ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУБЪЕКТИВНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ МАТЕРИ И РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУБЪЕКТИВНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Безусловно, что в период дошкольного детства поведение взрослого выступает образцом для ребенка и влияет на его развитие, а также на формирование таких категорий, как добро и зло. В период дошкольного детства дети только начинают открывать свой духовный мир, и во многом их восприятие себя будет зависеть от взрослого, который находится рядом с ними, от благополучия. Поэтому очень важно понимать, что может служить основанием для внутреннего равновесия личности матери.

Стоит определить, что же такое субъективное благополучие. Синонимами этого словосочетания часто считаются понятия «оптимизм», «счастье», «удовлетворенность жизнью». В толковом словаре русского языка благополучие – это спокойное и счастливое состояние; жизнь в довольстве, полная обеспеченность.

Субъективное благополучие является внутренней оценкой человека качества жизни. Чтобы осознать уровень субъективного благополучия, каждый может спросить «Счастлив ли я и насколько?». Из этого следует, что его можно отнести к сфере самосознания. У. Джеймс выделяет выделяет три сферы осознания себя – «физическое Я», «социальное Я» и «психологическое Я».

Любой человек расценивает свое субъективное благополучие, делая упор на выделенный Г. Л. Пучковой признак субъективности [2], ведь только сам субъект может отмерить меру своего счастья (что не противоречит выдвинутому нами предположению о связи субъективного благополучия с ведущими потребностями).

Для анализа этого понятия стоит рассмотреть некоторые подходы к изучению и осмыслению психологического благополучия [3, 4, 5]. Так, гедонистический подход видит суть субъективного благополучия в приспособлении к изменяющимся условиям среды, что демонстрируется в удовлетворении потребностей индивида и сопровождается ощущением удовольствия от этого процесса. Здесь можно вспомнить пирамиду потребностей А.Маслоу, согласно которой человек может испытывать позитивные эмоции от удовлетворения разного уровня потребностей.

Переживание субъективного благополучия напрямую связано с направленностью личности, ее мотивационно-смысловыми образованиями [6]. Человек может быть счастлив, удовлетворяя свои базовые потребности, если не имеет более высоких, и, наоборот, несчастлив, если удовлетворяет, например, потребность в уважении и признании, тогда как направленность его личности связана с самореализацией в творчестве.

Субъективное благополучие становится и развивается в процессе социализации, которая подразумевает успешную адаптацию к обществу [7]. Тогда субъективно благополучный человек успешно решает свои возрастные задачи развития, по В.И.Слободчикову, конструктивно решает возрастные конфликты, согласно Э.Эриксону. Из этого следует, что ребенок, имеющий рядом субъективно благополучного взрослого будет быстрее и успешнее проходить возрастные конфликты, что будет способствовать его развитию.

В дальнейшем мы планируем провести исследование субъективного благополучия матери и ребенка и выявить взаимосвязь между их субъективным благополучием, тем самым подтвердить, что ребенку важно иметь рядом субъективно благополучную мать.

Список литературы

Пучкова, Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности : дис. … канд. психол. наук. – Хабаровск, 2003. – 163 с.

Карапетян, Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. – 2014. – № 1 (123). – С. 171–182.

Орлова, Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник ПГГПУ. Серия № 1 : Психологические и педагогические науки. – 2015. – С. 28–36.

Diener, E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. – 1984. – Vol. 95 (3). – рр. 542–575.

Бубновская, О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2005.

Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.knigi-x.ru/22ekonomika/247587-1-subektivnoe-blagopoluchie-kak-problema-socialnoy-psihologii-lichnosti-saveleva-aspirantka-mosa-moskva-e-mail-savel.php

Просмотров работы: 39