Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. Хранение информационных объектов различных видов на различных носителях информации - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. Хранение информационных объектов различных видов на различных носителях информации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

План-конспект занятия.

Дисциплина: Информатика.

Дидактическая единица: информационные процессы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятия: комбинированный урок.

Уровень усвоения: I-II.

Цели преподавания.

Образовательные:

формирование знаний об информационных процессов в технических устройствах;

формирование знаний о хранение информационных объектов;

формирование знаний об архивировании данных.

Развивающие:

развитие познавательного интереса;

развитие умений анализировать, обобщать и делать выводы;

совершенствование умений выражать свои мысли.

Воспитательные:

воспитание самостоятельности;

воспитание быстрого, четкого и логического мышления;

воспитания информационной культуры.

Цели учения:

Методы обучения и методические приемы:

словесный;

наглядный;

практический;

метод рефлексии;

метод контроля.

Междисциплинарные связи: Математика.

Внутридисциплинарные связи: «Информационные процессы».

В учебно-методическое обеспечение преподавания темы «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. Хранение информационных объектов различных видов на различных носителях информации» входят:

Методические материалы:

план-конспект урока;

задание №1 на карточке;

задание №3 на карточке;

презентация в программе MSPowerPoint.

регистрационный лист.

Учебные пособия:

электронные средства образовательного назначения.

Дидактические материалы:

Задания на карточках.

Средства обучения.

Технические:

персональный компьютер;

проектор.

Программные:

операционная система Windows XP;

MS PowerPoint.

Методические:

задания на карточках;

По итогам изучения темы студент должен:

Знать:

Уровень усвоения

Виды информационных процессов.

I-II

Понятие файловой системы и ее составляющих.

I-II

Программы архивации файлов.

I-II

Уметь:

Уровень усвоения

Назвать виды информационных процессов.

II

Приводить примеры информационных процессов.

II

Перечислять составляющие файловой системы.

II

Называть программы архивации.

II

Набор модулей урока:

п/п

Модули урока

Планируемое время, мин.

1.

Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, объяснение условий оценки учебной работы.

2

2.

Актуализация опорных знаний.

Воспроизведение знаний, полученных на прошлых занятиях, выполнение пробелов в знаниях и ответы на вопросы, задаваемые преподавателем.

10

3.

Целевая ориентация.

Постановка темы, целей, плана и задач урока.

1

4.

Изложение нового материала.

Выдача теоретических знаний по теме урока.

20

5.

Выполнение работы в парах.

Проведение инструктажа по выполнению работы в парах, озвучивание критериев оценивания.

7

6.

Проверка и оценка результатов работы в парах.

Оценивание в соответствии с озвученными критериями, разбор ошибок.

5

7.

Изложение нового материала.

Выдача теоретических знаний по теме урока.

20

8.

Итоговое тестирование.
Ответы на вопросы, закрепление изученного материала.

20

9.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок, получение обучающимися представлений о результатах обучения.

3

10.

Рефлексия.

Рефлексия на знания и умения изучаемой темы.

2

11.

Выдача домашнего задания.

Озвучивание домашнего задания, критериев его оценивания.

1

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, объяснение условий оценки учебной работы.

Педагог: Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем изучать «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. Хранение информационных объектов различных видов на различных носителях информации». Оценка учебной работы будет проводиться на основе рейтинговой системы контроля ваших учебных достижений. Сегодня вы сможете получить баллы за ответы на вопросы во время повторения, за ответы во время лекции, дополнения по теме, за выполнение заданий. В зависимости от набранного количества баллов, будут отмечены самые активные студенты. Если хотите ответить - прошу поднять руку, а не кричать с места. В начале занятия проверим, что вы помните, затем дополним новыми знаниями изучим новую тему и проведем закрепление знаний. В конце занятия мы подведем итоги урока, рефлексию и запишем задание на дом.

Этап 2. Актуализация опорных знаний.

Педагог: Прежде чем начать новую тему, вспомним известную нам информацию. Я буду задавать вопросы. За 1 правильный ответ вы получаете 1 балл.

Дайте определение понятию «информация».(Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информацион­ные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.)

