Выявление признаков клипового мышления у студентов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Выявление признаков клипового мышления у студентов

Рудова А.В. 1, Костина В.Ю. 1
1ЮУрГГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Окей, Google», «Привет, Алиса» … Как часто сейчас можно услышать эти фразы в окружающем нас мире! Люди ищут ответы на свои вопросы в Интернете, не пытаясь решить их сами, ведь значительно проще сразу же получить ответ, а не анализировать информацию и прийти к ответу самому, получив при этом какой-то опыт. В этом и состоит проблема информатизации. Быстро развивающиеся технологии поглотили мир в постоянно мелькающих картинках, огромном количестве нужной и ненужной информации. У людей проявляется интеллектуальная лень, так как они не могут воспринимать столько информации, идущей одновременно из телеканалов, социальных сетей и Интернета. Также появилось много ложной информации, инфологем, которые меняют мировоззрение и сознание человека. Все эти факты привели к образованию клипового мышления у человека.

Целью данного научного исследования является диагностика отклоняющегося мышления молодежи в условиях информационного общества.

Задачи данного исследования:

Произвести анализ и отбор информации в литературе под цель проекта, опираясь на основные положения теории трансформации мышления, формирования «клипового мышления» (понятие, особенности, признаки, формы проявления клипового мышления).

Составить анкету по выявлению признаков клипового мышления студентов.

Провести диагностику студентов профиля «Информатика и вычислительная техника».

Подготовить отчет о результатах исследования. Отразить результаты в графической форме (составить диаграмму), проанализировать и описать данные диаграммы текстом.

Сначала нами был проведен анализ и отбор необходимой теоретической информации, а именно понятие, особенности, признаки, формы проявления клипового мышления. На основе проанализированной информации была составлена анкета из 18 вопросов, из которых первые три вопроса относились к общим вопросом о возрасте, курсе и поле опрашиваемого, а остальные вопросы были направлены на выявление признаков клипового мышления. В процессе анализа литературы было изучено понятие, особенности, признаки и формы проявления клипового мышления.

При клиповом мышлении человек воспринимает мир не целостно. Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает с постоянной смене сообщений и требует новых.

Часто меняющиеся сцены в рекламе, телевидение с отрывочными блоками новостей, обеспечивают поверхностное мышление, отучают людей убедительно говорить, думать, строить общение в беседе, созидать, дружить, мудро ставить цели, достигать цели.

Рассмотрим особенности и признаки клипового мышления, на основе которых нами была составлена анкета для исследования.

Особенности:

ни о вас лично, о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек узнавать не будет, для него это долго;

характерна потеря способности мыслить глубоко, понимать свои и чужие чувства;

проявляется интеллектуальная лень;

увлечение просмотром эпизодов чьей-то жизни (жизни блогеров), проживание чужой, а не своей жизни, глядя на экран, приводят к уходу от реальности.

Отрицательные признаки клипового мышления:

поспешность в выводах;

отсутствие вдумчивости, сосредоточенности;

языковой минимализм как отражение в речи короткометражности;

отрыв от реальности, минимум опыта и реального общения;

снижение способности сочувствовать, сопереживать, сострадать;

быстрое забывание;

отсутствие рефлексии;

нервозность, тревожность;

возрастание потребности в получении новой информации, «зависание в сети»;

трудности в прочтении больших произведений;

неспособность решать сложнее задачи, стремлению к упрощению задач и их решений;

отсутствие «контекста», опоры на собранную ранее информацию;

проблема с формулировкой собственного мнения;

стереотипность, шаблонность мышления;

снижение глубины понимания информации;

снижение способности концентрироваться на определенном объекте;

потеря навыков социализации.

Рассмотрим полученные результаты по каждому вопросу.

По вопросу о том, сколько времени проводят студенты за просмотром развлекательного контента были даны следующие ответы: 37,5% опрошенных ответили, что проводят 3-5 часов, 34,4% - выбрали вариант «2-3 часа», 25% опрошенных признались, что проводят 5 и более часов. Сейчас развлекательный контент в большинстве своем представлен в виде клипов, смены картинок, коротких видео, что так или иначе влияет на сознание и мыслительную деятельность человека. Чем больше часов человек проводит за просмотром такого контента, тем большая вероятность того, что это окажет сильное влияние на его сознание.

Все 32 опрошенных человека отметили, что используют социальные сети для общения, следующие по популярности ответы - просмотр новостной ленты и получение информации по учебе.

На вопрос о восприятии опрошенными информации из Интернета никто не выбрал вариант «воспринимаю информацию всерьез», и это неплохо, так как в Интернете существует очень много ложной информации и подмены фактов, поэтому все нужно подвергать критике и анализу, чтобы узнать истину.

Следующим вопросом мы выявили, что у большинства опрашиваемых возникает чувства тревоги, угнетенности от просмотра информации в Интернете, будь то какой-либо видео контент или новостная лента. Так или иначе бесконечное множество различной информации влияет на человека и очень часто не в лучшую сторону.

