Туризм в разной степени оказывает влияние на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. В регионе, где наблюдается социально-культурная активность, где туризм носит традиционных характер и количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, не отмечается особого воздействия туризма. Однако в ряде промышленно развитых регионов рост туризма может привести к значительным переменам в социальной структуре, окружающей среды и местной культуре.
В основе современной экономики в туризме лежит стратегическое планирование. Планирование — это определение основных направлений и перспектив развития туризма с учетом его ресурсного обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование предусматривает:
маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов туристской деятельности требованиям рынка и конкуренции);
стратегический анализ (анализ соответствия новых видов туристской деятельности стратегии развития региона, его организации и технологии);
анализ финансовых возможностей (анализ финансовых перспектив развития и отдачи развития туристской деятельности).
Основой планирования является целеполагание. Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели развития внутреннего туризма турритории, выражающей предназначение управленческой системы.
Стратегическое планирование заключается в выборе главных целей туристской деятельности и ориентировано на определение стратегические решения, намечаемые конечные результаты с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом также разрабатываются новые возможности региона (например, расширение перечня туристских услуг, повышение их качества в соответствии с конъюнктурой рынка; увеличение объема продаж и доли на рынке за счет высоко конкурентного туристского продукта и услуг).
Культурный туризм – это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.
Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия.
Высокое разнообразие и аттрактивность ресурсов культуры и рекреационных ресурсов Ивановской области позволяет развивать в первую очередь культурный туризм, в т. ч. экскурсионно-познавательный и религиозно-познавательный туризм. Культурный туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.
Ивановская область имеет достаточно развитую развлекательную инфраструктуру. В то же время нельзя не отметить, что большая часть объектов не отвечает современным требованиям, предъявляемым гражданами к культурно-развлекательным предприятиям. Недостаточно представлены объекты данной направленности в сегменте высокого и близкого к высокому ценового диапазона, тогда как сфера развлечений должна охватывать весь социальный спектр туристского потока. В Ивановской области находится большое количество культурно-исторических объектов, которые расположенные в древних городах, селах и представляющие собой наследие прошлых эпох. Почти все они являются перспективными объектами, которые можно использовать в культурно-познавательном туризме. Главной проблемой, связанной с материальным культурным наследием, является его сохранение в настоящее время и дальнейшее использование, главным образом в туризме и культуре.
По результатам анализа внутреннего туризма в Ивановской области определены основные направления его развития, составлена общая и развёрнутая форма списка мероприятий, сформулированных на 4-х квадрантах SWOT-анализа:
Выгодное географическое положение, близость к городам «Золотого кольца» способствует созданию туристского комплекса с налаженной системой обслуживания туристов;
Реконструкция гостиницы «Центральная» и строительство новых бизнес-отелей. позволит частично снять проблему снижения показателей физического износа существующей материальной базы на 40 %.
Прямое железнодорожное сообщение со столицей повышает инвестиционную привлекательность региона;
Увеличение количества проводимых мероприятий, рекламная деятельность и PR способствуют пропаганде культурно – архитектурному наследия, представляющего интерес для внутреннего туризма;
Наличие ТИЦ даёт возможность создания учебно-тренинговых центров для повышения профессионального уровня специалистов;
В основе должен быть частно-государственный подход, обеспечивающий со стороны государства приток туристов за счет проведения массовых спортивных, культурных и др. целевых мероприятий областного или российского уровня, а со стороны предпринимателей качества оказываемых гостиничных услуг.
Внедрение системы международных контактов поможет снять негативный стереотип восприятия Ивановской области, как региона связанного с советским периодом;
Повышение инвестиционной привлекательности снизит нехватку финансовых средств для реконструкции и реставрации историко –культурного наследия;
Рекламная деятельность, PR компенсируют ограниченное количество информации связанной с промыслами и ремёслами Ивановской области, а также сувенирной продукции;
Создание туристского комплекса с налаженной системой обслуживания туристов снимет проблему отсутствия баз размещения для обслуживания иностранных туристов;
Туристско-рекреационный потенциал Ивановской области реализуется явно недостаточно. Не соответствуют запланированным объемы продаж в сфере туризма и рекреации, а так же темпы их развития посредством расширения спектра и повышения качества услуг, оказываемых российским и иностранным туристам.