Назовите свойства информации. (объективность, достоверность, полнота, точность, понятность, доступность, актуальность, ценность, краткость)

Какие вы знаете типы классификации информации? (по способу восприятия, по форме представления, по степени значимости, по сфере применения)

Какие бывают виды информации по форме представления. (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

Приведите примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах. (книги, журналы/ калькулятор, часы/ картинки, рисунки, схемы)

Назовите виды информации по способу восприятия. (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая)

Дайте определение понятию «информационные процессы». (совокупность последовательных действий, производимых над информацией, для получения какого-либо результата)

Этап 3. Целевая ориентация.

Студент в результате освоения темы должен:

По итогам изучения темы студент должен:

Знать:

Уровень усвоения

Виды информационных процессов.

I-II

Понятие файловой системы и ее составляющих.

I-II

Программы архивации файлов.

I-II

Уметь:

Уровень усвоения

Назвать виды информационных процессов.

II

Приводить примеры информационных процессов.

II

Перечислять составляющие файловой системы.

II

Называть программы архивации.

II

Этап 4. Изложение нового материала.

Педагог: Как вы думаете, какие действия можно совершать с информацией? (собирать, обрабатывать, хранить, передавать)

Педагог: Вот мы и подошли к теме нашего занятия, откройте тетради и запишите тему и план занятия.

Сбор информации - это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте.

Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем аппаратно.

Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Типовые задачи обработки информации.

Таблица умножения

Определение времени полета рейса "Москва-Ялта"

Отгадывание слова в игре "Поле чудес"

Жалобы пациента + результаты анализов

Формально не определено

Дешифрованный текст

Свое в каждом конкретном случае

Диагноз

Знание + опыт врача

Передача информации.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает.

Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача информации. В результате обмена информацией между источником устанавливается своеобразный информационный баланс, при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник.

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).

ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.

Цифровые носители информации

Магнитные: ленты, диски, карты

Оптические: CD,DVD, Blu-ray

Флэш-носители: Флэш – память,  USB флэш-диск.

Поиск информации - это извлечение хранимой информации. Методы поиска информации:

непосредственное наблюдение;

общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

чтение соответствующей литературы;

просмотр видео, телепрограмм;

прослушивание радиопередач, аудиокассет;

работа в библиотеках и архивах;

запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

другие методы.

Этап 5. Выполнение работы в парах.

Педагог: Теперь мы повторили изученную информацию и узнали что-то новое. Давайте выполним работу в парах, чтобы закрепить новые полученные знания. Вам нужно будет соотнести действия с информационными процессами. На задание 7 минут. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.

Карточка №1 с заданием.

Сбор информации

Обработка информации

Передача информации

Хранение информации

Поиск информации

Действия

         

Определение времени полета рейса "Москва-Ялта"

Наблюдение

Файл на жестком диске

Запрос в архив

Жалобы пациента + результаты анализов

Сообщение

Знание + опыт врача

Почта

Общение со специалистом по интересующему вопросу

Дешифрованный текст

Аудиофайл на диске

Запрос к информационным системам

         
         
         
         
         
         

Этап 6. Проверка и оценка результатов работы в парах.

Педагог: Проверим ваши результаты. Поменяйтесь листочками между парами, ставьте балл за каждый верный ответ. Затем суммируйте баллы и напишите общее количество. Я буду называть действие, а вы говорите к какому информационному процессу это относится.

Педагог: Все молодцы. А теперь переходим к дальнейшему изучению нашей темы.

Этап 7. Изложение нового материала.

Педагог: Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Для хранения и передачи электронных информационных объектов используют съемные цифровые носители. К ним относятся: слайд

Файловая система. На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно, имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt

В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита.

В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие «папка». Папка – это объект Windows, предназначенное для объединения файлов и других папок в группы. Понятие папки шире, чем понятие «каталог».

В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети).

Путь к файлу. Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен, вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Например, путь к файлам на рисунке можно записать так:

C:\Рефераты\

C:\Рефераты\Физика\

C:\Рефераты\Информатика\

C:\Рисунки\

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

Примеры полного имени файлов.

Педагог: Сейчас вы видите на слайде картинку иерархии каталогов. Напишите путь к файлу Море.bmp. За верное выполнение задания вы можете получить 1 балл.

