ПРОФИЛАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА В ПЕРИОД КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФИЛАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА В ПЕРИОД КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ

Коновалова В.А. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из новообразований раннего возраста является развитие самосознания ребенка, которое формируется в детское утверждение «Я сам». Это первый сложный период как для ребенка, так и для родителей, ведь, ребенок отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Характерными проявлениями кризиса 3-х лет выступают: Негативизм, Упрямство, Строптивость, Своеволие, Обесценивание, Протест-бунт, Деспотизм. Которые в свою очередь могут привести к формированию негативных качеств личности ребенка в дальнейшем. Неблагоприятными последствиями кризиса являются повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды, ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса – это и прогрессивный, качественный эволюционный скачок и неблагоприятный для состояния здоровья ребёнка функциональный баланс. Функциональный баланс поддерживается бурным ростом тела ребёнка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшается, дети подвержены заболеванием, особенно нервно – психическим.

Установлено, что если, кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребёнка в последующем возрасте. Благодаря изменениям социальных отношений ребёнка, его аффективной сферы, всего, что для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребёнок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невротических детей именно в кризисе трёх лет мы нередко видим появление невропатических реакций, например, энурез, ночные страхи, неспокойный сон, иногда резкое затруднение речи, заикание, гипобулические припадки (ребёнок трясётся, бросается на пол, стучит руками, ногами). Кризис, в сущности, протекает, прежде всего, как кризис социальных отношений ребёнка. В связи с этим актуализируется проблема формирования эмоционально-волевой сферы личности ребенка уже с раннего возраста. Что подтверждает важность психолого-педагогической работы по профилактике негативных качеств личности ребенка в период кризиса 3-х лет.

Цель нашего исследования – теоретически обосновать содержание психолого-педагогической работы по профилактике негативных качеств личности ребенка в период кризиса 3-х лет.

Задачи исследования:

1. Выявить психологические особенности развития детей в период кризиса 3х лет.

2. Определить педагогические и психологические условия профилактики формирования негативных качеств личности ребенка в период кризиса 3х лет.

3. Сформировать методические указания для педагогов и родителей.

Анализ теоретической литературы и результатов исследований эмоциональной сферы детей раннего возраста позволил выделить наиболее часто встречающиеся негативные личностные реакции ребенка в период кризиса трех лет:

Негативизм – означает, что поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Говоря о детском негативизме, важно его отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-то, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка. О негативизме говорят тогда, когда ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция на само предложение взрослых. Отличительным признаком негативизма будет то, что ребенок не делает потому, что его об этом просит кто-то, даже если он сам этого хочет. Иногда дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитарным тоном. Самая действенная рекомендация — оставить ребенка на время в покое или отвлечь от конкретной ситуации. Любой психически здоровый малыш, даже в фазе острого кри­зиса, отвлекаем. Иногда помогают решить проблему инверсные просьбы (просьбы «нао­борот»): «Мы сейчас никуда не пойдем, ты, пожалуйста, не одевайся сам». Главное, что должны показать родители ребенку, — спокойное, эмоционально нейтральное поведение. И надо помнить, что в негативизме есть и положительная сторона: ребенок таким, пусть еще неумелым, способом выражает свое отношение к окружающим взрослым, он уже не действует, как раньше, только под влиянием своих эмоций. Негативизм с возрастом уменьшается и проходит, если родители властно не подавляют ребенка.

Упрямство- проявляется в том, что ребенок настаивает не потому, что ему хочется, а потому, что он этого потребовал. Упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Совсем другая ситуация, когда ребенка зовут со двора в дом; а он отказывается, потому что еще хочет погулять. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

Строптивость- проявляется в стремлении настоять на собственном желании, и направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена вообще против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. От упрямства строптивость отличается тем, что она направлена вовне и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Своеволие, своенравие-  проявляется в том, что ребенок хочет делать все самостоятельно независимо от ситуа­ции и своих возможностей: сам покупать товары в магазине, рассчитываясь с кассиром, выбирать и принимать лекарства и пр. Естественно, такие желания маленького ребенка не вызывают восторга у родителей. Од­нако в любой ситуации с малышом можно договориться. Самый лучший способ в данном случае — компромисс («Давай я понесу тяжелую сумку за эту ручку, а ты — за другую»). Если ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации само­му, конфликт с родителями быстро проходит. И наоборот — любой жесткий запрет приведет к более яркому проявлению этих негативных реакций. Характеризует собой стремлении ребенка к самостоятельности.

Протест-бунт- в данном случае все поведение ребенка начинает носить протестующий характер. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, ребенок как бы находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. И тут уже обычным делом являются частые детские ссоры с родителями.

