ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ Ш.А. АМОНАШВИЛИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ Ш.А. АМОНАШВИЛИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание практики работы Ш.А. Амонашвили основывается не на индивидуальном подходе к ребенку, а на личностоном. Проявлением этого служит учет личных качеств ребенка, который каждый урок получает оценку своего труда за инициативность, стремление к познанию, за проявляющуюся из урока в урок любознательность, за творческие способности, за выбор задач, опираясь на свои способности, оценивая их.

Основой технологии Ш.А. Амонашвили служит принцип самостоятельности, согласно которому учитываются личностные особенности ребенка, целенаправленно создаются комфортные условия, которые способствуют проявлению самостоятельности мышления и деятельности учащихся. Создание педагогом проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, основываются на точном знании и осмыслении психологии младших школьников, способствует решению ряда педагогических задач, стимулируя у детей различные проявляющиеся инициативы.

В технологии обучения Ш.А. Амонашвили принципиально значителен выбор методов и приемов, реализующих различные инициативы учащихся:

1. Методы и приемы стимулирования познавательных инициатив.

2. Методы и приемы, стимулирующие самостоятельное (творческое) проявление инициативы.

3. Методы и приемы стимулирования инициатив детей, которые возникают в ходе осуществления деятельности.

4. Методы и приемы стимулирования коллективных инициатив учащихся.

5. Стимулирование самопознания, самоопределения детей [Терезанова, 2012, с. 139].

Используемые методы и приемы организации педагогического процесса направлены на способствование и поддержание сотрудничества между учителем и учениками, между товарищами.

Следует отметить, что Ш.А. Амонашвили занимался обучением, воспитанием и развитием детей младшего школьного возраста, имеющего ряд своих особенностей. Он научно обосновал и проверил в школьной практике принципы, условия и содержание работы с учащимися младших классов, которые способствуют становлению социально значимых мотивов учения, гуманизации знаний и всестороннему развитию личности детей.

Методика обучения Ш.А. Амонашвили имеет ряд отличий от традиционной системы образования. Занятия согласно данной системе построены по принципу самостоятельного решения проблемы, которая была поставлена учителем в ходе урока, а ученик, используя свои знания и силы, пытается самостоятельно найти пути ее решения. Использования данной методики предполагает, что преподаватели самостоятельно занимаются выбором учебных пособий и материалов.

Ш.А. Амонашвили были предложены некоторые методические рекомендации, позволяющие организовать процесс обучения и воспитания младших школьников: непринужденное учение, забегание вперед, опережение в изучении материала, свобода выбора, коллективная работа участников педагогического процесса, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческого потенциала и самоуважение школьника. Учитель и ученик должны быть равноправными партнерами. Ребенок имеет самостоятельность, являющейся достаточным, для того чтобы ученики смогли приобрести знания, умения, жизненный опыт, а также сформировать собственное мировоззрение. Педагог выступает в роли наставника и опытного советчика, который помогает и направляет ученика.

Для Ш.А. Амонашвили определение нового содержания, форм и методов развивающего начального обучения было самой большой и главной деятельностью. Ученым было выделено несколько направлений задач исследования:

- обучение и воспитание детей младших школьников. Педагог считает, что воспитание гуманности у ребенка, духовности происходит в том случае, если это богатство впитывается через эмоции, через чувства переживания, радости, гордости. Ш.А. Амонашвили считает, что литература – это средство воздействия на разум и чувства ребенка.На уроках чтения при свободном разговоре происходит обсуждение книг, человеческих поступков, взаимоотношений между людьми, о проявлении добра и зла. Так же автор подчеркивает, что если мы хотим воспитать доброго и отзывчивого ребенка, мы сами должны быть гуманными и справедливыми по отношению к ребенку. Отношения между учеником и педагогом должны быть доверительными и уважительными.

- безотметочное обучение. Ш.А. Амонашвили считает, что дети способны к обучению без отметок, и они будут учиться, если процесс обучения будет интересен и направлен на развитие познавательных стремлений;

- основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. Благодаря такой организации обучения учащиеся I-III классов намного раньше овладевают элементами письменной речи. Сформированные механизмы письменной речи и, соответственно, техника письма позволяют учащимся преобразовывать содержание устной и внутренней речи в письменную речь, достаточно ярко и логично излагать свои мысли и впечатления. Кроме того Ш.А. Амонашвили вводит «письменную речь» - не что иное, как сочинение, чтобы сформировать у ребенка самооценку, самокритичность и самовоспитание.

Педагогическую позицию Ш.А. Амонашвили отличает точное знание и глубокое понимание психологии детей младших школьников. Дети в раннем возрасте в общении со взрослыми зависимы от оценок взрослых, которые имею для них авторитет. и «Прикасайся к чувствам ребенка с таким же вдохновением и мастерством, как прикасался к струнам своей лиры Орфей» [Амонашвили, 1995, с. 46]. Педагог не только принимает все особенности нелогичного, неугомонного, непосредственного, импульсивного, эмоционально насыщенного, непредсказуемого дошкольного и младшего школьного возраста, но и «любуется ДЕТСТВОМ» в высоком понимании этого слова. «Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям, оно дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное» [Амонашвили, 1986, с. 34].

Таким образом, основы личностного подхода педагогики сотрудничества лежат в основе технологии Ш.А. Амонашвили. Технология способствует становлению, развитию и воспитанию ребенка, становлению познавательных сил и их развитие, созданию оптимальных условий для получения знаний и умений. Согласно его технологии, жизнь ребенка в школе должна быть насыщенной. Общение с товарищами, педагогами должны приносить ребенку радость. Ребенку присуще желание и стремление к познанию, общению, самовоспитанию. Создание условий и организация пространства для успешного развития желаний и стремлений ребенка является главной задачей педагога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

3. Терезанова О.И. Современный ситуационный подход к воспитанию детей дошкольного возраста в свете гуманной педагогики Амонашвилли // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/259 (дата обращения: 11.10.2018).

Просмотров работы: 2445