Традиционные народные игры в учебно-воспитательном процессе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Традиционные народные игры в учебно-воспитательном процессе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения и воспитания в частности. К таким активным формам относятся традиционные народные игры.

В целом, игровая деятельность является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает информацию через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

В настоящее время имеется множество теорий и подходов к понятию «игра».

Согласно исследованию В.Н. Ванюшина, С.В. Гвоздиковв, А.Р. Лаврентьевв, Л.А. Орловой игра занимает центральное место в жизнедеятельности любого социума и пронизывает почти все сферы деятельности [Ванюшин, Гвоздиков, Лаврентьев и др., 2015, с. 11].

В.Н. Казаренков под игрой подразумевает вид социальной деятельности, который наделен характерными признаками социальной активности. Также игре, по мнению данного автора, свойственные специфические особенности: игра выступает в качестве свободной и добровольной деятельности, структурированная определенными правилами и нацеленная на освоение субъектом социальной реальности, на его приспособление к изменяющимся обстоятельствам и формирование новых форм социальной деятельности» [Казаренков, 2002, с. 23].

В научном издании Н.В. Варламовой встречаем следующее определение: «Игра – это в определенной мере формализованная деятельность, которая осуществляется по заранее определенным правилам, сама по себе не имеющая утилитарного значения и выраженного материального итога, но предоставляющая удовольствие» [Варламова, 2010, с. 59].

В целом, большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

– свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

– творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

– эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [Шмаков, 1996, с. 67].

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Традиционные игры аккумулируют в себе народную память, многовековой опыт жизни, устанавливают нормы и принципы поведения детей в обществе и нередко становятся неписанными законами.

Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Таким образом, традиционные народные игры в образовательном и воспитательном процессе младших школьников имеют большое значение, поскольку посредством игровой деятельности, учащиеся впитывают в себя народные традиции, укрепляются понятия о добре и зле, воспитывается чувство патриотизма, любви к миру, Родине и окружающим. Национальные игры, состязания, забавы являются увлекательной и полезной формой воспитания, обучения младших школьников и позволяют им реализовывать свои возможности в различных условиях.

Список использованных источников и литературы

Ванюшин В.Н., Гвоздиков С.В., Лаврентьев А.Р., Орлова Л.А. Деловая игра в обучении: научно-практическое пособие. – Дзержинск: изд-во «Конкорд», 2015. – 131 с.

Варламова А.Я. Педагогика: учебно-методическое пособие. – Волгоград: изд-во ВолГУ,2010. – 76с.

Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 96 с.

Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. – М.: Новая школа, 1996. – 112 с.

Просмотров работы: 28