Психологическая безопасность - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психологическая безопасность

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная тема представляет большую актуальность в настоящее время, однако, при этом является недостаточно разработанной в научном мире. Несмотря на то, что в последнее время интерес к исследованию феномена психологической безопасности возрос, всё ещё существуют разночтения не только в определении понятия, но и относительно объекта и предмета исследований в этой области.

В понятийно-терминологическом словаре «Гражданская защита» под редакцией Ю.Л. Воробьёва приводится такое определение психологической безопасности: «защищенность личности, общества и государства от негативного психологического воздействия» [2], что отображает междисциплинарность понятия психологической безопасности, затрагивая психологию, социологию, право и другие науки. Понятие психологической безопасности не сводится только к одной лишь личности, оно может охватывать и группы, и целые общества.

Психология безопасности определяется современными исследователями как «отрасль психологии, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека, связанные с обеспечением безопасного существования и развития» [6].

Потребность в безопасность была отнесена ещё А. Маслоу к категории базовых [4], что ставит психологическую безопасность как потребность человека главнее потребности в общественном признании, творческом самовыражении и др. Ведь личность, не ощущая себя в безопасности, не сможет развиваться и стать самоактуализирующейся.

Говоря о безопасности, также стоит упомянуть, что если взглянуть на график, отображающий значимость потребности людей в безопасности за последние сто лет, в нынешнее время эта потребность ощущается значительно острее, чем сто, пятьдесят, или даже тридцать лет назад [6], что служит одной из причин растущего интереса к изучению в том числе и психологической безопасности в последнее время. В эпоху глобализации, интернета, повышенных требований к претендующим на рабочее место, большого количества транспорта и быстрой изменчивости законов люди ощущают постоянное давление опасностей.

Поэтому психологи активно занимаются изучением психологической безопасности профессиональной деятельности и образовательной среды. М.А.Котик первым начал изучать психологическую безопасность труда в отечественной психологии, говоря о способностях человека противодействовать опасности в труде и об адаптации к опасности [3]. Его заслугой стал разбор несчастных случаев, происходящих на рабочих местах, с психологической точки зрения. Психологическая безопасность способна коснуться реальных, «физических» аспектов профессиональной деятельности, и не остаётся лишь внутренним ощущением.

Н.Л.Шлыкова считает, что психологическая безопасность влияет на работоспособность личности и эффективность профессиональной деятельности [9]. Помимо этого, она говорит о возможности выявления устойчивых мотивов профессиональной деятельности и условий эффективного функционирования человека в профессии через призму изучения феномена психологической безопасности. О.С.Ширяева пишет о психологическом благополучии как о детерминанте успешного функционирования в экстремальных условиях среды [8]. Т.С.Пухарева считает, что состояние психологической безопасности личности инициирует ее активность в профессиональной среде и является условием для профессиональной самореализации [7]. О.В. Бубновская отмечает роль безопасности в образовательной среде [1].

Всё это говорит об общей тенденции к связыванию психологической безопасности с профессиональной и учебной деятельностью: ощущая себя в безопасности, субъект будет более эффективен, лучше будет справляться с поставленными задачами и со стрессовыми ситуациями, развивая в себе качества, способствующие лучшим копинг-стратегиям. Эти виды деятельности являются неотъемлемой и в достаточной мере значительной частью человеческой жизни, из чего следует вывод, что исследования в данной области актуальны и значимы. Знания о психологической безопасности помогут лучшей организации обучения и трудовой деятельности.

Люди любого возраста могут быть подвергнуты нефизическим формам насилия: игнорированию, насмешкам, давлению со стороны другого, разного рода конфликтам. В образовательной среде особенно важно, чтобы человеческая природа раскрылась в полной мере [5], без страха личности быть высмеянной или отвергнутой.

Т.В. Эксакусто и Н.А. Лызь, проанализировав несколько литературных источников, убедились в том, что разночтения существуют и в понимании критериев психологической безопасности [10]. Так, согласно одним авторам, психологическая безопасность характеризуется чувством внутренней целостности человека, его нормальным функционированием и защищённостью сознания от его изменения против его воли. Другие авторы пишут о возможности с уверенностью смотреть в собственное будущее, ощущением достижимости жизненных целей, удовлетворённостью настоящим, защищённостью ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь. Многие исследователи отмечают связь психологической безопасности с возможностью роста и развития личности.

Все эти подходы можно разделить на две группы: ориентированные на сохранение настоящего, благополучного состояния человека, и на возможности и перспективы, что, возможно связано с мотивацией избегания неудач и мотивом достижения.

Итак, феномен психологической безопасности пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Понимание безопасности зависит от позиции автора и представляет проблемное поле современной психологии. Однако, даже будучи в процессе разработки единого определения, психологическая безопасность уже нашла своё практическое применение.

Список литературы

Бубновская О.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно-личностной сферы и образовательных результатов студенчества. – Казань, 2017. – Режим доступа: http://psyrus.ru/library/pdf/sborniki_rpo/kazan_2017_2.pdf#page=357

Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь. — М.: Издательство «Флайст», Информационно-издательский центр «Геополитика». Под общей редакцией Ю. Л. Воробьева. 2001.

Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: «Валгус», 1981. 408 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.

Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С.Е.Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 136 с.

Психология безопасности : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 276 с.

Пухарева, Т.С. Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности [Электронный ресурс] / Электронные журналы. Издательства Notabene. – Краснодар, 2016. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/psp/article_19195.html#16

Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях: дис. …канд. психол. наук. Петропавловск-Камчатский, 2008. 254 с.

Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: дис. …докт.психол.наук. М., 2004. 332 с.

Эксакусто, Т.В., Лызь, Н.А.. Психологическая безопасность в проблемном поле психологии [Электронный ресурс] / Сибирский психологический журнал. – Таганрог, 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskaya-bezopasnost-v-problemnom-pole-psihologii

Просмотров работы: 94