В конце XIX века в России действовало несколько десятков высших учебных заведений различного назначения. На 1 января 1898 года общее число студентов составляло 16204 человека. Помимо университетов действовали и специализированные высшие учебные заведения: Петербургский технический институт, Харьковский технологический институт, Томский технологический институт и т. д. Существовало несколько типов средних учебных заведений, самыми известными из которых были гимназии и реальные училища.
В 1864 году был принят устав гимназий. Устав предусматривал учреждение трех типов гимназий: 1) классической-с двумя древними языками; 2) классической-с одним древним языком; 3) реальной-без древних языков.
Согласно проекту, народные училища выделялись в качестве отдельной школы, которая не была связана с гимназией. В первом типе классической гимназии главное внимание уделялось изучению классических языков-латинского и греческого. Во втором упор делался на точные и естественные науки.
В 1871 году был утвержден новый устав гимназий и прогимназий. Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками.
К концу XIX века в России числилось 196 мужских гимназий, 44 прогимназий и 1117 реальных училищ.
Увеличение грамотности и развитие образования привело к изменению сознания населения. Ослабление цензуры привело к росту книгопечатания. Студенты и гимназисты стали знакомится с идеями выдающихся мыслителей Европы, с трудами Маркса и Энгельса. Молодые люди стали думать о таких вещах, как свобода, равенство всех людей в правах и перед законом и т. д.
Таким образом, развитие образования и повышение грамотности населения способствовали распространению революционных идей в обществе.
Литература:
Перцев В.В. Гимназическое образование в дореволюционной России: вторая половина 19-начало 19-начало 20 века // Концепт.-2013.-№01