«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Игра – это особый вид деятельности человека, который берёт своё начало в детские годы и сопровождает его на протяжении всей жизни. Существует множество разнообразных теорий, рассматривающих игру с различных точек зрения: игра, представляющая собой вид деятельности, в которой дети развиваются гармонично, целостно, всесторонне; игра, выступающая средством, которое помогает приобретать и прорабатывать знания.
Игра представляет собой пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок [Выготский, 1997, с.80].
Для детей главный вид их деятельности – это игра. Ребёнок, можно сказать, живёт играя. Игра выступает важным источником знаний для ребёнка. Она выполняет две главные функции: во-первых, через игру дети познают мир и развивают умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход их энергия и эмоции.
Огромные возможности для развития ребёнка даёт игровая деятельность. Особенно она важна для младших школьников, когда дети играют, обогащается их запас знаний о мире.
Перед учителем начальных классов встает вопрос о том, как можно развивать умственную деятельность учеников, при этом, не принося вреда их здоровью. Оказывается, один из главных способов хорошего самочувствия учеников в начальной школе и высокой активности в учебном процессе заключается в реализации игровых технологий.
Понятие «игровые технологии» содержит достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных игровых технологий. При этом деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе.
По мнению Пидкасистого П.И., структура игровых технологий как вид деятельности неотъемлемо включает в себя: целеполагание, планирование, реализацию цели, а также разбор результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект [Пидкасистый, 1996, с.84].
Игровые технологи обладают целью, которая точно и чётко сформулирована, и педагогическим результатом, который ей соответствует, они могут быть обоснованы, выделены в понятном виде и характеризуются как учебной, так и познавательной направленностью.
Игра учит. В педагогическом процессе игровые технологии могут выступать как обучающий и воспитывающий метод, заключающийся в передаче накопленного опыта.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
– соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
– доступность для учащихся данного возраста;
– умеренность в использовании игр на уроках [Мищенкова, 2007, с.46].
Важность игровых технологий невозможно употребить и проанализировать занимательно-развлекательными возможностями. В этом то и заключается ее удивительность, что одновременно представляя собой развлечение, отдых, она приспособлена перевоплотиться в обучение, в созидание, в терапию, в форму отношений между людьми и выражений в трудовой деятельности, обучении и воспитании.
Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, способствующие прочному усвоению знаний и развитию мышления детей. Поэтому использование игровых технологий в начальной школе так значимо и необходимо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: ИЦ «СОЮЗ», 1997. – 424 с.
2. Мищенкова Л.В. Развивающие занятия, игры и упражнения для детей 6-8 лет. – М.: ИЦ «АСТ», 2007. – 160 с.
3. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М.: ИЦ «РПА», 1996. – 280 с.
4. Репринцева Е.А. Педагогика игры: теория, история, практика. – Курск: Изд-во Курс. гос. ун-та, 2005. – 421 с.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.