В настоящее время существенно ожесточается конкуренция между предприятиями (организациями), в производстве все быстрее появляются новые технологии. Эти факты влияют на организацию труда рабочих, поэтому требуется разработка новых концепций, методик и подходов. Уровень производительности и уровень экономической эффективности будет напрямую зависеть от качества новых подходов и концепций.
Одним из таких подходов, способных повысить экономическую эффективность предприятия, будет процессный подход.
Процессный подход как теория управления окреп лишь в 80-х годах XX столетия. Эта теория состоит в следующем - подход к управлению работой компании, который базируется на рассмотрении всех бизнес-процессов во взаимодействии. В настоящий период данный подход стал одним из основных в процессе улучшения качества.
Ключевой составляющей процессного подхода является сам процесс. Есть различные определения, но чаще всего используется определение стандарта ISO 9001. «Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Также важно учесть, что при применении процессного подхода все действия должны повторяться.
Целью применения процессного подхода будет создание таких связей, при которых сотрудники (участвующие в процессе) смогут самостоятельно решать возникающие проблемы, не привлекая при этом вышестоящее руководство. Если сравнить его с функциональным подходом, то процессный подход уделяет большее внимание результатам работы организации в целом. Как мы выяснили, главным элементом будет сам процесс, значит организация будет состоять уже не из подразделений, а из четко определенных и взаимосвязанных процессов.
Для того чтобы внедрить процессный подход в организации, необходимо изучить все его принципы. Для этого можно, например, использовать стандарты ИСО. Лучшим методом внедрения этого подхода будет принятие принципов и использование их каждодневно руководителями и сотрудниками всех уровней организации. Принципы процессного подхода звучат следующим образом:
- Взаимосвязь процессов (Организация – сеть процессов, процесс – выполнение работ, поэтому все процессы должны быть связаны между собой);
- Востребованность процесса (У процесса есть цель, следовательно, его результаты должны быть востребованы внутренним или внешним потребителем);
- Документирование процесса (Процессы должны быть документированы, для того чтобы их стандартизировать, изменять и совершенствовать);
- Контроль процесса (Для контроля процесса необходимо определить граничные показатели, характеризующие его результаты);
- Ответственность за процесс (За каждый процесс необходимо назначить ответственное лицо).
Помимо принципов необходимо, чтобы процессный подход имел все ключевые элементы, без которых он не сможет правильно функционировать. К таким элементам относится:
Вход процесса - объект бизнес-процесса (функция, операция, совокупность элементов), взаимодействующий с внешними бизнес-процессами и получающий от них информацию/материальные ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса.
Выход процесса - результат (продукт) процесса. Выходы делится на первичный (основной результат, ради которого существует бизнес-процесс) и вторичный (побочный продукт бизнес-процесса).
Ресурсы - перечень объектов, потребляемых в ходе выполнения бизнес-процесса и необходимых для получения конечного результата процесса.
Владелец процесса - должностное лицо организации, наделенное правами и полномочиями, имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, несет ответственность за бизнес-процесс во всех его аспектах — планирование, обеспечение, управление и улучшение процесса.
Потребители и поставщики процесса – субъекты, использующие и поставляющие выходы и входы процесса.
Показатели эффективности процесса - предназначены для количественного измерения эффективности деятельности предприятия.
Сегодня российские организации применяют процессный подход к управлению, проводят подготовку и сертификацию по стандартам ISO серии 9000:2015, автоматизируют деятельность при помощи информационных систем, внедряют системы стратегического управления. Но складывается такая ситуация, что в организации ведутся несколько проектов сразу, которые могут дублироваться. Вследствие этого ресурсы расходуются напрасно. При такой ситуации возникают проблемы при реализации процессного подхода в рамках организации.
Примером проблем, мешающих внедрению процессного подхода, может быть терминологическая и методологическая разобщенность различных методик и информационных программ. В практическом плане может помешать выделение недостаточного объема ресурсов на проведение изменений, не наделение руководителя проекта достаточным объемом полномочий, отсутствие компетентного персонала, сопротивление персонала изменениям.
Функциональная структура бизнеса определяет возможности предприятия, устанавливая, что следует делать, процессная структура описывает конкретную технологию выполнения поставленных целей и задач, отвечая на вопрос, как это следует делать.
Процессный подход к управлению обладает собственными достоинствами, которые состоят в конкретной концепции взаимосвязей изнутри процесса и в закрепленных за ним подразделениях. В данном случае в руках одного управляющего концентрируется управление целой совокупностью действий и операций, которые ориентированы на заданный результат и установленных цели. Также к достоинствам процессного подхода можно отнести:
а) нацеленность на удовлетворение требований клиента;
б) освобождение руководства от рутины оперативного управления;
в) возможность выявления узких мест и резервов работы;
г) создание эталонов последовательности действий персонала;
д) появление возможности «тиражирования» бизнеса – открытия новых бизнес-площадок на основе формализованных бизнес-процессов;
е) реализация принципа постоянного совершенствования деятельности.
Данные достоинства обеспечивают значительную эффективность работы организации, управление которой имеет выраженный процессно-ориентированный характер (таблица 1).
Таблица 1- Сравнение процессного и функционального управления
Показатель сравнения |
Процессное управление |
Функциональное управление |
Руководитель |
Владелец процесса |
Начальник подразделения |
Взаимосвязи |
Входы-выходы информации и ресурсов процесса |
Входы-выходы информации и ресурсов подразделения |
Показатели |
Показатель процесса Показатель продукта Показатель удовлетворенности клиента |
Показатель деятельности подразделения Показатель продукта Показатель удовлетворенности клиента подразделения |
Классификация |
Основные процессы Вспомогательные процессы Управленческие процессы |
Основные подразделения Вспомогательные подразделения Управленческие подразделения |
Документация |
Положения о процессном управлении в компании Регламент процесса |
Положения об организационной структуре Положение о подразделении |
Процессно-ориентированное управление дает возможность качественно поменять деятельность организации на операционном, межфункциональном уровне ее интеграции. Функциональная интеграция перестает быть при этом источником сложно разрешаемых межфункциональных конфликтов. Операционный уровень интеграции получает новое видение благодаря сети бизнес-процессов организации и позволяет:
а) более эффективно разграничить полномочия и ответственность персонала;
б) развить эффективную систему делегирования полномочий;
в) обеспечить стандартизацию требований к исполнителям;
г) минимизировать риск зависимости от отдельного исполнителя;
д) снизить нагрузки руководителей;
е) сократить издержки;
ж) повысить эффективность управления персоналом;
з) выявить источники сокращения издержек и времени на исполнение бизнес-процессов;
и) снизить время принятия управленческих решений.
Как результат, увеличивается управляемость организации, понижаются воздействие человеческого фактора и себестоимость продукции и услуг. Все без исключения приводит к изменению качества самой организации и развитию процессно-ориентированной организации, в которой весь коллектив считается осознанным участником постоянного процесса деятельности, сопряженного с окончательным результатом производства продукции либо оказания услуг.
В завершении хочется отметить, что сейчас внедрение процессного подхода на предприятиях сахарной промышленности в полной мере невозможно, так как многие имеют необходимость методического обеспечения для проектирования процессных моделей и введения их в собственную практику.