СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевым фактором социализации ребенка является семейная система. Она представляет из себя динамическое структуру, характеризующуюся совокупностью ролей и функций, осуществляемых членами данной семьи.

Динамическая модель семьи определяется двумя законами: законом гомеостаза и законом развития. Удерживая динамическое равновесие между стремлениями к стабильности и к изменениям, система реализует жизненный цикл семьи. На разных этапах цикла перед семьей стоят определенные задачи развития, адаптивное разрешение которых позволяет адаптивно существовать как всей системе, так и ее отдельным членам [1].

Отдельные этапы развития связаны с физическими, социальными, эмоционально-аффективными изменениями, а также критическими событиями, через которые может пройти семья. Р. Хилл определяет кризис, как результат множества факторов, таких, как кризисное событие, особенности его восприятия членами семьи, их отношение к данному событию, собенности его переживания ими, а также ресурсы, доступные способы выхода из кризиса [2].

Среди основных семейных функций выделяются: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, первичного социального контроля, коммуникативная и др. Функциональные характеристики семьи во многом зависят от актуального жизненного этапа. При их смене функции могут появляться и утрачиваются, в связи с изменяющимися социальными условиями.

Невозможность нормального функционирования семьи делает ее дисфункциональной. Социализация ребенка в такой семье становится дезадаптивной. Ребенок приобретает негативные паттерны взаимодействия с окружающей средой, попадает в зону риска развития девиантного поведения, виктимизации. На сегодняшний день, отмечается утрата семьей социализирующей функции, что выражается в увеличении деструктивных эффектов, оказываемых семейной системой на ребенка [3, 4, 5].

В связи с этим, можно выделить нормативные и ненормативные семейные кризисы. Нормативные связаны с описанными выше закономерностями развития семейной системы. К ним, например, относится рождение ребенка, так как это событие меняет структуру семьи, заставляет ее элементы пересматривать распределение ролей и связанных с ними функций.

Ненормативные кризисы связаны с событиями и явлениями, нетипичными для нормального развития, меняющие особенности функционирования семьи. Причинами дисфункций могут быть как личностные особенности членов семьи, особенности выстраивания отношений между ними, так и объективные жизненные условия, через которые проходит семья.

Так, фактором, деструктивно влияющим на состояние семья, может являться рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [6]. Это событие нарушает привычное функционирование семьи, неизбежно ведет изменению ее структуры, требует поиска дополнительных ресурсов (материальных, временных, эмоциональных). Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, может характеризоваться, как «проблемная», имеющая нарушения отношений, проявляющая ригидность, находящаяся в длительном стрессе, применяющая стратегию избегания, что выражается в неспособности к саморегуляции [7, 8, 9]. Зачастую отмечается наличие аномалий в семейной структуре, когда детские и родительские подсистемы заменяются различными коалициями, нетипичными для нормальной структуры.

Исследования, проведенные Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, В.А. Вишневским, Б.А. Воскресенским, В.В. Ткачевой говорят о существовании проблем в сфере эмоций, межличностных отношений, а также наличии психосоматических нарушений в картине так называемого родительского кризиса. Тяжесть его проявления обуславливается типом и степенью выраженности дефекта развития ребенка, времени, прошедшего с момента постановки диагноза, а также личностными особенностями матерей [10, 11]. Семья с ребенком с ОВЗ находится в состоянии постоянной ретравматизации. Это моральная травма как для родителей, так и для самого ребенка, находящегося в зависимом положении от семьи. Согласно исследованию Р.Ф. Майрамяна, 65,7% матерей детей с ОВЗ испытывают острые эмоциональные расстройства, аффективно-шоковые и истерические расстройства [12].

Такие семьи подвержены формированию в них родительских установок, определяющих гиперопекающий стиль поведения матери, при этом, отцы вытесняются на «переферию», то есть лишаются возможности выполнять функции заботы о ребенке, выполняя роль добытчика материальных ресурсов, что в итоге приводит к эмоциональной отстраненности. Постоянный контроль за состоянием и поведением ребенка приводит к тому, что, став взрослым, ребенок с ОВЗ не овладевает навыками самообслуживания, оказывается неспособен руководить самостоятельно своим поведением, принятием решений.

Следует обратить внимание, что глубокая вовлеченность родителей в заботу о ребенке сильно нарушает возможности членов семьи на выстраивание адекватной коммуникации с окружающими. Таким образом нарушается коммуникативная функция. Семья, как родители, так и ребенок, оказываются в изоляции от других людей. Видя необходимость в постоянном контроле и уходе за ребенком с ОВЗ, родители не допускают возможным оставлять его одного, не доверяют уход третьим лицам, поэтому начинают вести затворнический стиль жизни. Общение происходит в большей мере с родителями других детей с ОВЗ. Так происходит укоренение идентичности как семьи «особого» ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что в психологии и социологии большое внимание уделяется проблеме семей с детьми с ОВЗ. Становится очевидно, что эта группа находится в уязвимом положении, так как факт рождения ребенка с ОВЗ является для семьи травматическим событием, значительно меняющим стандартные структурно-функциональные характеристики, замедляющим или останавливающим развитие системы и ее членов.

Терапевтическими мишенями в психологической работе с данными семьями могут являться самооценка детей и родителей, симптомы тревоги и депрессии, а также психосоматические симптомы, чувство вины; особенности взаимодействия членов семьи друг с другом и окружающими, расширение круга социальных контактов; обучение родителей принципам воспитания и ухода за ребенком с учетом его потребностей, продиктованных состоянием его здоровья, возрастными, личностными особенностями.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

1 Duvall E. M. Family development / Duvall E.M. — Chicago; Philadelphia; New York: J.B. Lippincott, 1957. — 533 p

2 Hill, R. Families Under Stress: Adjustment to the Crises of War Separation and Reunion / Hill R. — New York: Harper & Row, 1949. — P. 46-87

3 Руденский, Е.В. Депривационный виктимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности / Е.В. Руденский // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 1. — С. 141–146.

4 Мудрик, А.В. Социальная педагогика. / А.В. Мудрик. — М.: Академия, 2007. — 224 с.

5 Порохнюк, Е.В. Ведущие социальные факторы, оказывающие влияние на процесс трансформации традиционной модели семьи и брака: социологический аспект / Е.В. Порохнюк // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 1. —С. 99-102.

6 Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. — М.: Владос, 2003. — 408 с.

7 Левченко, И.Ю.. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

8 Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова // Мир психологии. — 2006. — №4. — С.55 – 67.

9 Calogero Iacolino Family Functioning and Disability: a Study on Italian Parents of Disabled Children / Calogero Iacolino, Monica Pellerone, Ugo Pace, Tiziana Ramaci, Vittorio Castorina // 4th Annual International Conference on Cognitive — Social, and Behavioural Sciences. — 2016.

10 Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева // Дефектология. — 2012. — № 7. — С. 27 — 36.

11 Суроегина, А.Ю. Адаптация родителей к разным типам хронического инвалидизирующего заболевания ребенка (последствиям спинальной травмы и детского церебрального паралича в подростковом и юношеском возрасте) / А.Ю. Суроегина, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — №1

12 Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1995. — 24 с.

Просмотров работы: 105