Изучение процесса адаптации юношей и девушек к новым условиям предполагает анализ категории «адаптация». В различных энциклопедических словарях термин «адаптация» определяется как «...приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды», что обозначает медико-биологические подходы этого процесса . Поэтому мы поднимаем проблему социальной адаптации так как человек в современном обществе находится в противоречивых социальных условиях, обусловлены не столько социально-политическими аспектами, сколько духовно-нравственными. Существуют ценности и принципы социальной среды, которые не соответствуют или даже разногласие смыслу и задачам развития личности. Если эти ценности не согласованы с законом развития личности, то социальная адаптация способствует усвоению норм.
Такими проблемами наполнен юношеский возраст. Педагоги и психологи признают юношество как самую «страдающую» часть населения. Это трудный и важный период для жизни каждого человека, который наполнен многочисленными соблазнами, распространение рекламы в виде секса, алкоголя, наркотиков, свободы, которыми подавились тысячи юношей и девушек. Некий «плюрализм», который можно принимать за свободу, ставит перед юношами сложный выбор собственного пути, выбор ценностей, формирование мировоззрения, выбор своих интересов, своей идентичности, что является задачей развития юношей и девушек, без решения которой жизненный путь человека искривляется. Американский психолог Д. Элкинд описал случаи несформированной идентичности, несформированного правильного и целостного мировоззрения. Он считал юношей и девушек будущими невротиками, которые осложняют жизнь себе и своим близким и родным. Мы можем с ним соглашаться, или нет, но в одном он прав, что адаптация понимается как принятие общих норм и ценностей , которые способны исказить развитие личности в период его развития.
Мы обратили внимание на стадии адаптации личности в новой социальной среде, которые представлены ниже:
1. Начальная стадия, когда студенты осознают, как они должны повести себя в новой для них обстановке, но пока не готовы признать и принять новые социальные условия, новые правила и готовы придерживаться прежней системы ценностей ,которая удобна им;
2. Стадия терпимости, когда юноша или девушка и новая среда проявляют взаимный интерес к новым системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3. Аккомодация, т.е. принятие студентов основных правил новой социальной среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида;
4. Ассимиляция, т.е. принятие новых систем ,правил ,ценностей , групп и среды .
В педагогической литературе проблема социальной адаптации рассматривалась М.Р. Битяновой, К.Ю. Грачёвым, B.C. Кагерманом, Л.И. Кохановичем, В.А. Комаровым, B.А. Караковским, Л П. Лазаревой, а так же O.E. Шафрановой и др., как система профессиональной деятельности психолога, педагога, которая направлена на разработку новых социально-психологических правил для успешного научения, самоопределения и психологического развития в ситуациях взаимодействия в процессе обучения .
Человек, который проживает свою жизнь в обществе, «обходит» свою личность, не обращая внимания на свои принципы,убеждения, и тем самым совершает промах, не попадает точно в цель. Загоняя себя во внутренние рамки, теряет ориентиры правды, путается, принимая ложное за должное, и вместо адаптации теряется ещё больше, так как законы духовной жизни никто отменить не может. Они могут быть только вытеснены «социальным заказом». Следствие такого непринятия является потеря себя, духовное опустошение, внутренний конфликт самим с собой, неудовлетворённость, агрессия, апатия и т. п. Конечным итогом такого нарушения является - нарушение закона. Проблема заключается в том, что видны они не сразу и не всем, если его нарушить , то можно и совсем себя потерять.
Ответ на поставленный нами вопрос «В чём смысл социальной адаптации в современных условиях?» большая часть студентов, невзирая на разные формулировки, видит в простом и правильном решении: «Научиться жить среди людей, сохранив верность истине». А как считаете вы ?
Список использованной литературы
Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. - 1994. - № 4. - С. 13-15.
Павленко П.Д. Основы социальной работы под редакцией., - М.,2001
Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. - 24 с.
URL: http://revolution.allbest.ru/psychology/00202554_0.html