Обесценивание проявляется в том, что ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых, сверстников; в лексиконе появляются ругательные слова. Иногда родители бывают шокированы тем, что их ребенок вдруг может назвать маму дурой, плохой или злой, хотя для этого нет никаких оснований. В данном случае как бы теряется ценность того что было важно для ребенка ранее.

Симптом ревности или стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему, изыскивая для этого множество различных способов. Стремление к деспотизму может возникнуть в семье с одним ребенком, а симптом ревности возникает в семье с несколькими детьми [1, с. 169].

Психолого-педагогическая работапо профилактике формирования негативных личностных качеств ребенка в период кризиса трех лет должна осуществляться по следующим направлениям:

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в раннем возрасте

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую консультирование родителей [3, с. 174-181].

Ролевые игры

Через игры можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя нужно выбрать ребенка, «Волк очень злой, он рычит, хочет всех испугать (предложите ребенку порычать)». С помощью таких упражнений выгоняем агрессию, чем сильнее ребенок рычит, тем эффективнее это упражнение. Также можно использовать подобные упражнения при коллективной агрессии: «Ребята к нам в группу в ступе прилетела Баба Яга, она хочет отобрать у нас все игрушки и книжки, для того что бы мы плакали, но мы ведь этого не хотим? Давайте прогоним ее, можно прогнать ее с помощью мешочков с песком или с помощью топота, на улице с криком» Нужно так организовать досуг детей, чтобы они как можно больше времени были заняты и проявляли самостоятельность. Например, после еды предложить самостоятельно убрать за собой посуду. А взрослому наблюдать со стороны. Применить обучающий прием: «Одень мишку на улицу потеплее, на улице холодно, он может замерзнуть», и в тоже время здесь ребенок проявляет самостоятельность [5, с. 69]

Изобразительная деятельность

Для профилактики негативных проявлений можно также использовать лепку, предложить ребенку из злого героя сделать доброго, будем мять пластилин сильно и нажимать на него крепко что бы злой волк ушел, а к поросятам пришел добрый волк;

Арт-терапия

Закрашивание изображения резкими размашистыми движениями также может помочь сбросить агрессию. Будем использовать изображение отрицательного героя: «Закрась лису, которая обманула и прогнала зайку» [4, с 343-346]

5. Психологическое просвещение родителей и оказание педагогической поддержки

Важным направлением психолого-педагогического сопровождения ребенка в период кризиса 3-х лет является своевременное психологическое просвещение родителей и оказание педагогической поддержки, осуществляемое в разнообразных формах (таблица 1). Данную работу необходимо осуществлять в возрастной период ребенка 2,5 – 3,5 года [3, с 174-181].

Таблица 1 – Формы психологического просвещения и педагогической поддержки родителей [2, с 1136].

Форма работы с родителями

Возможности и особенности

1

Родительские собрания

- в начале учебного года рекомендуется проводить собрание для родителей вновь поступивших детей, на котором их знакомят с организацией психолого-педагогического сопровождения в дошкольном учреждении, с ролью родителей в воспитании ребенка, с приемами активизации познавательной деятельности детей в их повседневном общении с родителями;

- ознакомление родителей с информацией по возникшим вопросам;

- быстрая обратная связь;

- возможность ознакомить с информацией большее количество родителей единовременно.

2

Выставки тематической психолого-педагогической литературы, печатные изделия, памятки

- возможность ознакомить с информацией как можно больше родителей;

- краткое изложение сути вопроса;

- быстрое информирование.

3

Анкета

- возможность получить обратную связь;

- сбор нужной информации

4

Индивидуальная беседа

Индивидуальное консультирование предполагает:

- совместное обсуждение с родителями хода и результатов профилактической работы;

- индивидуальный подход к каждому

5

Уголок психолога и Папки- передвижки

- небольшие красочные текстовые стенды, которые занимают немного места, легко складываются и хранятся до следующего года.

- наглядный информационный материал для родителей;

- могут быть на любые темы: безопасности детей, правила для родителей, возрастные особенности детей, описания различных праздников, времен года.

- к сожалению, воспитатель детского сада не имеет возможности поговорить с каждым родителем в отдельности, проконсультировать, научить, поздравить. Папки-передвижки обязательно обратят на себя внимание как детей, так и их родителей и расскажут много важного по интересующему вопросу.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997. Стр.169.

2.  Выготский Л.С. Психология развития человека. - Москва, 2005. — 1136 с.

3. Тугулева Г.В., Мокрицкая М.В. Организация психологического сопровождения детей дошкольного возраста в ДОУ // Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. С. 174-181.

4. Чегаева Е. А. Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 343-346.

5. Баширова Е.В., Куликова Н.И., Климина Л.В. Комплексная программа психолого- педагогического сопровождения детей раннего возраста. Планирование, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения, диагностика и- Волгоград: Учитель, 2016. –с. 69.

Просмотров работы: 63