Первые труды, посвященные вопросам охраны труда, можно найти в работах ученых Античности (Древней Греции и Рима) – Гиппократа, Плиния, Галена, Аристотеля. Позже в эпоху Возрождения (Ренессанса) и эпоху Просвещения, в XVI-XVIII вв. естествоиспытатели Парацельс («О чахотке и других заболеваниях горнорабочих») и Геогр Агрикола («О горном деле») занимались, в частности, исследованиями в области условий труда отдельных профессий. В 1700 г. вышел труд итальянского ученого, врача Бернардино Рамаццини «Рассуждения о болезнях ремесленников», в котором впервые были систематизированы вопросы гигиены труда и профессиональных заболеваний относительно большого числа профессий.
Одним из первых, кто начал рассматривать в России проблему безопасности проводимых работ, был М.В. Ломоносов. В 1742 г. в своем труде «Первые основания металлургии и рудных дел» он рассмотрел различные вопросы безопасности и гигиены труда «горных людей», организацию их труда и отдыха, надежность креплений грунта, безопасность переходов по лестницам, рациональность рабочей одежды. Также им были рассмотрены и многие другие вопросы безопасности труда, которые остро стояли в промышленности. 1847 г. врач А.Н. Никитин издал книгу «Болезни рабочих с указанием предохранительных мер». В ней он описал условия труда 120 профессий. В 1882 г. на съезде Технического общества профессор В.Л. Кирпичев выступил с докладом «О мерах предосторожности при обращении с машинами и приводами». В 1902 г. земский врач А.В. Погожев создал первый журнал по гигиене труда «Промышленность и здоровье». Н.Д. Зелинский в 1915 г. создал первый противогаз, который стали использовать во время первой мировой войны, и которой успешно применяется в настоящее время в качестве средства индивидуальной защиты на химических производствах [1].
Более или менее нормальных условий труда в Российской Империи не существовало, но в тоже время, остро стояли вопросы защиты прав работников. Как известно, к середине XIX в. все существовавшее в России трудовое законодательство определялось положениями «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми» (1835 г.) и «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет» (1845 г.).
В конце XVIII – первой половины XIX в. в Европе либеральными радикалами и социалистами-утопистами неоднократно предпринимались попытки разработать социальные программы и политику по рабочему вопросу. Наиболее революционная из всех оказалась германская социал-демократия в 1875 г., которая включила в Готскую программу требования об охране труда рабочей молодежи и подростков. Ее основные положения сводились к следующему:
– нормальный рабочий день, соответствующий общественным потребностям;
– запрещение воскресного труда, детского труда и всякого женского труда, наносящего ущерб здоровью и нравственности женщины;
– законодательная охрана жизни и здоровья рабочих;
– санитарный надзор за рабочими жилищами;
– подчинение копей, рудников, фабричной, ремесленной и кустарной промышленности надзору выбранных рабочими должностных лиц;
– действующий Закон «Об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими».
Конец XIX в. – начало ХХ в. можно считать периодом формирования регламентированных социально-трудовых отношений в России. Так, за этот период было принято несколько законов, касающихся трудовых отношений, составившие базу формирующемуся промышленному (рабочему) праву. Основные законы перечислены ниже:
– Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» положил начало фабричному законодательству в Российской Империи и позволил начать охрану труда самых социальных незащищенных слоев: малолетних детей и женщин. Согласно этому закону было запрещено применение на фабриках и заводах труда детей, не достигших 12 лет. Для надзора за выполнением закона была учреждена фабричная инспекция (20 инспекторов на 17 тыс. предприятий);
– Закон от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» обязывал владельцев предприятий открывать школы при фабриках и заводах для повышения образовательного уровня малолетних работников;
– Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках» прописывал ограничения по применению труда несовершеннолетних и женщин в ночной период времени;
– Закон 1886 г., принятый сразу после Морозовской стачки, определял условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности, запрещал взимание штрафов свыше 5% с рубля, а сами штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самим рабочим;
– Закон 1897 г. ограничивал максимальную продолжительность рабочего дня на предприятиях в России: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 часа.
