Эмоциональный интеллект как фактор успешности - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Эмоциональный интеллект как фактор успешности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время значение термина «эмоциональный интеллект» возросло вследствие необходимости постоянного межличностного контакта с людьми при осуществлении любой деятельности. Данный конструкт изучается в связи с тем, что многие ученые, а также специалисты-практики, работающие над повышением эффективности коммуникативной составляющей деятельности, считают эмоциональный интеллект основой социальной успешности личности. Таким образом, при подготовке специалистов в процессе получения ими высшего образования, необходимо особое внимание уделить формированию эмоционального интеллекта как залога будущей успешности [1, с. 98-99]

Как и любое многогранное понятие, эмоциональный интеллект имеет множество подходов и на данный момент нет единого подхода для определения в психологии. Эмоциональный интеллект в самом широком понимании объединяет способности личности к эффективному общению путем понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть своими эмоциями и состоянием является необходимым, когда речь идет о сфере деятельности, включающей в себя непосредственное тесное общение с окружающими [2, с. 175]

Американские психологи Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо рассматривали эмоциональный интеллект как необходимый психологический ресурс личности. В своем исследовании они определяют понятие эмоционального интеллекта как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы [3, с. 411-419]

Понятие «эмоциональный интеллект» тесно связывают с термином «социальный интеллект», который был впервые предложен в 1920 г. Э. Торндайком, определение которого затрагивает способности восприятия и понимания эмоций окружающих, их последующей интерпретации и умения разумно действовать согласно эмоциональной стабильности собеседника [4, с. 11]

Развитие эмоционального интеллекта — это развитие творческого мышления в первую очередь. На данное время было опубликовано множество исследований, в которых указана корреляция между уровнем эмоционального интеллекта и уровнем творческого мышления и умения действовать в нестандартных ситуациях.

Существуют специальные методики для рассмотрения феномена эмоционального интеллекта: тест оценки «Эмоционального интеллекта» Н. Холла, который учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, отношение к жизни, отражает способности и склонности к общению. Не менее известный – «Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д.В. Люсина, который содержит пять субшкал: понимание чужих эмоций, управление чужими эмоциями, понимание своих эмоций, а также управление своими эмоциями и контроль экспрессии.

Возможно содействовать развитию уровня эмоционального интеллекта вне зависимости от возрастной принадлежности личности при условии целенаправленного длительного обучения на основе тренинговых программ, психологических игр, проблемных лекций, дистанционного обучения, групповых дискуссий [5, с. 45-47]

Безусловно, развитие своего эмоционального интеллекта должно стать важной составляющей жизни человека. Необходимо комплексно работать над собой, над своей самооценкой, научиться наблюдать за эмоциями и действиями других людей. Успешность личности в профессиональной самореализации основывается на знаниях, умениях и навыках, которые сформировались в процессе жизнедеятельности и напрямую связаны с определенным уровнем интеллекта, в том числе и эмоционального. Комплексное развитие эмоционального интеллекта обеспечит успех личности в любой профессии в наше время.

Список использованной литературы

Тихонова И. Б. Психологические факторы эмоционального интеллекта / И. Б. Тихонова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. - №1. – С. 98-103.

Носов А. С. Развитие эмоционального интеллекта как способ повышения конкурентоспособности на рынке труда / А. С. Носов // Наука через призму времени. – 2017. - №9. – С. 175-177.

Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of emotional intelligence // R. J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396– 422.

Баурова Ю. В. Взаимосвязь качества жизни и развития эмоционального интеллекта / Ю. В. Баурова // Бизнес и стратегии. – 2016. - №4. – С. 10-14.

Баурова Ю. В. Составляющие понятия «Эмоциональный интеллект» как фактора профессиональной успешности работника в информационном обществе / Ю. В. Баурова // Бизнес и стратегии. – 2017. - №1. – С. 44-49.

Просмотров работы: 105