Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Ишикаева Н.И. 1
1СФ ФГБОУ ВО "БашГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день всё больше актуальной становится проблема организации образовательного процесса с учётом всех норм и требований по сохранению и укреплению здоровья детей; внедрения в систему образования здоровьесберегающих технологий, способных обеспечить максимальную безопасность ребенка, без ущерба для его здоровья [Шабунин, 2015, 145-148].

Трудности в учебе, непонимание в изучаемом предмете, а также неспособность найти общий язык со сверстниками могут плохо отразиться на эмоционально-психическом состоянии ребенка и привести к неблагоприятным последствиям. К сожалению, в большинстве случаев школа и есть тот самый снижающий фактор уровня здоровья школьника. Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и других не менее известных ученых-педагогов.

Но как же сделать так, чтобы учебный процесс не забирал у детей их здоровье, а, наоборот, способствовал повышению уровня их физического и духовного состояния?

Во-первых, главную роль в формировании здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста играет семья. Родители ответственны за воспитание своих чад и должны приучать их вести активный и безопасный образ жизни. Дети чрезвычайно подражательны и если мама и папа сами следят за своим здоровьем, то и ребёнок будет жить по тем правилам. Когда ребёнок растет в семье, где ведётся здоровый образ жизни, то, соответственно, его не нужно будет заставлять делать зарядку или есть кашу на завтрак, он с удовольствием будет выполнять всё сам, беря пример со своих родителей. Но если семья является не совсем благополучной, то задача по формированию здорового образа жизни ложится на плечи классного руководителя.

Необходимым компонентом в формировании ЗОЖ у детей является соблюдение режима дня, куда относится:

− правильное питание;

− здоровый сон;

− личная гигиена;

− пребывание на свежем воздухе в достаточном количестве (прогулки, игры, занятие спортом, катание на лыжах, катание на коньках);

− учебная деятельность в школе и дома;

− отдых по собственному предпочтению.

Не менее важным компонентом является и двигательная активность. Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода являются овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей, что позволяет приобрести более широкую власть как над своим телом, так и над внешним физическим пространством [Сиротина, 2017, с. 68-71].

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.

Губительные для организма привычки – курение и употребление алкоголя. Младшие школьники знают, что курение и алкоголь вредят здоровью, но эти знания не осознаны ими. Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку о том, что эти привычки воздействуют на детский организм во много раз сильнее, чем на организм взрослого.

Одним из возможных решений проблемы оздоровления младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в процессе уроков и во внеклассной деятельности.

При развитии представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей.

Таким образом, формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый. Формирование здорового образа очень важный процесс во всей системе образования. Учитель должен дать школьнику основы ЗОЖ, дать необходимые знания по сохранению и укреплению здоровья. Только при совместном, активном взаимодействии можно решить проблему сбережения здоровья, которая с каждым днём становится всё более актуальной. Дети – это будущее нашей страны и именно в их руках лежит большая ответственность за дальнейшее процветание России [Карасева, 2017, с. 53-58].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. − 2017. − №11. – С. 53-58.

2. Сиротина Е.Я. Формирование здоровьесберегающих компетенций посредством проектной деятельности // Начальная школа. – 2017. – № 5. – С. 68-71.

3. Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. – М.: Лениздат, 2015. – 272 с.

Просмотров работы: 114