В 1913 г. все существовавшие в России законы в области охраны труда были выделены в Устав «О промышленном труде» и опубликованы в сборнике законов Российской Империи. Таким образом, государство сделано первый шаг на пути превращения трудового права в самостоятельную отрасль. В Устав впервые в России были включены нормы о социальном страховании работников.
В декабре 1918 г. был принят «Кодекс законов о труде РСФСР», который содержал запрет приема на работу несовершеннолетних (до 16 лет), лиц, не достигших 18 лет, и запрет на работу женщин в ночное время в особо тяжелых и опасных для здоровья отраслях.
Начиная с 1957 г., в СССР были приняты важные решения, направленные на улучшение условий труда, устранение причин производственного травматизма, предупреждение профессиональных заболеваний. В 1970-е гг. в СССР было принято значительное число документов по охране труда, а именно: положение о правах профсоюзного комитета предприятия (1971 г.); типовые правила внутреннего распорядка (1972 г.); положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.); положения о правовой (1976 г.) и технической инспекциях труда (1977 г.) и др.
В настоящее время в России действует Трудовой кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., и подписан Президентом 30 декабря 2001 г. Он начал действовать на территории Российской Федерации с 1 февраля 2002 г.
Вершиной достижений человечества в борьбе за права трудящихся во всем мире, с древнейших времен до наших дней, можно считать Международную организацию труда (МОТ), которая была создана в 1919 г. для объединения усилий разных стран. Целью МОТ являются достижение всеобщего, прочного мира и улучшение существующих условий труда на основе социальной справедливости [1].
Основы новой (европейской) системы управления охраной труда, базирующейся на оценке профессионального риска, были заложены в Соединенном Королевстве (Великобритания) в 1974 г., когда был принят закон «О здоровье и безопасности на работе». В это время правительство Великобритании посчитало, что слишком много рабочих погибает и травмируется на производстве, вследствие чего государство и общество несет большие убытки. Поэтому и появился этот закон, согласно которому на работодателя возлагалась ответственность по проведению и оценке профессионального риска на каждом рабочем месте, а затем разработка мероприятий, которые бы позволили снизить этот риск до допустимого или устранить его в целом. Он был построен на принципе предотвращения несчастных случаев через предупредительные действия: предвидеть, предусмотреть, предотвратить. Реализация новой системы управления труда привела к резкому снижению уровня производственного травматизма со смертельным исходом в Великобритании.
Положительный опыт Великобритании в снижении уровня производственного травматизма был взят на вооружение Международной организацией труда, и в 1999 г. независимой международной группой (Британским Институтом Стандартов) была опубликована спецификация OHSAS 18001:1999 «Occupational Health and Safety Management Systems – Specifications» (Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний – Спецификация). Этот международный стандарт был разработан на основе британского стандарта BS 8800:96 «Guide to Occupational health and safety management systems» (Руководство по системам менеджмента профессионального здоровья и безопасности), получил распространение за рубежом и приобрел популярность в нашей стране [2].
В 2007 г. первая спецификация OHSAS 18001:1999 была технически пересмотрена и выпущена новая версия документа, которая, на этот раз, получила статус стандарта OHSAS 18001:2007 (Системы менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда – Требования). В предисловии к документу указано, что он разработан «в ответ на настоятельные запросы потребителей о признаваемом стандарте на системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, на соответствие которому можно было бы оценивать и сертифицировать их системы менеджмента, а также на запросы о руководящих указаниях по внедрению такого стандарта».
В 2008 г. были выпущены руководящие указания по внедрению требований данного стандарта OHSAS 18001:2007 – OHSAS 18002:2008 «Occupational health and safety management systems – Guidelines for the implementation of OHSAS 18001:2007» (Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда – Руководящие указания по внедрению OHSAS 18001:2007). OHSAS 18002 – это пособие по разработке, внедрению и совершенствованию систем менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Документ был предназначен для руководителей предприятий, специалистов по охране труда, руководителей и менеджеров по персоналу, специалистов, занимающихся разработкой и внедрением систем менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, менеджеров по управлению рисками.
