Сегодня представить день без компьютера просто невозможно. Развитие технологий делает доступным разнообразные устройства, упрощающие жизнь людей. В первую очередь это касается и компьютеров, которые в настоящее время обеспечивают поразительно быструю обработку информации.
Информационные технологии прочно и уверенно проникают во все сферы нашей жизни. Не стала исключением и система образования.
Современная школа сегодня не может жить в разрез с изменениями, происходящими в мире. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе является одной из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике.
Процесс информатизации сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. С раннего возраста ребенок стремится освоить знания в области информационных технологий, как наиболее перспективной области деятельности человека. В результате чего в последнее время стали популярными компьютерные курсы и образовательные информационные системы, а также проведение интерактивных уроков. Большинство образовательных учреждений имеют современную компьютерную технику, использование которой необходимо не только на занятиях информатики, но и возможность их применения во всех остальных дисциплинах различной направленности.
Использование ИКТ в школьном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития учащихся. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления.
Поэтому возникла острая необходимость организации уроков ИЗО на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
Одним из очевидных достоинств урока с применение ИКТ на уроках изобразительного искусства является усиление наглядности. При объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как: его использование оптимизирует деятельность учителя. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся. Уроки программ: Т.Я. Шпикаловой, Б. М. Неменского и Г. И. Даниловой, построены на восприятии зрительного ряда. Использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляя возможность побывать в роли искусствоведа, художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При использовании компьютера на уроке, информация представляется не статичной беззвучной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
В своей практике мы часто обращаемся к таким информационно-технологическим платформам как Activinsire, Learningapps и д.р. С помощью данных программ урок может приобрести интерактивный характер, также данные ресурсы позволяют организовать дистанционное обучение. Ниже приведены примеры, созданных нами упражнений для использования возможностей Learningapps в образовательной среде (рис.1).
Рис.1 Возможности Learningapps
Развитость методов и средств, современных информационно-коммуникационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования. В конце концов, ценность для образования является не само наличие ИКТ, а грамотное использование его возможностей в работе. Это зависит не только от умения самого педагога работать с ИКТ. С его стороны должен быть осуществлен контроль за тем, как учащиеся взаимодействуют с технологиями. Кроме того, преподаватель, применяющий ИКТ на занятиях в качестве наглядности, должен быть всегда готов оказать помощь каждому ученику в работе над темой, ее исполнением и оформлением, а так же с ее защитой с аналогичным применением ИКТ (разработки презентаций, подбор наглядного материала и т.д.). И только такое взаимодействие поможет сделать образовательный процесс более эффективным.
Ценность ИКТ для педагога ИЗО составляет то, что такие значимые свойства применения компьютера в образовательном пространстве как наглядность, повышение мотивации, предоставление возможности к творчеству, составляют основу формирования творческого мышления школьников. Отдельный учащийся, как субъект, педагогического процесса, может получить возможность решать поставленные творческие задачи в индивидуальном режиме и выбранном им направлении.
Список литературы:
Брановский Ю.С. «Педагогические информационные технологии» (Введение в педагогическую информатику): Учебное пособие. Ставрополь, 2001г.
Григорьев С.Г. «Методико-технологические основы создания электронных средств обучения». г. Самара, Самарская государственная академия, 2002г.
Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» - учебное пособие для студентов пед. вузов в системе повышения квалификации М.: «Академия», 1999г.