Основная доля инвестиций направляются на развитие гостиничной сети ТРК Плес. Однако это не позволяет довести мощность гостиничного комплекса Ивановской области до нужного уровня (2520 койко-мест).
Внедрение общедоступного информационного справочника «Живая карта туристских ресурсов Ивановской области» в оборот предоставит турфирмам всю необходимую информацию в структурированном виде, значительно облегчит разработку и формирование турпродуктов по внутреннему туризму. Создание базы будет так же очень полезно для потребителей, поскольку информация, заключенная в базе, сделает туры более наглядными, туристы смогут сами посмотреть маршрут, а так же получить всю информацию о средствах размещения, питания и т.п. В свою очередь развитие направления внутреннего туризма укрепляет экономику региона в целом.
Недостаток информации об Ивановской области, как туристическом центре может восполнить Интернет - сайт;
Темпы ускорения развития туризма в регионе (предложения) опережают темпы роста туристских потоков в Ивановскую область (спроса), что снижает эффективность инвестиционных вложений;
Отсутствие системного подхода к интеграции опыта «Плеса» в Ивановской области не позволяет наиболее аттрактивным районам региона реализовать собственный туристско-рекреационный потенциал в полной мере.
Настоящее исследование показало, что Ивановская область обладает значительным туристским ресурсным потенциалом, который определяется следующими факторами:
Разнообразием природных условий области;
Благоприятными климатическими условиями;
Богатством и разнообразием животного и растительного мира;
Богатыми водными ресурсами:
Высокой концентрацией памятников культурно-исторического наследия;
Широким развитием народных художественных промысел и ремесел;
Целесообразно полагать, что наиболее привлекательны в туристско-культурном плане регионы области, обладающие наиболее широким спектром направленности туристского ресурсного потенциала. Старинные города области, в которых сохранились культурно-исторические объекты и места, и расположенные в регионах, обладающих уникальными природно-климатическими условиями, наиболее перспективны для создания в них туристско-рекреационного кластера.
В основе реализации данных факторов развития внутреннего турищма Ивановской области лежит механизм планирования – определение основных направлений и перспектив развития туризма с учетом его ресурсного обеспечения и спроса рынка.
В работе представлена Стратегия Программы планового развития – интеграция исторически сформированного и качественно определённого социально - экономического потенциала Ивановской области в новую модель туристского предложения и туристского комплекса региона.
Основным механизмом реализации плана развития туризма является поэтапное его выполнение. В этой связи предлагается:
I этап Программы. Разработка Проекта (январь 2014г. – сентябрь 2014 г.). Основная задача: формирование направлений развития внутреннего туризма на основе обоснованных стратегических решений в области планирования.
II этап Программы. Внедрение и апробация Программы (январь 2015г. – июнь 2017г.). Основная задача: трансформация туристского сектора в презентабельную отрасль экономики Ивановской области.
III этап Программы. Введение в эксплуатацию объектов туристской индустрии, успешно прошедших конкурс инвестиционных строительных проектов (июль 2017г. – декабрь 2020г.)
Прямым влиянием туризма на экономику региона можно признать результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние вклада денег туристами в развитие туриндустрии Ивановской области, как результат можно оценить показателем суммы доходов:
объектов индустрии ресторанно-гостиничного комплекса и социально-культурной сферы;
материального обеспечения объектов продвигающих туруслуги;
от создания новых рабочих мест.
Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние или косвенный эффект, вложенный туристами в местную экономику. По специально проведённым расчётам эффект косвенных доходов (эффект мультипликатора) данной Программы: налоговые поступления, доходы от продажи сопутствующих товаров наших текстильных ярмарок и изделий народных промыслов, купленных товаров и услуг нетуристского назначения составляют около 15,4% (Км=0,154)[44, С. 46] на каждый рубль, вложенный туристами в турпродукт или ~9760828,15 рублей от общего дохода Проекта.
Список использованных источников
Информационный сайт «Стратегическое планирование в туризме» [Электронный ресурс]. URL: http//:www.strat-plan.ru
Официальный сайт «Железнодорожный транспорт» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zdt-magazine.ru
Официальный сайт информационно - аналитического журнала «Турбизнес» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourbus.ru
Информационный сайт «Бизнес планирование и стратегия развития туристических предприятий» » [Электронный ресурс]. URL: http://www.biznes-planirovanie.ru
Информационный сайт «Совершенствование систем планирования на предприятии» [Электронный ресурс].