Стандарт OHSAS 18001 является общетехническим и применим к организациям, стремящимся:
– устранить или сократить риск для исполнителей, которые могут подвергаться рискам профессиональной безопасности и здоровья, связанным с их деятельностью;
– осуществлять контроль за опасными производственными факторами;
– управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности;
– предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций;
– интегрировать систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем с действующими системами менеджмента;
– к улучшению морального климата в компании;
– к сокращению издержек на выполнение предписаний надзорных органов в области охраны труда и т. д.;
– к уменьшению прямых и непрямых издержек бизнеса.
В России OHSAS 18001 был принят методом обложки ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», с 1 января 2013 г. этот стандарт вступил в силу.
В России на систему управления охраной труда также были разработаны следующие стандарты [2]:
– ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации» (отменен с 01.07.2009);
– ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования»;
– ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке и применению, оценке и совершенствованию» введен в действие на территории РФ с 01.07.2009 взамен ГОСТ Р 12.0.006-2002;
– ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)».
На смену OHSAS 18001 12 марта 2018 года был опубликован международный стандарт ISO 45001:2018 «Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению». История развития охраны труда представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Эволюция требований к менеджменту охраны здоровья и безопасности труда
ISO 45001:2018 содержит информацию о надежных и эффективных наборах процессов, направленных на повышение безопасности труда в глобальных цепочках поставок. Ожидается, что новый международный стандарт будет содействовать повышению эффективности организаций всех размеров и отраслей, сокращению количества травм и заболеваний на рабочем месте по всему миру.
После публикации нового стандарта был установлен трехлетний переходный период до 11.03.2021 года, в течении которого организации, внедрившие OHSAS 18001:2007, должны перестроить свою систему менеджмента охраны здоровья и безопасности труда на соответствие ISO 45001:2018.
В Российской Федерации аналогами OHSAS 18001 выступают два национальных стандарта – ГОСТ Р 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 54934-2012. Оба они базируются на OHSAS 18001, но являются самостоятельными документами, действие которых в стране не приостанавливалось. В Федеральной службе по аккредитации РФ пока не сообщают о возможной разработке и публикации государственного стандарта-аналога ISO 45001.
Основные различия между OHSAS 18001 и ISO 45001 представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные различия OHSAS 18001 и ISO 45001
OHSAS 18001 |
ISO 45001 |
Фокусируется на предотвращении возможных угроз для здоровья и других внутренних проблемах |
Фокусируется на взаимодействии между организациями и бизнес-средой |
Основан на процедурах |
Основан на процессах |
Рассматривает только риски |
Рассматривает как риски, так и возможности |
Не включает мнения заинтересованных сторон |
Включает мнения заинтересованных сторон |
В целом, содержание нового стандарта практически полностью повторяет содержание BS OHSAS 18001:2007. Однако стандарт ISO 45001 содержит расширенные требования, а также имеет следующие отличительные моменты.
При схожем содержании обеих стандартов можно выделить следующие нововведения:
– появились новые разделы – «Лидерство», «Контекст организации» и подразделы – «Постоянное улучшение», «Аутсорсинг», «Управление изменениями»;
– стандарт пополнился новыми терминами и текстовой частью требований, общих для всех стандартов на системы управления предприятием;
– усилилась роль высшего руководства и топ менеджмента.
– появились инструменты для управления результативностью системы менеджмента гигиены и безопасности труда (ГиБТ).
Данные аспекты способствуют значительным изменениям в восприятии управления охраной здоровья и безопасностью труда (ОЗБТ) [3].
