ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе обучения лежит развитие универсальных учебных действий, которые необходимо формировать в процессе организации проектной деятельности. В результате выполнения проекта обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатовобучающихся [5]. Не секрет, что в рамках выполнения группового проекта формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Проектная деятельность является одним из наиболее заметных нововведений в российской школе. Ей придается важное значение в реализации Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), поскольку в процессе работы над учебным проектом у школьников формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, зарождаются основы системного мышления, развиваются творческие способности, воображение, фантазия, происходит воспитание целеустремленности и организованности, расчетливости и предприимчивости, способности ориентироваться в ситуации [5].

Коммуникативные УУД, согласно стандарта включают[5]:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка вопросов;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Проблемы коммуникации обучающихся рассматривают многие исследователи. Возможной площадкой реализации проектной деятельности может стать сайт, портал, блог и др. [2].

Одним из основных учебных предметов является геометрия. Она развивает не только математическое, но и логическое мышление, посредством развития пространственных представлений обучающихся, освоения способов вычисления практически важных геометрических величин, обучающиеся учатся применять геометрические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты, овладевают умениями решения учебных задач, развивают математическую интуицию [4].

Рассмотрим понятие «проект» и «проектная деятельность» [2; 4].

По мнению Е.С. Полат под проектом необходимо понимать «…прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия» .

В.С. Лазарев отмечает, что «…проект – это работа, выполняемая единовременно (т.е. имеющая определенные начало и конец) в целях получения уникального результата».

М.Ю. Пахомова считает, что проект – это любая деятельность, выпол­ненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединен­ных в данный момент общим интересом.

Изучая понятие «проектная деятельность», мы обратили внимание на то, что у данного понятия также имеется множество различных трактовок.

Так, по мнению М.Х. Музафаровой, под проектной деятельностью понимается «…учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности».

В.С. Лазарев считает, что проектная деятельность – это «…комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения».

Во ФГОС говорится, что проектная деятельность – это «…форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта».

Проанализировав различные определения, мы пришли к выводу, что под проектной деятельностью необходимо понимать процесс создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание определенного продукта. Под самим проектом мы понимаем целенаправленную деятельность, ограниченную во времени, которая осуществляется для получения образа результата.

Любой проект включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, а также все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Основными отличительными признаками проектной деятельности школьников являются: направленность на достижение конкретных, поставленных целей; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность [6].

На примере долгосрочного (годичного) проекта, который может выполняться как в группах, так и индивидуально, мы составили паспорт проекта, с помощью которого можно реализовать проектную деятельность (таблица 1). В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время.

Таблица 1

Паспорт проекта по геометрии в 10 классе

Тема:

Правильные многогранники

Тип проекта:

Долгосрочный, групповой

Цель проекта:

изучить фигуры «правильные многогранники» посредством формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Задачи проекта:

Образовательные:

Сформировать представление о геометрическом строении многогранников, их свойствах.

Ознакомиться с историей изучения многогранников.

Развить способность видеть взаимосвязь между математической теорией и реальным миром, различными сферами жизни и деятельности человека, общества.

Развивающие:

развивать умение слушать, анализировать, сравнивать;

способствовать развитию грамотной математической речи, памяти, мышления;

развивать познавательную активность.

Воспитательные:

организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, воспитывать самостоятельность, прививать интерес к геометрии.

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Проанализировав составленный нами паспорт, мы определили методические рекомендации по организации проектной деятельности:

Учитель предлагает обучающимся 4-5 направлений, по которым возможно реализовать проектную деятельность.

Определяется количество участников проекта, формируют состав группы (4-5 человек).

Определяется возможный продукт проектной деятельности (разработка познавательного сайта, презентации, буклет).

Учитель выдает письменные рекомендации участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)

По мнению некоторых авторов проект – это «пять П», поскольку в проектной деятельности выделяются следующие элементы: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация [6].

В связи с этим, мы представили процесс реализации проектной деятельности с учетом представленных элементов (таблица 2).

Таблица 2

Реализация проектной деятельности

Этапы проекта

Период

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Постановка проблемы, выдвижение гипотез

Декабрь

Помогает сформулировать проблему или корректирует ее, направляет на выдвижение путей решения данной проблемы.

Формулируют проблему, предлагают пути решения данной проблемы.

Планирование деятельности

Январь

Контролирует планирование деятельности, помогает распределить роли реализуемой деятельности внутри групп.

Планируют поэтапно реализацию проекта. Распределяют роли внутри группы. Начинают выполнение плана деятельности.

Поиск, структурирование информации

Февраль

Контролирует процесс поиска, дополняет или предлагает источники поиска.

Осуществляют поиск и отбор информации, а также ее структурирование.

Изготовление и оформление продукта

Март

Осуществить контроль по изготовлению и оформлению продукта выполненного проекта

Определиться с продуктом выполненного проекта, изготовить и оформить его в соответствующем виде.

Выбор формы презентации продукта, подготовка, презентации продукта

Апрель

Осуществить контроль подготовки презентации продукта, дать оценку выполненной работе.

Сделать вывод о проделанной работе.

Подготовить презентацию продукта проектной деятельности, с результатами работы и выводом.

Выполнить само- и взаимооценку.

Подведение итогов (оценка, рефлексия)

Продукт проектной деятельности должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое решение проблемы. Кроме того, проектная деятельность всегда предполагает создание (усовершенствование) какого-либо продукта проектной деятельности, т.е. разработанного участниками проектной группы реального средства разрешения поставленной проблемы.

От выбора формы продукта проектной деятельности в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы [3, 4].

В  педагогической процессе осуществления  целеполагании проектной деятельности,  читывать учителю необходимо  ржать формировать у обучающихся  реализации множество различных  умения умений, одно из которых – умение  занятий работать в сотрудничестве – коммуникативные умения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Дмитриева Т.А. Портал молодежной науки как средство коммуникаций в системе организации научно-исследовательской работы студентов вуза [Текст]: / Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Г.Н. Артемьева. 2013. С. 14-18.

Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе [Текст]: / учебное пособие для обучающихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут.: РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.

Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5 - 11 классы [Текст]: / метод. пособие / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 189 с.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2010. – 368 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа http:window.edu.ru/resource/768/72769/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 05.09.2017)

Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст]: / учеб. пособие. / Н.Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.

Просмотров работы: 13