Особенности формирования взаимоотношений младшего школьника со сверстниками - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности формирования взаимоотношений младшего школьника со сверстниками

Тихонова О.С. 1, Головнева Е.В. 1
1СФ ФГБОУ ВО "БашГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование взаимоотношений младшего школьника со сверстниками является самой актуальной и часто рассматриваемой проблемой в современном обществе. Ребенок посещает образовательные учреждения, и в них он начинает контактировать с окружающими его людьми: сверстниками, одноклассниками и учителем. Однако, основной задачей для него является адаптироваться в школе, познакомиться с педагогами, новым коллективом и определить свое положение в нем. После чего формируются межличностные отношения, в которых школьник занимает свое место в обществе и среди одноклассников.

Знаменитый педагог Т.С. Руденко предполагает, что в классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:

быть в центре внимания;

общаться с большим количеством сверстников;

стремиться быть лидером;

общаться с избранным кругом сверстников;

держаться в стороне;

придерживаться линии сотрудничества;

выражать доброжелательность ко всем;

занять позицию соперничества;

выискивать у других ошибки и недостатки;

стремиться оказывать помощь другим [3, с. 75].

Из представленной классификации можно заметить, что каждый учащийся хочет в своем коллективе быть в центре внимания. Ребенок сам добивается этого статуса путем прилежного внешнего вида, хорошей успеваемости в учебе, спорте, а также доброжелательным поведением и общением с классом. Но, иногда, завоевывая это положение, он может совершать ряд ошибок: начинает унижаться перед сверстниками, повторяет поведение других, занимается и увлекается тем, что интересно его окружению.

Российский психолог Т.Д. Марцинковская считает, что новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу [ 2, с. 227].

Общение детей в младшем школьном возрасте формируется путем удовлетворения его личных потребностей, основной из которых является общение с большим количеством сверстников. Ребенок легко строит дружеские связи, которые при разрыве никак не отображаются на нем, хорошо контактирует со многими ребятами своего возраста.

Доктор психологических наук Е.Е. Сапогова подчеркивает, что характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети III-IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера и уже в III классе при необходимости выбирают одноклассников для совместной деятельности. Около 75% учащихся III классов мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей [4, с. 123].

Как и в любом другом коллективе у младших школьников тоже могут проявляться лидерские качества. Ими может обладать ученик с хорошей эрудицией, способный легко контактировать со сверстниками и его окружением. Лидеры часто достигают успеха в учебе, способны помочь своим одноклассникам, быть первым во всех своих начинаниях. В начальной школе качества лидера оценивает его окружение, оно акцентируют внимание на его поведение в любых ситуациях, в общении со сверстниками, коллективом и педагогами.

Основная роль в установке связей в отношениях младших школьников принадлежит классному руководителю, так как в этот период учитель является высшим лидером для своего класса. Педагог сам, не ведая как, может полностью абстрагировать ребенка от контакта с классом, сверстниками. Бывают ситуации, когда ребенок неприятен педагогу. Он проявляет черты давления, агрессии, что в дальнейшем может отразиться на его контактах со сверстниками. Так же могут возникать такие виды изоляции учеников, как появление «любимчиков класса». Дети видят это отношение и начинают с неприязнью относиться к ребенку, к которому педагог относится не так, как ко всем ученикам. Но при этих всех обстоятельствах педагог путем своих знаний и умений может помочь ребенку стать в центре коллектива со сверстниками.

Доктор психологических наук Я.Л. Коломинский в своих трудах подчеркивает, что положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. То есть положение ученика во взаимоотношениях со сверстниками зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. [1, с. 119].

Таким образом:

дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие;

то или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств;

определив положение каждого ребенка в группе можно проанализировать структуру межличностных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. – М.: АСТ. – 550 с.

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Микадзе Ю.В и другие. Психология развития. Учебник, 5-е изд., испр. / Под редакцией: Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2014. – 528 с.

Руденко Т.С. Положение младшего школьника в системе личных взаимоотношений // Ступень в педагогическую науку. – М.: Перо, 2013. – С. 74-76

Сапогова Е.Е. Психосфера: сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ / Отв. ред. Е.Е. Сапогова. – Тула: ТулГУ, 2013. – 338с.

Просмотров работы: 28