Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе обучения лежит развитие универсальных учебных действий, которые необходимо формировать в процессе организации проектной деятельности. В результате выполнения проекта обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатовобучающихся [5]. Не секрет, что в рамках выполнения группового проекта формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Проектная деятельность является одним из наиболее заметных нововведений в российской школе. Ей придается важное значение в реализации Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), поскольку в процессе работы над учебным проектом у школьников формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, зарождаются основы системного мышления, развиваются творческие способности, воображение, фантазия, происходит воспитание целеустремленности и организованности, расчетливости и предприимчивости, способности ориентироваться в ситуации [5].
Коммуникативные УУД, согласно стандарта включают[5]:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Проблемы коммуникации обучающихся рассматривают многие исследователи. Возможной площадкой реализации проектной деятельности может стать сайт, портал, блог и др. [2].
Одним из основных учебных предметов является геометрия. Она развивает не только математическое, но и логическое мышление, посредством развития пространственных представлений обучающихся, освоения способов вычисления практически важных геометрических величин, обучающиеся учатся применять геометрические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты, овладевают умениями решения учебных задач, развивают математическую интуицию [4].
Рассмотрим понятие «проект» и «проектная деятельность» [2; 4].
По мнению Е.С. Полат под проектом необходимо понимать «…прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия» .
В.С. Лазарев отмечает, что «…проект – это работа, выполняемая единовременно (т.е. имеющая определенные начало и конец) в целях получения уникального результата».
М.Ю. Пахомова считает, что проект – это любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
Изучая понятие «проектная деятельность», мы обратили внимание на то, что у данного понятия также имеется множество различных трактовок.
Так, по мнению М.Х. Музафаровой, под проектной деятельностью понимается «…учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности».
В.С. Лазарев считает, что проектная деятельность – это «…комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения».
Во ФГОС говорится, что проектная деятельность – это «…форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта».
Проанализировав различные определения, мы пришли к выводу, что под проектной деятельностью необходимо понимать процесс создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание определенного продукта. Под самим проектом мы понимаем целенаправленную деятельность, ограниченную во времени, которая осуществляется для получения образа результата.
Любой проект включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, а также все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.
Основными отличительными признаками проектной деятельности школьников являются: направленность на достижение конкретных, поставленных целей; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность [6].
На примере долгосрочного (годичного) проекта, который может выполняться как в группах, так и индивидуально, мы составили паспорт проекта, с помощью которого можно реализовать проектную деятельность (таблица 1). В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время.
Таблица 1
Паспорт проекта по геометрии в 10 классе
Тема: |
Правильные многогранники |
Тип проекта: |
Долгосрочный, групповой |
Цель проекта: |
изучить фигуры «правильные многогранники» посредством формирования коммуникативных универсальных учебных действий |
Задачи проекта: |
Образовательные: Сформировать представление о геометрическом строении многогранников, их свойствах. Ознакомиться с историей изучения многогранников. Развить способность видеть взаимосвязь между математической теорией и реальным миром, различными сферами жизни и деятельности человека, общества. Развивающие: развивать умение слушать, анализировать, сравнивать; способствовать развитию грамотной математической речи, памяти, мышления; развивать познавательную активность. Воспитательные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, воспитывать самостоятельность, прививать интерес к геометрии. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Проанализировав составленный нами паспорт, мы определили методические рекомендации по организации проектной деятельности:
Учитель предлагает обучающимся 4-5 направлений, по которым возможно реализовать проектную деятельность.
Определяется количество участников проекта, формируют состав группы (4-5 человек).
Определяется возможный продукт проектной деятельности (разработка познавательного сайта, презентации, буклет).
Учитель выдает письменные рекомендации участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
По мнению некоторых авторов проект – это «пять П», поскольку в проектной деятельности выделяются следующие элементы: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация [6].
В связи с этим, мы представили процесс реализации проектной деятельности с учетом представленных элементов (таблица 2).
Таблица 2
Реализация проектной деятельности
Этапы проекта |
Период |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Постановка проблемы, выдвижение гипотез |
Декабрь |
Помогает сформулировать проблему или корректирует ее, направляет на выдвижение путей решения данной проблемы. |
Формулируют проблему, предлагают пути решения данной проблемы. |
Планирование деятельности |
Январь |
Контролирует планирование деятельности, помогает распределить роли реализуемой деятельности внутри групп. |
Планируют поэтапно реализацию проекта. Распределяют роли внутри группы. Начинают выполнение плана деятельности. |
Поиск, структурирование информации |
Февраль |
Контролирует процесс поиска, дополняет или предлагает источники поиска. |
Осуществляют поиск и отбор информации, а также ее структурирование. |
Изготовление и оформление продукта |
Март |
Осуществить контроль по изготовлению и оформлению продукта выполненного проекта |
Определиться с продуктом выполненного проекта, изготовить и оформить его в соответствующем виде. |
Выбор формы презентации продукта, подготовка, презентации продукта |
Апрель |
Осуществить контроль подготовки презентации продукта, дать оценку выполненной работе. Сделать вывод о проделанной работе. |
Подготовить презентацию продукта проектной деятельности, с результатами работы и выводом. Выполнить само- и взаимооценку. |
Подведение итогов (оценка, рефлексия) |
Продукт проектной деятельности должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое решение проблемы. Кроме того, проектная деятельность всегда предполагает создание (усовершенствование) какого-либо продукта проектной деятельности, т.е. разработанного участниками проектной группы реального средства разрешения поставленной проблемы.
От выбора формы продукта проектной деятельности в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы [3, 4].
В педагогической процессе осуществления целеполагании проектной деятельности, читывать учителю необходимо ржать формировать у обучающихся реализации множество различных умения умений, одно из которых – умение занятий работать в сотрудничестве – коммуникативные умения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Дмитриева Т.А. Портал молодежной науки как средство коммуникаций в системе организации научно-исследовательской работы студентов вуза [Текст]: / Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Г.Н. Артемьева. 2013. С. 14-18.
Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе [Текст]: / учебное пособие для обучающихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут.: РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.
Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5 - 11 классы [Текст]: / метод. пособие / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 189 с.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа http:window.edu.ru/resource/768/72769/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 05.09.2017)
Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст]: / учеб. пособие. / Н.Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.