ВПР как одна из форм проверки знаний учащихся: анализ результатов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВПР как одна из форм проверки знаний учащихся: анализ результатов

Артюшина О.И. 1
1ЕГУ им. И.А. Бунина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что же такое ВПР? И для чего они нужны?

В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы).

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки от 01.03.2016г. № 02-82 «О проведении всероссийских проверочных работ в 2016 году» обучающиеся впервые написали Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру.

Целью данной методики является проведение такой формы аттестации, которая позволяет получить реальную оценку уровня знаний учащихся по определенному предмету, выявить качество работы учителей-предметников, а также сделать сравнительный анализ результатов качества образования [1].

Результат ВПР – обеспечение создания независимой, объективной оценки качества и уровня подготовки учащихся образовательных учреждений, выявить проблемные зоны в новой системе образования. Функцией школы является воспитание личности с активной жизненной позицией, а проверить насколько удается этот процесс в системе образования, какие существуют проблемы, пути их решения, помогает такая форма аттестации, как ВПР, а в последующем - ОГЭ и ЕГЭ [2].

Всероссийские проверочные работы являются итоговыми контрольными работами, но не экзаменом. ВПР позволяет готовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

ВПР по математике имеет определенную структуру заданий. Каждое задание имеет свою направленность на проверку навыка.

Итак, назначение ВПР по математике - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся данных классов в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи выпускных проверочных работ:

1) Определить сильные и слабые стороны(пробелы) в знаниях у обучающихся.

2) Морально подготовить к ГИА и ЕГЭ - похожий механизм.

3) Определить дальнейшую траекторию обучения всего класса и каждого ученика

4) Определить образовательный уровень школы, класса, ученика по требованиям ФГОС.

Данные проверочные работы начинают проводиться с 4 класса. ВПР пишется по разным предметам. В бланках с заданиями указываются коды, но не указывается ФИО. Почему? А это для того, чтобы при проверке данный работы, учитель не мог быть субъективным. Ученики нуждаются в проведении инструктажа по заполнению бланка, а также напоминать о необходимости прочитать внимательно вопрос и только после этого записать ответ.

В 2017-2018 учебном году учащимся предстояло выполнить по математике проверочную работу, которая состояла из 13 заданий. В определенных заданиях учащиеся указывают только ответ, а в некоторых заданиях необходимо решение и ответ. Освоение программы ФГОС за год, следовательно, успешное дальнейшее обучение. Анализ работ по математике показал допустимый уровень подготовленности учащихся. Лучше всего учащиеся справились с заданием при решении примеров с обыкновенными и десятичными дробями, также при решении несложных логических задач.

Количество обучающихся, выполняющих ВПР в 6-х классах – 70 человек. Приняли участие в ВПР – 65 человек.

Максимальный балл – 16.

Минимальный балл – 2.

Затруднения вызывали следующие задания: решение текстовых задач на проценты(не справилось 24 человека) – 40% учащихся – не разобрались в условии задачи, не поняли её смысл, поэтому рассуждения привели к неверному решению. Например, Цены на яблоки сначала выросли на 60%, а затем понизились на 20%. Сколько изначально стоили яблоки, если после понижения цен они стали стоить 128 рублей? Проблема состоит в том, что обучающиеся не вчитываются в условие задачи.

Задачи на геометрические построения (не справилось 15 человек) – это свидетельствует о том, что 23% учащихся не владеют основами пространственного воображения, логические задачи повышенной сложности (не справилось 20 человек) – это свидетельствует о том, что 31% учащихся овладели в недостаточной степени основами логического и алгоритмического мышления.

Общий показатель результативности выполнения проверочной работы по математике соответствует среднему показателю по региону.

После проведения проверочной работы учитель должен составить сводную ведомость по выполненным или невыполненным заданиям и спроектировать дальнейшую стратегию обучения класса или ученика.

Анализ ВПР по математике позволяет отследить уровень готовности школьников начальной школы и среднего звена к выполнению стандартных тестовых заданий, общий уровень качества ЗУН по математике, выявить проблемные зоны.

Успешность выполнения ВПР зависит от системы обучения в целом. Подготовка к такому виду деятельности должна иметь системно-деятельностный подход, быть направлена на сформированность тех навыков и функций, которые необходимы школьнику при выполнении проверочной работы, а также на сформированность основных видов компетенций,

По результату данной работы, необходимо обратить особое внимание на каждого ученика и проанализировать ошибки. А также, отработать неусвоенный материал.

В работе с обучающимися, имеющими высокий уровень математической
подготовки, целесообразно больше внимания уделять выполнению заданий,
требующих логических рассуждений.

Большинство заданий ВПР не похожи на задания из учебника или сборника для подготовки к ВПР.

Для успешного выполнения работы ученик должен не шаблонно воспроизводить свои знания, находя похожие условия, а свободно ориентироваться в темах и материале, уметь использовать свои знания и навыки в нестандартных ситуациях, что соответствует стандартам ФГОС.

Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога  и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных  результатов образования в период всего обучения.

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000

3. Черноусова Н.В. Проблемы современной системы оценивания знаний/ В сборнике: Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина – «Педагогика» (История и теория математического образования), Елец, 2018. с. 146-149

2. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе) / М.Ю. Чибисова. М.: Генезис, 2009.

Просмотров работы: 61