ «строится» с помощью воображения, затем информация преобразуется в определённую последовательность, организуется, происходит преобразование этих образов в языковую информацию.

Образ как результат межличностного восприятия выполняет не только осведомительную, но и регулятивную функцию. Образы определяют стиль и характер взаимодействия, ориентируют в ситуации общения и способствуют выбору средств воздействия на человека. Восприятие своих родителей с точки зрения их социальной роли, родительской функции также выполняют регулирующую функцию в развитии взаимоотношений с другими. Определённый образ родителей появляется у ребёнка из опыта отношений с матерью, отцом, и зависит от характера этих отношений. В дальнейшем сложившиеся образы матери и отца, образ их родительской роли уже сами начинают определять специфику детско-родительских отношений. Бывают семьи, где ребенка воспитывают отчим или мачеха, однако функцию они выполняют родительскую. И у ребенка есть образ родителя.

Несмотря на то, что в области психологии детско-родительских отношений многие исследователи подчеркивают, что восприятие родителем личностных особенностей ребёнка выполняет регулирующую функцию в их отношениях, наблюдается дефицит конкретных эмпирических данных о процессе и условиях взаимного межличностного оценивания. Открытым остается вопрос и о том, что нужно делать для того, чтобы улучшить качество межличностного восприятия, как помочь родителю принимать своего подростка и корректировать образ ребенка. Не изучена связь восприятия родителем ребёнка с тем, как ребенок его воспринимает, не проанализировано влияние таких взаимовосприятий.

Ю.В. Евстратова отмечает возросший интерес к изучению образа семьи и взрослого, самого ребёнка именно в тех семьях, в которых дети воспитываются в условиях институционализации [3] .

Таким образом, важно отметить, что на современном этапе возрос интерес исследователей к изучению образа семьи, образа взрослого и образа ребёнка. Наибольший интерес представляют образ родителя глазами ребёнка и образ ребёнка глазами родителя. Именно в их связке можно говорить о возможности развития рефлексии как инструмента осознанности у подростков и их родителей с целью понять особенности межличностных отношений в детско-родительском взаимодействии.

Список литературы

Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Из-во Моск. Ун-та, 1982. – 200с.

Василюк, Ф.Е. Структура образа (текст) / Ф.Е. Василюк.// Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 5-19.

Евстратова, Ю.В. Исследование категории образа. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3 – С. 35-40.

Ийолева, Г.В. Образ в структуре сознания. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 3. – С. 144-149.

Кубракова, Е.А. Категория «Образ» в междисциплинарном аспекте. // Перевод и сопоставительная лингвистика. Уральский гуманитарный институт. – 2016. – № 12. – С. 15-21.

Писарева, А.А. Значимость образа родителя в психологическом консультировании подростка. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017. – № 1. – С. 75-78.

Пикхорд, К. Кто украл моего ребенка. М. Росмэн. 1998. – 120 с.

Спиридонова, С.Б. Образ другого в развитии самопознания.// Известия Саратовского университета. – 2015. – Т. 4. Выпуск 2 (14) – С. 111-115.

Фомичева, Л.Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков.// Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 26-32.

Шкилев С.В., Кучерявенко, И. А., Одрына, О.В. Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности // “Young Scientist”. Psychology. №25 (159), June 2017.

Bubnovskaya O.V. Gender Features of Motivational and Personality Sphere of the Youth //World Applied Sciences Journal. 2013. Т.27. № 13 A. (Education, Low, Economics, Language and Communication). – рр. 48-52 (DOI: 10:5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.11).

Просмотров работы: 94