Рассматривается сущность “public relations” (ПР), как важнейшего инструмента создания деловых доверительных отношений между фирмой и обществом, потребителями, государством. Указываются различия ПР и рекламы. Рассматриваются важнейшие направления ПР-деятельности предприятия.
Единого определения, чем же именно является деятельность, именуемая “public relations” (ПР), не существует, поскольку за последние 60 лет предлагалось множество самых разных толкований этого понятия. Реке Харлоу, старейший специалист по ПР из Сан-Франциско, изучил 472 различные определения ПР и на их основе разработал собственное: «PR - это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью».
Сэм Блэк в своей книге, посвященной ПР, предпочитает краткое и всеобъемлющее определение: «Public Relations» - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».
Цель ПР - установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
Масштабы такого взаимодействия, направленного на развитие прочных связей с общественностью, могут быть самыми разными в зависимости от величины и характера сторон, но философия, стратегия и методы остаются очень похожими, какая бы цель ни ставилась - будь то, например, воздействие на международное взаимопонимание или улучшение отношений между компанией и потребителями ее продукции, агентами и сотрудниками.
Пониманию способствуют репутация, имеющийся опыт и культурные факторы. Важные составляющие части большинства программ ПР по завоеванию надежной репутации - создание атмосферы доверия и осуществление единой стратегии.
В наши дни термин «public relations» включает в себя следующие основные направления:
1. Общественное мнение.
2. Общественные отношения.
3. Правительственные отношения.
4. Жизнь общины.
5. Промышленные отношения.
6. Финансовые отношения.
7. Международные отношения.
8. Потребительские отношения.
9. Исследования и статистика.
10. Средства массовой информации (СМИ).
В них ПР играют важную роль, и, хотя теория и философия ПР в равной мере приложимы к каждому из них, некоторые детали и приоритеты изменяются в зависимости от направления.
ПР могут внести значительный вклад в практику управления в самом широком смысле этого слова [14, с. 211].
Вот список разнообразных сфер приложения знаний и умений специалиста в области ПР:
1. Консультирование на основе законов поведения человека.
2. Выявление возможных тенденций и предсказание их последствий.
3. Изучение общественного мнения, отношения и ожидания со стороны общественности и рекомендации необходимых мер для формирования мнения и удовлетворения ожидания.
4. Установление и поддержание двустороннего общения, основанного на правде и полной информированности.
5. Предотвращение конфликтов и недопонимания.
6. Содействие формированию взаимного уважения и социальной ответственности.
7. Гармонизация личных и общественных интересов.
8. Содействие формированию доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и потребителями.
9. Улучшение производственных отношений.
10. Привлечение квалифицированных работников и снижение текучести кадров.
11. Реклама товаров и услуг.
12. Повышение прибыльности.
13. Создание «собственного имиджа».
Залог успеха ПР - в правдивой и полной информации, в непрерывной деятельности. ПР никогда не смогут заменить высокие производственные показатели, напротив, скорее всего, они выявят скрытые недостатки. Очень важен правильный выбор времени и распределение приоритетов на самой ранней стадии планирования.
Понятие “public relations” включает в себя:
1. Все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между организацией и теми, с кем эта организация вступает в контакт как внутри, так и за ее пределами.
2. Рекомендации по созданию „общественного лица" организации.
3. Мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания.
4. Мероприятия, направленные на расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды, рекламы, выставок, видео- и кинопоказов.
5. Любые действия, направленные на улучшение контактов между людьми или организациями.
Понятие паблик рилейшенз входит в комплекс мероприятий, которые оценивают отношения к рекламе общественности, координируют политику, проводимую продавцом, и его действия с общественными интересами и реализуют программу для достижения общепринятого понимания и восприятия [5, с. 156].
Если рассматривать PR с точки зрения маркетинговых коммуникаций, то PR – это процесс формирования системы коммуникаций продавца с целевыми аудиториями на основе объективной информированности в рамках достижения продавцом достижения своих целей.
Кардинально различаются главные цели рекламы и PR. Для PR главная цель – это достижение взаимопонимания и согласия, для рекламы – продажа товары и решения других задач маркетинговой политики продавца [2, с.81].
Связи с общественностью (Public Relations, PR) предназначены для формирования общественного мнения путем размещения информации, направленной на создание положительного имиджа компании посредствам информирования в печатных изданиях, телевидении, радио, организации пресс-конференций, участия в выставках, спонсорства, различных мероприятий (к примеру, спортивных), проведения бенчмаркинга (изучения опыта, внедрение лучших моделей и продвижение собственных моделей как лучших). Отличается высокой степенью правдоподобия. Информационное сообщение, статья или очерк в газете кажутся более реальными и правдоподобными, чем рекламное объявление.
Согласно данным Американского общества по связям с общественностью, связи с общественностью помогают организации и ее аудитории взаимно адаптироваться друг к другу. Считается что мероприятия по связям с общественностью – хороший инструмент для подготовки почвы для рекламы, особенно в случае вывода нового товара. Основное преимущество данного инструмента коммуникации для бренда заключается в том, что усилиями специалистов по связям с общественностью формируется привлекательный, позитивный имидж бренда среди круга потребителей, которые избегают контактов с продавцами и не читают рекламных объявлений. Сообщение поступает к покупателям в форме «новостей», а не торговой рекламы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
БлажновЕ.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М.: Экономика, 2014. 354 с.
Бове К.Л. Современная реклама. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2015. 450 с.
Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг. Учебник. М.: Банки и биржи, 2018. 236 с.
Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия рекламы. СПб.: Питер, 2017. 573 с.
Исаенко Е.В., Васильев А.Г. Организация и планирование рекламной деятельности. М.: Дашков и К, 2015. 234 с.
Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. СПб.: Питер, 2016. 214 с.
Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: Перевод с английского. М.: ЮНИТИ, 2014. 615 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Учебник. СПб.: Изд-во СПб. Университета, 2016. 376 с.
Рожков И. Я. Реклама: планка для "профи". М.: ЮНИТИ, 2015, 208 с.
Росситер Д. Р. и др. Реклама и продвижение товаров. СПб.: Питер, 2017. 651 с.
Уперов В.В. Реклама - ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы. М.: Гермес, 2018. 220 с.
Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело: Учеб. пособие. М.: ЭКМОС, 2016. 176 с.
Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. /Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2017. 735 с.
Чумиков А. М. Креативные технологии "Паблик Рилейшенз". М.: ЮНИТИ, 2018. 537 с.