Формирование коллектива детей младшего школьного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование коллектива детей младшего школьного возраста

Кутлубаева А.Р. 1
1СФ ФГБОУ ВО "БашГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всё наше будущее больше всего зависит от того, какими вырастут сегодняшние дети. И для того, чтобы правильно их воспитать, просто необходимо уметь правильно формировать коллектив детей младшего школьного возраста. Ведь в этом коллективе школьник проводит большую часть своего времени. И чем сильнее педагог сможет понять свой класс, тем легче ему будет обучать и воспитать их. Можно твердо сказать, что формирование и развитие личности осуществляется только в коллективе и через коллектив. Но какую роль играет коллектив для детей младшего школьного возраста?

Чтобы ответить на этот вопрос, нельзя забывать, что воспитание детей в коллективе стало одним из ведущих принципов педагогики, а формирование этого коллектива – одной из самых важных целей воспитательной работы. При создании коллектива у детей, как правило, создаются ценностные ориентации, основы поведения в обществе, формируется личностные качества, собственное мнение, взгляды и тому подобное. Всё это оказывает большое влияние на дальнейшие развитие личности.

В школьном коллективе дети знакомятся с принципами, нормами, ценностными ориентациями, которые принадлежат развитому обществу. Здесь ребёнок получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.

Коллектив является важной формой организации воспитания. Великий педагог Л.В. Степанов считал, что с возрастом у ребёнка развивается способность переживать за другого. В младшем возрасте с развивающимся чувством «Я», у них развивается и представление о «Я» других, которые отличаются от собственных. И в этом возрасте ребенок особенно бывает восприимчив к воздействиям взрослого. У младших школьников формируются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь, коллективизм и т.д.), развиваются элементы социальных чувств. Создаются коллективные связи, формируется общественное мнение. Коллектив детей младшего школьного возраста предоставляет огромные возможности для формирования положительных черт личности и нравственных качеств [Степанов, 2014, с. 56].

Рассмотрим понятие «коллектив». С точки зрения В.В. Петрусинского, коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития [Петрусинский, 2014, с. 154].

А известный педагог А.С. Макаренко называл коллективом такую группу детей, которая имеет единые общественно ценные цели, для достижения которых организован воспитательный коллектив [Макаренко, 1972, с. 78].

В современном же мире «коллектив» определяется как группа людей высокого уровня развития, которые взаимно влияют друг на друга и связаны между собой общей целью, интересами, потребностями, нормами и правилами поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива.

Как правило, коллектив имеет следующие функции:

– организационная – когда коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

– воспитательная – когда коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

– функция стимулирования – когда коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов и их взаимоотношения.

Нужно помнить, что начальный этап работы классного руководителя – это создание и сплочение организованного и дружного классного коллектива. За ним следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллектива. Ведь класс, как считал А.С. Макаренко, это ячейка той социальной микросреды, с которой школьник входит в бесконечное множество отношений [Макаренко, 1972, с. 93].

Так же следует помнить, что коллектив создаётся не путём разговоров, бесед, рассказов, а базируется на двух аспектах:

Во-первых, всегда нужно включать всех учащихся, без исключения, в разнообразную и содержательную деятельность;

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она объединяла и сплачивала учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

Также в качестве основных рекомендаций учителю по сплочению коллектива младших школьников можно выделить следующие:

– Организовать «ящик пожеланий».

– Устраивать походы и экскурсии на природу.

– Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми. Нужно привлечь их к совместной деятельности класса. Найти для этих детей задания, где они смогли бы раскрыть свои лучшие способности.

– На уроках можно организовать работу по группам, но, стоит помнить, что в каждой группе должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. И каждая группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки.

– Нужно все время называть всех учеников по именам и добиваться этого в обращении детей друг к другу.

Можно сделать вывод, что роль детского коллектива для детей младшего школьного возраста велика! Ведь детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного, хорошего социального опыта. Опыт приобретается учеником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешних условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. При этом только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Успешная воспитательная работа в классе невозможна без сплоченного коллектива, и поэтому создание детских коллективов является важнейшей задачей педагогов. Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, уметь приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.

2. Петрусинский В.В. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М.: Новая школа, 2014. – 354 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2013 – 256 с.

4. Степанов Л.В. Общность, организация, коллектив // Воспитательная работа в школе. – 2014. – № 4. – С. 55-57.

Просмотров работы: 302