Особенности современных методов обучения - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности современных методов обучения

Шайманова Г.Р. 1
1СФ ФГБОУ ВО "БашГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях. Для достижения поставленных целей, требуются применение эффективных форм и методов в организации образовательного процесса, так как традиционное обучение не позволяет достичь поставленных целей.

Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей [Беспалько, 1995, с. 336]. И.Д. Зверев дал определение методам обучения: «Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания и способов управления познавательным процессом учителем». Система методов – совокупность, в которой имеются связи между элементами, показывающие результативность конкретных методов. Вместе они представляют систему управления разными методами познания, учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей [Зверев, 1980, с. 5].

Согласно исследованиям Левиной М.М., современным методам обучения свойственны следующие особенности: метод – это не сама деятельность, а способ её осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности, поэтому обязательно осознан; метод должен обязательно соответствовать цели урока. Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов; метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели; каждый метод имеет своё предметное содержание. Знания, включённые в метод, образуют зону его действенности; метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи [Левина М.М., 1986, с. 72].

Методы обучения разделяются на группы:

пассивные методы;

интерактивные методы;

активные методы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных требованиям учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция – самый распространенный вид пассивного метода обучения. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Интерактивный метод. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, вне контекстные операции с понятиями и др. Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне определяющую деятельность учащихся по преобразованию собственного опыта. При использовании активных методов обучения ученик меняется из послушного «запоминающего устройства» в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека [Барднер, 2005, с. 134].

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса обучения и воспитания, которая направлена на энергичную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся с помощью широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств. Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов, к которым можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, сотрудничества.

Все методы активного обучения имеют признаки. Выделяют следующие признаки:

Проблемности. Основной задачей является ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других учеников, опираясь на жизненном опыте, логике.

Взаимообучения. Основным моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и беседа.

Индивидуализации. Этот признак требует учитывать индивидуальные способности и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

Мотивации. Этот признак подразумевает использование следующих мотивов преподавателем: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Таким образом, особенности современных методов обучения заключаются в организации познавательной деятельности ученика, развитии познавательных сил и способностей, и активные методы обучения дополняют традиционные методы, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Барднер Г.Л. Социальная психология толерантности. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. – 134 с.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

Зверев И.Д. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1980. – С. 5.

Левина М.М. Проблемное обучение в педагогическом вузе: учебное пособие. – М.: Прометей, 1986. – 72 с.

Просмотров работы: 820