Процесс формирования гражданской культуры у детей младшего школьного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Процесс формирования гражданской культуры у детей младшего школьного возраста

Головнева Н.А. 1, Ильбулатов Д.В. 2
1СФ ВГБОУ ВО БашГУ
2СФ ФГБОУ ВО БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования обосновывается тем, что младший школьный возраст является важнейшим этапом в жизни ребенка. В данный период необходимо формировать у младших школьников уважение прав личности, воспитывать граждан, которые обладают высокой нравственностью, проявляют уважительное отношение к языкам и традициям других народов, готовы проявлять доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Исследованием явления гражданской культуры занимались Сидней Верба и Габриэль А. Алмонд, которые исследовали зависимость между уровнем развития экономики и культуры в различных странах. В итоге чего был накоплен богатый эмпирический материал, который отражал социокультурный опыт [1, С. 440].

Становление гражданской культуры у младших школьников напрямую связано с формированием новой личности, интересы которой выражали бы заинтересованность всего общества. Будущее России напрямую зависит от деятельности такой личности, поэтому социальные институты образования и воспитания являются одними из важнейших.

Гражданская культура младших школьников развивается на основе гражданского сознания. Гражданская культура функционирует на основе относительно устойчивых убеждений, норм и ценностей, признанных большим количеством людей.

Для того чтобы полностью понять сущность понятия «Гражданская культура» необходимо понимать термины патриотизм, правосознание, нравственность, политическая культура и некоторые другие, которые также важны для полноценного развития младшего школьника.

Итак, патриотизм – это нравственное качество индивида, включающее в себя желание верно служить своей родине, проявлять к ней тепло и любовь, осознавать её величие и славу, практическими действиями укреплять независимость и могущество.

Настоящий патриот проявляет уважение к чужим народам, к их национальной культуре, традициям. В таком случае культура межнациональных отношений и патриотизм определяют нравственную значимость личности ребенка младшего школьного возраста. Таким образом, патриотизм является богатым источником прогресса [5, С. 18].

Недостаточно развитая гражданская культура может быть понята, как нежелание или не состоятельность правительства поддерживать население в период серьёзного падения уровня доходов населения, что может быть отрицательно воспринято жителями.

Для полного развития гражданской культуры у детей младшего школьного возраста необходимо научить их сотворчеству и сотрудничеству. Активность младших школьников в обществе зависит от уровня проявления интереса к функциональности социума. Принимая социальные нормы, правила, идеалы или же отрицая их, человек, таким образом показывает свою гражданскую зрелость, а также готовность младшего школьника к деятельности в условиях появления новых общественных ценностей. К примеру, следует включать школьников к деятельности в различных волонтёрских движениях.

Итогом устарелости данной культуры может быть её недоразвитость, которая способна привести к нежелательному результату и свести всю деятельность и старания социальных институтов к минимальному уровню. Но хочется отметить, что данная «недоразвитость» рассматриваемого процесса в умелых руках может показать и положительные результаты, такие как самодостаточность.

При формировании рассматриваемой культуры у детей младшего школьного возраста необходимо опираться на культурные традиции, так как ребёнок впитывает в себя исследования, усваивает их и делает его своими личными.

Процесс формирования гражданской культуры раскрепощает личность, помогает реализовать её желания, стремления и потребности.

Для того, чтобы рассматриваемая культура сформировалась правильно необходимо наличие терпимости в отношении новых стилей и форм, способность жить в новой среде, соблюдать правила сожития различных представителей культур и традиций. Предпосылками для дальнейшего развития гражданской культуры у детей младшего школьного возраста является осознанный диалог и отказ от принятия радикальных приемов в решении затруднительных вопросов.

Николай Михайлович Карамзин утверждал, что не только детям младшего школьного возраста необходимо изучать историю, но и даже обычному жителю, потому что она может помочь начать питать нравственные чувства и располагать душу к справедливости. В результате приходим к выводу, что детям младшего школьного возраста необходимо давать для изучения качественную, верную и достоверную информацию об истории России и мира в целом [3, С. 105].

В рамках формирования культуры у младших школьников необходимо закладывать знания о политическом строе нашей страны, ознакомить с существующими системами политики для того, чтобы школьник понимал причину неудач модернизации в странах.

В силу своего возраста и восприимчивости дети младшего школьного возраста остро принимают проблемы патриотизма, но при этом такой процесс помогает развить у подрастающего поколения социальную значимость, даёт поддержку в поиске своего места в мире. В итоге становится понятно, что первостепенной задачей образовательных и воспитательных учреждений должна быть привитая любовь к своему Отечеству, родине.

Также немалой важностью является процесс закладывания чувства гордости за то, что он родился именно в этом месте и принадлежит к этому социуму, уверенность в деятельности народа, которые делают всё ради блага своих ближних, а также стремление показать младшему школьнику, что он тоже несёт ответственность за всё, что происходит в государстве.

Помимо этого, необходимо воспитывать у детей младшего школьного возраста желание увеличивать духовные ценности, развивать стремление участвовать в социокультурной стороне жизни общества. Всё выше перечисленное может быть реализовано лишь при воспитании школьника как патриота, а не просто нравственного человека.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можем утверждать, гражданская культура – это осознание своей принадлежности к определённому государству, чувство гражданского достоинства, долга и ответственности, способность к отстаиванию общественно-государственных целей в сложных ситуациях [4, С. 11].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алмонд Г.А, Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. – 1992. – № 4. – С. 438-452.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. – М.: Логос, 2013. – С. 159-160.

3. Карамзин Н.Н. История государства Российского. – СПб.: редакция братьев Слепининых, 1815. – С. 105.

4. Коновалов В.К. Понятие «государство» в ракурсе системного подхода. – М.: Вестник МГУ, 2010. – С. 11-12.

5. Петрова Л.А. Формирование патриотизма. – Мелеуз: Изд-во МГТ, 2012. – С. 18.

Просмотров работы: 62