Социальные апекты формирования семейных ценностей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Социальные апекты формирования семейных ценностей

Плеханова Д.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек с момента своего рождения погружается в мир культуры, где накоплен общечеловеческий опыт. Приобщение к этой культуре, освоение и накопление опыта, т.е. социализация, происходит через усвоение различных ценностей. Именно поэтому роль ценностей в человеческом обществе имеет огромное значение.

Понятийность термина «ценность» очень многогранна. Нельзя говорить об однозначном понимании данного термина.

В «Национальной философской энциклопедии» ценность – это термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности [9].

По мнению О.Б. Хлебодаровой, к ценностям относят представление, разделяемое большинством членов общества относительно того, что желательно, правильно и полезно [7, c. 359].

Согласно Ж.Т. Тощенко, ценности придают жизненный смысл устремлениям людей, групп, общностей и т.д., способствуют интеграции общества и указывают на предпочтение тех или иных альтернатив при решении актуальных общественных проблем [5, c. 103].

С.С. Федоренко утверждает, «Ценность – есть все значимое для человека, воображаемые предметы или явления (в том числе сам человек как высшая ценность), которые данный объект оценивает, избирает и использует для прогресса общества и развития человеческой личности» [6, с. 25].

Философ В.П. Тугаринов утверждал, что первым существенным признаком, по которому можно определить понятие «ценность», является то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов

В обществе ценности выполняют различные функции:

- выступают в качестве регуляторов социальных отношений и взаимодействий людей;

- выступают в качестве фундаментальных норм и обеспечивают целостность всего общества;

- служат мотивом поведения человека. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно.

Человек, опираясь на усвоенные фундаментальные ценности, создает новые ценности, что однозначно влияет на развитие общества. Разрушение ценностной системы ведет к острому кризису как отдельного индивида, так и общества в целом, что еще раз подчеркивает огромное значение ценностей для человеческого общества.

Ценности предопределяют поведение, поступки человека. Другими словами, мир ценностей не только отражает духовный облик человека, но и позволяет сформировать определенное знание, мнение о нем и его возможных поступках.

Система ценностей человека может меняться на протяжении жизни под влиянием множества факторов. Можно сказать, что жизненный опыт человека, система его знаний напрямую оказывает влияние на образ его ценностей.

М. Рокич также выделяет два класса ценностей: ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Это деление носит условный характер. Инструментальные ценности мы используем в качестве средств для достижения обычных целей. Эти ценности обычно измеримы и возмещаемы другими ценностями. К таким ценностями мы можем отнести, к примеру, личностные черты человека, помогающие ему в жизни – ответственность, вежливость, логичность, честность, независимость, храбрость и т.д. Есть ценности неизмеримые и незаменимые, которые ценные сами по себе, абсолютные – терминальные ценности. К ним относятся всеобщий мир, свобода, безопасность, дружба, равенство и все те ценности, которые являются основополагающими во всем мире.

Существует множество классификаций ценностей. Классифицируют ценности по различным основаниям: по субъекту (ценности индивида, группы, общества), по типу отношений (экономические, религиозные, политические) и т.д.

Одной из классификаций являются семейные ценности. Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. Ценности семьи относятся к тем самым неизмеримым и незаменимым абсолютным ценностям.

В сознании общества семейные ценности представляют одну из наиболее значимых в системе общечеловеческих ценностей. Семья — базовая основа жизнедеятельности социума на всем протяжении истории человечества [8,c.10]. Ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на молодое поколение в плане его личностного развития. Наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения.

Семья, по признанию многих ученых - одна из величайших ценностей, существующая в мире человеческой культуры на протяжении всей истории человеческого бытия. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.

Семейные ценности – положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе. В основе духовно-нравственных семейных ценностей заключен культурно-исторический опыт предшествующих поколений.

А.М. Рогова рассматривает семейные ценности как процесс, направленный на общество в целом, семью и молодое поколение, формирующий позитивные установки к семье и браку, подготовку к вступлению в брак и решающий проблемы молодой семьи [3, c. 67].

Ценности влияют на поведение личности в семье (с точки зрения социальных ролей), а семья является способом реализации семейных ценностей, т. е. социальной практикой. Семья определяет отношение личности к общественным ценностям и программу реализации этих ценностей, т. е. ценностных установок [2,c.117].

В качестве базовых ценностей семейного воспитания определены:

- кровное родство (почитание предков, признательность и благодарность предкам, гордость за принадлежность к своему роду);

- дитя (любовь к ребенку, желание ему добра в жизни, ответственность за нравственное поведение ребенка, забота о его физическом здоровье, воспитание в растущем человеке чувства собственного достоинства);

- мать (материнская доброта, нежность, заботливость, мудрость, справедливость, терпение, предупредительность, жалостливость, попечительность);

- отец (отцовская ответственность за семью, забота о семейном достатке, мудрость);

- дом (дом как жилище для организации частного быта семьи, теплота, чрезвычайное гостеприимство, доброжелательность, привязанность к своей обители, домоседство, хлебосольство, радушие, щедрость, услужливость, домовитость, опрятность, чистоплотность);

- семейный лад (согласованность, уважительность, почтительность, послушание, единение, приноравливание, уступчивость);

- целомудрие (скромность, стыдливость, чистота души)[2,c.110].

В исследовании С.С. Федоренко выделены следующие базовые ценности, имеющие универсальный характер, то есть актуальные для любой семьи, независимо от типа: любовь, забота о младших и старших, почитание родителей, продолжение рода, культура быта [6, с. 35].

Современная Россия приветствует традиционную модель семьи и пропагандирует духовно-нравственные, семейные ценности в молодёжном социуме как важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого её члена [4, с. 43].

Семейные ценности выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия.

В настоящее время, формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей, является приоритетным направлением Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.

2. Потаповская, О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология – 2011. – №1 – С. 110-138.

3. Рогова, А.М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 1 - С. 66-69

4. Ростовская Т.К., Ростовская Н.А. Роль массовой коммуникации в социализации молодежи и молодых семей // Информационное общество. 2014. №2. С. 43–49.

5. Тощенко, Ж.Т. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ / Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 415 с.

6. Федоренко, С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С.С. Федоренко. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с.

7. Хлебодарова, О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. – 2012. – №6. – С. 357-361.

8. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 292 с.

9. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://terme.ru/termin/cennost.html (10.12.2018)

Просмотров работы: 13