Проверка результата задания.

Педагог: Как вы думаете, что можно делать с файлами?

Все, что вы называете, это операции с файлами. Давайте посмотрим, что вы назвали, а что упустили.

Педагог: И мы приступаем к последнему пункту изучения нашей темы. При эксплуатации компьютера по самым разным причинам возможны порча или потеря информации на жестких дисках.

Это может произойти из-за физической порчи жесткого диска, неправильной корректировки или случайного уничтожения файлов, разрушения информации компьютерным вирусом и т.д. Для того чтобы уменьшить потери в таких ситуациях, следует иметь архивные копии используемых файлов и систематически обновлять копии изменяемых файлов.

Для сохранения информации можно конечно её дублировать, однако при этом копии занимают столько же места, сколько занимают исходные файлы, и для копирования нужных файлов может потребоваться много дискет.

Более удобно использовать для создания копий специально разработанные программы архивации файлов.

Эти программы позволяют не только сэкономить место на дискетах, но и объединять группы совместно используемых файлов в один архивный файл, что заметно облегчает ведение архивов.

Как правило, программы для архивации файлов позволяют помещать копии файлов на диске в сжатом виде в архивный файл, извлекать файлы из архива, просматривать оглавление архива и т.д.

Разные программы отличаются форматом архивных файлов, скоростью работы, степенью сжатия файлов при помещении в архив, удобством использования.

Архивный файлпредставляет собой набор из одного или нескольких файлов, помещенных в сжатом виде в единый файл, из которого их можно при необходимости извлечь в первоначальном виде.

Архивный файл содержит оглавление, позволяющее узнать, какие файлы содержатся в архиве.

В оглавлении архива, для каждого содержащегося в нем файла, хранится следующая информация:

имя файла;

сведения о каталоге, в котором содержится файл;

дата и время последней модификации файла;

размер файла на диске и в архиве;

код циклического контроля для каждого файла, используемый для проверки целостности архива.

В настоящее время появилось много модификаций архиваторов таких как Winrar, Winzip, 7zipи т.д. которые работают в среде Windows, имеют лучший интерфейс и больше функций чем их предшественники, у них выше степень защиты данных.

Этап 8. Итоговое тестирование.

Педагог: Сейчас я вам предлагаю пройти тестирование, которое выявит структуру и уровень знаний, которые остались у вас после этого занятия.

Педагог: Отвечаем на вопросы, по завершению тестирования поднимите руку, я подойду и зафиксирую вашу оценку. Каждый выполняет тестирование сам.

Ответьте на вопросы, заполняя поля кроссворда.

Оценка «5» – все поля заполнены правильно.

Оценка «4» - заполнено 6-7 слов правильно.

Оценка «3» – заполнено 5 слов правильно.

Оценка «2» – заполнено 4 или менее слов.

Кроссворд. Вставьте пропущенные слова.

Деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте - это

Преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам – это

Информационный процесс, где участвует источник и приемник информации – это

Способ распространения информации в пространстве и времени – это

Определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти- это

.exe, .com, .html – это

Сжатие (для цифровой информации) данных для долгосрочного хранения или передачи их по сети – это

Место хранения информации об именах файлов, размере , дате и времени создания – это

Этап 9. Подведение итогов урока.

Педагог: Давайте проверим ваш тест. Обменяемся снова листами, и проверим друг друга. Я говорю вопрос, вы поднимаете руку, отвечаете.

Затем посчитаем какое количество баллов вы заработали за урок.

Этап 10. Рефлексия.

Что нового узнали сегодня на занятии?

Что было трудно для понимания?

Были ли интересны задания?

Этап 11. Выдача домашнего задания.

Создайте многоуровневую файловую систему рабочего стола своего компьютера. Задание выполните на листе формата А4. Подпишите корневой каталог, каталоги разных уровней.

Оценка «отлично» (5 баллов) – студент выполнил задание без ошибок.

Оценка «хорошо» (4 балла) – студент выполнил задание с неточностями.

Оценка «удовлетворительно» (3 балла) – студент выполнил задание не полностью.

Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) – студент не сделал работу.

Слайды презентации по теме.

Просмотров работы: 73