В современных условиях развития рынка большое внимание уделяется инновационной деятельности предприятия. Это объясняется тем, что развитая во всех направлениях организация, которая стремится к нововведениям, сможет не только занять крепкие позиции на выбранном сегменте рынка, но и помимо этого производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию высокого качества.
Инновационная деятельность – представляет собой деятельность, которая направлена на поиск и реализацию инноваций с целью расширения ассортимента продукции, а также повышения его качества, организации производства и совершенствования технологии. Соответственно, инновационной деятельностью вынуждены заниматься буквально все организации: хозяйствующие субъекты от вновь созданного предприятия малого бизнеса до предприятия на уровне государства[1, с. 12].
Вместе с тем, успех в инновационной деятельности в большинстве случаев определяется способами финансирования. Источниками финансирования деятельности в области инноваций являются средства хозяйствующих субъектов, начиная от частного инновационного бизнеса и заканчивая государством. Их деятельность в области инноваций должна быть направлена на быстрое и эффективное внедрение новшеств вместе с их коммерциализацией.
Уделим отдельное внимание бюджетному финансированию. Средства государственных бюджетов разных уровней, а также специализированных государственных фондов финансируют направления инновационной деятельности, которые имеют приоритетное значение как: финансирование целевых инновационных программ федерального значения, а также перспективные инновационные проекты, которые проходят отбор на конкурсной основе.
Государственные субсидии и ассигнования могут предоставляться как государственному, так и негосударственному секторам на инновационные цели или же на обеспечение инновационной составляющей проектов.
Вместе с тем при взаимодействии государства, промышленности и науки имеют место быть такие инструменты как кооперативное соглашение и государственный контракт.
Кооперативное соглашение подразумевает право контроля государства за проведением работ, где четко распределяются права и вклад участников соглашения. Данный инструмент является основой в организации инновационных процессов между государственным и частным секторами, а также определения форм возможного совместного инвестирования с разделением полученного результата[2, с. 6].
Государственный контракт применяется в случаях, когда приобретенные государством результаты НИОКР приносят ему определенную пользу или выгоду. Вместе с тем существует возможность передачи данного продукта третьей стороне. По контракту представители государства имеют право контролировать реализацию инновационных работ и корректировать их.
На сегодня мы имеем ряд институтов развития в сфере инноваций, представляющий собой площадку, созданную государством для поддержки предпринимательства.
Так политика государства в области нанотехнологий положила начало созданию ГК «Российская корпорация нанотехнологий» (далее «РКНТ»). Данная организация, связанная с работой над проектами в области нанотехнологий, была создана в 2007 году в соответствии с ФЗ № 139-ФЗ. Деятельность «РКНТ». Необходимость создания данного учреждения обусловлена огромным потенциалом нанотехнологий во всем мире, в том числе и в Российской Федерации.
Для реализации проектов инноваций на базе полного цикла создан Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд Сколково). Путь проекта начинается от первоначальной идеи и заканчивается полной реализацией конечного продукта на рынке. Размер выделяемого финансирования зависит от того, на каком этапе находится проект. Так, в случае стадии идеи может быть оказана помощь в размере до 1,5 млн. рублей, на посевном этапе развития – до 30 млн. рублей, на раннем этапе – до 150 млн. рублей, что касается заключительной продвинутой стадии, то сумма может достичь 300 млн. рублей.
Инвестиционная привлекательность Волгоградской области определяется отсутствием очагов социальной напряженности и относительной удаленностью от точек межнациональных конфликтов[3, с.223].
Формирование общего агентства рекламного управления и инвестиций Волгоградской области. В настоящий период в Волгоградской области действует ряд организаций, которые оказываю помощь различным учреждениям и бизнесменам малого и среднего бизнеса. Современному предпринимателю крайне проблематично сделать свой выбор и подобрать требуемую систему, оптимальную для его финансовой ситуации. Про данные органы поддержки весьма немного упоминается в СМИ, таким образом, необходимо содействовать и устанавливать коммуникации с разными информационными источниками, заинтересовывать их внимание к положительным результатам работы. В целях решения этой задачи важно сформировать общее агентство маркетингового управления и инвестиций.
У каждого из обозначенных механизмов управления инвестиционными потоками есть свои возможности и ограничения, поэтому, в целом, требуется системный подход и «точная» настройка всего комплекса инструментов в рамках разработки краткосрочных программ и планов деятельности соответствующих структурных подразделений Правительства Волгоградской области[4, с. 89].
И так, практика показывает, что в рыночной экономике большинство исследований и разработок приходится на долю коммерческих фирм, ведь деятельность в области инноваций достаточно капиталоемкий процесс.
Государственная поддержка, как инструмент финансирования, обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован и не всегда может вкладывать капитал отрасли и проекты, которые для общества и государства жизненно необходимы в части создания общественного блага, однако не приносящие высокой прибыли[3, с.].
Список литературы:
Осадчиков, И. С. Государственное финансовое стимулирование инновационной деятельности в инновационной сфере / И. С. Осадчиков // Экономика, государство, общество. - URL: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2016/04/!/
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]. – М., 2015. – Режим доступа: http://cluster.hse.ru/cluster-policy
Обухова С.В., Федотова Г.В. Инвестиционная привлекательность регионов ЮФО/ Обухова С.В., Федотова Г.В.// Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. – 2013. – 220-222.
Гагошидзе Т. Д., Сазонов С.П. Маркетинг территории Волгоградской области и инновационное развитие региона/ Гагошидзе Т. Д., Сазонов С.П.//Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально – экономических системах. - 2015. – 87 – 89.