На вопрос, с интересом ли опрошенные наблюдают за жизнью других людей в Интернете, мы получили ответы и сделали вывод, что далеко не всем это интересно.

О предпочтении общаться в реальной или виртуальной жизни, только один опрошенный ответил, что предпочитает общаться в виртуальном мире.

Следующий вопрос был о сопереживании человеку в реальной и виртуальной жизни. Большинство сопереживают людям в реальной жизни, значит испытывают различные чувства и эмоции. Но были и те, кто сопереживает только человеку в виртуальной жизни, и это пугает.

Вопрос о том, как ведут себя люди, получая вопрос, на который не знают ответ. Было предложено два варианта ответа «Ищу в Интернете» и «Решаю самостоятельно», но также можно было добавить свой ответ. Некоторое количество людей добавили свои варианты, по которым можно сделать вывод, что сначала они предпочитают подумать сами над ответом, и при не нахождении ответа обращаются за помощью в Интернет.

К кому больше прислушиваются люди при возникновении сложной ситуации? Нами было выяснено, что в большинстве своем опрошенные опираются на советы и опыт близких им людей, а также на свой уже приобретенный опыт.

Для выявления поспешности в выводах и проявлении интеллектуальной лени нами был задан вопрос о том, достаточно ли опрошенным заголовка или же им необходимо прочитать статью полностью, чтобы понять, какой смысл несет в себе статья. Большинство все-таки предпочитают прочесть статью полностью, и это хорошо, так как в Интернете очень много заголовков, которые мало характеризуют настоящее содержание статьи.

Мы выяснили, что большая часть опрашиваемых интересуется какими-то предпочтениями, вкусами и интересами собеседников в реальной жизни, но также есть и те, кому это совсем не интересно.

На вопрос «Замечали ли вы за собой потребность в постоянном получении информации и ее смене в Интернете?» мнения респондентов разделились почти поровну между ответами «да» и «иногда». Значит, в большинстве своем, такая потребность у людей существует.

Также мы задали вопрос об использовании сокращений при общении. Много кто не использует сокращения, но все же, большинство употребляет их. Также мы заметили один интересный факт: после этого вопроса нами был задан вопрос (при условии ответа на него, если человек ответил «да» на прошлый вопрос) о том, как часто они это делают (используют сокращения) по шкале от 1 до 5. Но три опрашиваемых, которые выбрали вариант «нет», ответили на этот вопрос. Можно судить о том, что люди, возможно, даже не задумывались о том, на что они отвечали, что тоже является признаком клипового мышления.

На вопрос о быстром забывании по шкале мы получили разные ответы, но, в большинстве своем, респонденты достаточно хорошо помнят усвоенную информацию, хотя есть и пара тревожных ответов.

И последний вопрос был о склонности к упрощению задачи и ее решения. Тенденция к упрощению выявилась у большинства, что, разумеется, нельзя назвать положительным признаком.

Таким образом, в результате исследования в той или иной степени были выявлены все признаки, на которые было ориентировано анкетирование. То есть, можно сделать вывод о том, что в какой-то мере на данном этапе у многих опрошенных имеются какие-либо признаки клипового мышления. У кого-то это может выражаться в поспешности выводов либо использовании сокращений в общении. А у кого-то более имеются более серьезные признаки влияния на сознание Интернета, такие как снижение способности сочувствовать и сопереживать, быстрое забывание, склонность к упрощению задач, а также проявление интеллектуальной лени. По результатам исследования связи между выявленными признаками клипового мышления и курсом обучения опрошенных обнаружено не было. Различные отклонения замечены на разных курсах студентов, и закономерности между определенным признаком и возрастом нет, ведь условия информатизации оказывают различное влияние на каждого человека.

Хотя сейчас в доступе бесконечное количество различной информации, нам всем нужно уметь анализировать, отбирать и оценивать эту информацию. Лучше поговорите с человеком в реальной жизни, чем в виртуальной, от этого вы получите больше удовольствия. Сопереживайте людям. Человеческое отношение друг к другу нужно в нашем мире информатизации, оно помогает чувствовать, что ты не один в этом мире. Не «зависайте в сети», бездумное пролистывание новостной ленты отнимает драгоценное время, а также может являться причиной чувства опустошённости, тревожности, нервозности.

Библиографический список

Ахметвалиева, А.А. Развитие культуры информационно-психологической безопасности у студентов вуза. Дисс. канд.пед.наук – Челябинск, 2011. – 189 с.

Басалаева, О.Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества. – Вестник Челябинского государственного университета – 2010. - № 1; (18). – Философия. Социология. Культура. – Выпуск 16. – с. 73-76

Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. – Интернет-журнал «Науковедение» – 2014. – №5; (24). – Выпуск 5. – с. 1-8

Просмотров работы: 160