Новые требования в ISO 45001:2018 по сравнению с OHSAS 18001:2007 представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Новые требования ISO 45001:2018
Требования ISO 45001:2018 |
Пункт стандарта |
1 |
2 |
Необходимо определять и мониторить внешние и внутренние факторы бизнес среды. |
п. 4.1 |
Следует определять потребности и ожидания работников и других заинтересованных сторон и строить систему менеджмента ОЗБТ с учетом этих потребностей. |
п. 4.2 |
Рекомендуется определять границы и применимости системы менеджмента ОЗБТ, чтобы установить ее область действия. |
п. 4.3 |
Усилено требования к демонстрации лидерства и приверженности в области ОЗБТ. |
п. 5.1 |
Появилось требование соответствовать характеристикам организации и характеру рисков и возможностей в области ОЗБТ. Теперь в Политику обязательств входит требование исключать опасности и снижать риски в области ОЗБТ, а также проводить консультации с работниками или их представителями. |
п. 5.2 |
Были созданы требования к тому, чтобы организации понимали риски и возможности, влияющие на результативность системы менеджмента ОЗБТ, а также разрабатывали меры управления. |
п.6.1.1, п. 6.1.2.3, п. 6.1.4 |
Было усилено ответственность организаций за охрану здоровья и обеспечение безопасности труда. Однако теперь работники на каждом уровне также должны принять на себя ответственность за те аспекты системы менеджмента ОЗБТ, которые находятся под их контролем. |
п. 5.3 |
Согласно стандарту, необходимо проводить консультации с работниками на всех соответствующих уровнях и для всех соответствующих функций. |
п. 5.4 |
Был усилен фокус на постановку целей, как инструмента улучшения, а также на оценку результатов. |
п. 6.2.1, п. 6.2.2, п. 9.1.1 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
Больше внимания выделено механизмам коммуникаций, включая определение того, что, когда, кому и как сообщать. |
п. 7.4 |
Разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы для исключения опасностей и снижения рисков в области ОЗБТ необходимо, следуя «иерархии средств управления». |
п. 8.1.2 |
Согласно новому стандарту необходимо разрабатывать процессы для внедрения и управления запланированными краткосрочными или долгосрочными изменениями, которые влияют на показатели системы менеджмента ОЗБТ. Последствия незапланированных изменений организации необходимо анализировать, предпринимая действия для снижения любых негативных воздействий. |
п. 8.1.3 |
Чтобы иметь возможность оценивать и управлять возникающими рисками, необходимо координировать риски, связанные с деятельностью подрядчика (исполнителя) и заказчика. При выборе поставщика должны быть приняты во внимание критерии ОЗБТ. В случае передачи функций на сторону или аутсорсинга необходимо обеспечивать, чтобы они соответствовали системе менеджмента ОЗБТ. |
п. 8.1.4 |
Стандарт ISO 45001 имеет высокоуровневую структуру и был разработан с учетом возможности интеграции с другими стандартами, в частности с ISO 14001 «Управление охраной окружающей среды» и ISO 9001 «Управление качеством». Документы имеют схожую структуру, на основе которой могут быть оценены риски. Возможность легкой интеграции всех систем управления предприятием – одно из основных требований современных международных стандартов на системы менеджмента.
Таким образом, ISO 45001:2018 приходит на смену стандарта OHSAS 18001:2007 и становится первым в истории стандартизации признанным на международном уровне стандартом для систем управления охраной здоровья и безопасности труда [4].
Список использованных источников
1 Иванов Г.С. Охрана труда: от античности к современности / Г.С. Иванов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – Том 8, №3 (2016)
2 Завертаная Е.И. Управление качеством в области охраны тру‑да и предупреждения профессиональных заболеваний [Электронное издание]: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016 – 308 с.
3 ISO 45001:2018 и OHSAS 18001:2007 — основные отличия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://certificant.org/iso-450012018-i-ohsas-180012007-osnovnye-otlichiya/. – 23.11.2018
4 Шичков Н.А. Требования международного стандарта МС ИСО 45001:2018 к системам менеджмента профессиональной безопасности и охраны здоровья / Н.А. Шичков. – Санкт-Петербург: УМЦ Бизнес Класс, 2018. – 57 с.