ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ФЕНОМЕНА МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ФЕНОМЕНА МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мотивация - достаточно сложный феномен, многоаспектность которого не позволяет дать ему простое однозначное определение. Неоднозначность представлений о мотивации отражена в разнообразных подходах и концепциях, которые стремятся прояснить суть данного феномена. Только в зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации [2].

Авторы Д.З. Халиуллина и Н.Л. Шлыкова провели анализ работ отечественных и зарубежных авторов и пришли к выводу, что мотивацию можно рассматривать в двух смыслах: 1) мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека; 2) мотивация – это характеристика процесса обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне, т. е. мотивирование [11].

Таким образом существуют две принципиальные позиции в рассмотрении мотивации. Пер­вая позиция рассматривает мотивацию как структуру, состоящую из факто­ров или мотивов. В этом случае мотивацию, в основном, рассматривают как детерминированную личностными потребностями и целями, уровнем притязаний и идеалами человека. Вторая позиция рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное, то есть как процессуальное образование, как некий механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива [2]. Например, А. Н. Леонтьев понимается мотив как предмет удовлетворения потребности: «то есть предмет потребности… мы называем мотивом деятельности» [4, c. 63]. Таким образом мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ) [2]. Однако по мнению Р. А. Пилояна, мотивы действия формируются на базе определенной мотивации, т. е. мотивы вторичны [9].

И. А. Джидарьян считает, что, в мотиве фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Именно мотив направляет действия человека на каждый момент времени [1]. Но тогда понятие «мотивация» становится лишним, так как все осуществляется с помощью мотива?

В психологическом словаре под понятием «мотивация» предлагается понимать «побуждения, вызывающие активность организма и ее целенаправленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных» [7, С.210].

Термин «мотивация» в педагогическом словаре трактуется как «совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельность личности, ее поведения». [3, С.78].

В. Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей [5].

А. Б. Орлов замечает, что если ведущая причина действий – приобретение чего-то вне рамок самого действия, то мотив является внешним. Внутренний же мотив – это специфическое внутриличностное состояние удовлетворения от производимого действия (или в более широком смысле – занятия, деятельности, профессии). Если внешний мотив, в принципе, не зависит от человека и существует вне человека и вне его деятельности, то внутренний мотив появляется вместе с деятельностью и является её результатом. Таким образом, внутренний мотив уникален и существует всегда в непосредственном переживании [8].

Мотивы классифицируются по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью личности, то их называют внутренними. Внешние мотивы разделяются на общественные: альтруистические, мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы разделяются на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей). Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. При этом осознаваемые мотивы – это мотивы, побуждающие личность поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. В этом случае мотив выступает как осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить [11].

Учебное пособие по менеджменту рассматривает мотивацию как функцию управления по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность. [6, с. 67].

Словарь-справочник менеджера под редакцией М. Г. Лапусты добавляет, что мотивация включает и формирование мотивов в процессе деятельности человека, и закрепление их в качестве постоянно действующей доминанты [10]. В процессе мотивации состав потребностей человека не меняется, но их структура и взаимодействия зависят от управления и влияют на его эффективность.

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы.

Обобщение вышесказанного позволяет говорить о потребностях как о первопричине деятельности и поступков личности. Процесс формирования мотива как основания для действия, поступка и как побуждения к ним, начинается с возникновения потребности личности, а заканчивается возникновением намерения и побуждения к достижению цели, если такая цель необходима человеку. Между этими двумя этапами располагается промежуточный этап мотивационного процесса, в котором актуализируются имеющиеся у человека психологические структуры, которые помогают и позволяют сделать обоснованный выбор им предмета и способа. Таким образом, мотивацию можно рассматривать как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Список литературы

1. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность М., 1976.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с. (Серия «Мастера психологии»)

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2005. 352 с.

5. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования.«Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. – 264 с.

6. Менеджмент: учеб. пособие.Парамонов П. Ф., Халявка И.Е., Стукова Ю.Е. Краснодар : КубГАУ, 2015. – 173 с.

7. Немов Р.С Психологический словарь. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. —560 с.

8. Орлов А. Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 65–78.

9. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. — М., 1984.

10. Словарь-справочник менеджера / под ред. М. Г. Лапусты. М. : Инфра-М, 1996. 608 с.

11. Халиуллиной Д.З.,Шлыкова Н.Л. Теоретические аспекты содержания мотивационной сферы персонала: М. Современная гуманитарная академия, 2014. С. 182-187.

Просмотров работы: 71