Сравнительная характеристика атипичных антипсихотиков нового поколения, применяемых для лечения шизофрении - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Сравнительная характеристика атипичных антипсихотиков нового поколения, применяемых для лечения шизофрении

Корвякова Я.Е. 1, Мухина С.А. 1
1КГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Шизофрения – полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций.

Дофаминовая теория шизофрении, выдвинутая в начале 60-х годов XX века, остается в основе современного понимания патогенеза этого заболевания. Показано, что снижение содержания дофамина в мезокортикальном дофаминергическом пути способствует негативной симптоматике (апатии, ангедонии, социальной отгороженности, обеднению мыслительной деятельности) и когнитивным нарушениям, повышение в мезолимбическом пути — позитивной симптоматике — бреду и галлюцинациям. Поэтому основными медикаментами, применяемыми в терапии данного заболевания, являются блокаторы дофаминовых D2-рецепторов лимбической системы – нейролептики (антипсихотики).

Антипсихотические препараты подразделяются на «типичные» и «атипичные». Для «типичных» нейролептиков характерны побочные эффекты в виде нарушений функций экстрапирамидной системы, что не наблюдается при применении «атипичных» средств этой группы, поэтому в настоящее время уделяется большое внимание разработке последних.

Одними из самых новых препаратов группы «атипичных» нейролептиков являются арипипразол, брекспипразол, зипрасидон и карипразин.

Арипипразол – производное дифенилбутилпиперидина называют «дофамин-серотониновым стабилизатором» в связи с тем, что этот нейролептик является одновременно агонистом-антагонистом дофаминовых D2-рецепторов и агонистом 5-HT1A-рецепторам, что понижает его способность вызывать экстрапирамидный синдром (ЭПС), нейролептическую депрессию и вторичную негативную симптоматику. В терапевтических дозах препарат блокирует 95-97% D2-дофаминовых рецепторов, но, являясь более слабым их агонистом, чем дофамин, оказывает функциональное антагонистическое (антидофаминергическое) действие в тех областях мозга, где концентрация дофамина в синапсах патологически повышена. В то же время в тех областях мозга, где концентрация дофамина патологически снижена, арипипразол оказывает клинически значимое функциональное агонистическое (продофаминергическое) действие. Следствием этого механизма действия арипипразола являются общее снижение дофаминергической активности в мезолимбических структурах головного мозга и одновременно умеренное повышение патологически сниженной дофаминергической активности в мезокортикальных областях, префронтальной коре, и минимальное влияние на дофаминергическую активность в тех зонах, где она нормальна. Согласно исследованиям, данный антипсихотик практически не вызывает развитие экстрапирамидного синдрома, гиперпролактинемии, метаболических и эндокринных нарушений. На ранних этапах лечения может вызывать бессонницу, тревожность, головокружение и головную боль.

Брекспипразол – производное пиперазина. Он обладает сходным с арипипразолом механизмом действия. Отличие заключается в том, что брекспипразол является более активным агонистом 5HT1A-рецепторов, более активным антагонистом 5HT2A-рецепторов и менее активным парциальным агонистом D2-рецепторов. В опытах на мышах это различие проявилось в более низких показателях ухудшения когнитивных функций по сравнению с арипипразолом. А при сравнении результатов клинических исследований у пациентов, применявших брекспипразол, наблюдалось меньше случаев возникновения экстрапирамидного синдрома и набора веса.

Зипрасидон также является производным пиперазина. Важной отличительной чертой зипрасидона являются самое высокое среди известных атипичных антипсихотиков соотношение между силой связывания с серотониновыми рецепторами 5-HT2A-подтипа и с дофаминовыми D2-рецепторами, а также наличие в спектре фармакологической активности мощного парциального агонистического действия на серотониновые рецепторы 5-HT1A-подтипа и умеренной способности ингибировать обратный нейрональный транспорт серотонина и норадреналина. По фармакологическим эффектам данный нейролептик не отличается от арипипразола. В терапевтических дозах он эффектично воздействует как на негативную, так и на позитивную симптоматику шизофрении, не вызывая экстрапирамидного синдрома. Зипрасидон имеет низкую потенциальную способность вызывать увеличение массы тела, развитие гипергликемии, повышение уровней холестерола и триглицеридов, сдвиг соотношения липидных фракций в атерогенную сторону, возникновение ортостатической гипотензии и других сердечно-сосудистых побочных эффектов при минимальном седативном эффекте.

Карипразин относится к производным пиперазина/пиперидина. Карипразин обладает частичным агонизмом к D2 и D3-рецепторам с преимущественным воздействием на D3 и частичным агонизмом к 5-HT1A-рецепторам, что отличает его от других антипсихотиков. Являясь частичным агонистом D2-рецепторов, он в этом отношении близок к арипипразолу, однако высокое сродство к D3-рецепторам, в значительной степени превосходящее влияние на D2-рецепторы, делает профиль его рецепторной активности уникальным. Результаты доклинических исследований показывают, что препарат обладает определенной прокогнитивной и антиангедонической эффективностью. Среди побочных эффектов отмечаются экстрапирамидная симптоматика, акатизия, головная боль, головокружение, запоры, тошнота, рвота, диспепсия, сонливость или, наоборот, тревога, причем выраженность большинства из них ниже, чем у других антипсихотиков, за исключением акатизии, уровень которой сопоставим с арипипразолом. Наиболее характерные для атипичных антипсихотиков побочные эффекты в виде метаболических нарушений, увеличения уровня пролактина или пролонгации интервала QT при применении карипразина выражены слабо.

Таким образом, «атипичные» антипсихотики арипипразол, брекспипразол, зипрасидон и карипразин отличаются преимущественным воздействием на различные дофаминовые и серотониновые рецепторы, что проявляется в различной эффективности при лечении симптомов шизофрении. Побочные эффекты развиваются редко и выражены слабо.

Просмотров работы: 1984