ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Смирнов А.В. 1, Смолина Л.В. 1
1ФГКОУ ВО Воронежский институт МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время необходимость изучения иностранных языков, в первую очередь английского, бесспорна. Для грамотного специалиста важна не только теоретическая грамотность, но и способность применять обобщенные знания, навыки и умения в иностранном языке для разрешения конкретных проблем, возникающих в реальных ситуациях профессионального общения. Установление контакта с иностранным гражданином, проверка документов, ориентирование в городе, экстренный вызов, нарушение общественного порядка с участием иностранных граждан – вот далеко не полный перечень профессионально значимых ситуаций, к которым должен быть готов сотрудник полиции.

Заочная форма подготовки сотрудников органов внутренних дел является незаменимой для людей, сочетающих трудовую деятельность с учебой, поскольку потребности системы МВД в высококлассных специалистах возрастают. При этом для формирования профессиональной компетентности важным является не только приобретение специальных знаний, но и успешное овладение иностранным языком, ориентированное на профиль специальности. Так, целью изучения иностранного языка по направлению подготовки «Юриспруденция» в Воронежском институте МВД России является формирование иноязычной коммуникативной профессионально направленной компетенции, подразумевающей совершенствование владения иностранным языком и его практическое использование в профессиональной деятельности в рамках достижения общекультурных и общепрофессиональных компетенций, включающих в себя способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке.

Особенность заочного образования заключается не только в сокращенном количестве аудиторных часов. Специфика заочного образования включает такие специфические характеристики, как социально-психологические особенности обучающихся, большой объём самостоятельной работы в межсессионный период, специальное методическое обеспечение, разработанное для условий заочного обучения. “Учебники, по которым обучаются на заочном отделении, как правило, не содержат четкой системы управления учебными действиями студента и не имеют надежного аппарата самоконтроля” [7]. Особенности заочной формы обучения предполагают разработку особых методик языковой подготовки обучающихся неязыковой образовательной организации с целью оптимизации учебного процесса с учетом всех его характеристик: структуры учебного процесса, психологических особенностей контингента, средств обучения, разработанных для условий ЗО.

На наш взгляд, процесс обучения иностранному языку обучающихся по заочной форме обучения в неязыковых учреждениях высшего образования следует строить на основе компетентностного подхода с учетом принципа деятельностного характера обучения, принципов личностно-центрированной направленности и непрерывности обучения. Обращение к компетентностному подходу в обучении иностранным языкам означает формирование профессиональной компетентности специалиста как конечной цели профессиональной подготовки и дальнейшего самосовершенствования, предполагающей высокий уровень актуализации компетенций [1]. Успех освоения модернизированного содержания обучения в неязыковых вузах зависит от использования модифицированной технологии, представляющей собой последовательность обучающих приемов и учебных действий, которые обеспечивают формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности специалиста через сообщение профессиональных знаний средствами иностранного языка, формирование его профессиональных качеств, а также в результате формирования иноязычных речевых навыков и умений пользоваться иностранным языком в реальных ситуациях профессионального общения [6].

Таким образом, для обучающихся в образовательных организациях МВД России иностранный язык становится инструментом формирования и совершенствования профессиональных компетенций, средством использования информационного пространства, осуществления профессиональной функции, выступая дополнительным инструментом познания, способствует оптимизации профессиональной деятельности специалиста [2, с. 54].

К преимуществам компетентностного подхода для условий заочного обучения можно отнести следующие: личностно-ориентированное обучение; возможность выбора индивидуальной образовательной стратегии; развитие потенциально значимых качеств личности; формирование профессиональных и общекультурных компетенций и др.

Обучающиеся на заочном отделении отличаются отсутствием единообразия в психологическом, интеллектуальном, возрастном отношениях. Взрослый обучаемый испытывает самые различные трудности, характер которых зависит от уровня владения ИЯ, уровня сформированности языковой, речевой, социокультурной, стратегической, компенсаторной, учебной и других компетенций. Психологические барьеры в общении могут быть вызваны смещением статуса и вхождением в роль обучающегося. Кроме того, важную роль в адаптации к условиям заочной формы обучения играет такая интегративная характеристика обучающегося, как учебный тип, который определяется его индивидуально-психологическими особенностями и детерминируется содержанием и методом обучения [5]. Существуют также трудности объективного характера: занятость на основном месте работы, в семье, что сокращает время на удовлетворительную работу над ИЯ, усталость из-за перегрузок, командировок и т.п.

Вместе с тем взрослые имеют, как правило, бóльший умственный потенциал и высокую обучаемость (особенно люди с высшим образованием), эрудицию, жизненный опыт, более высокую мотивацию и саморегуляцию. Эти особенности с возрастом усиливаются, и в учебном процессе можно находить способы учитывать их. Необходимо, чтобы слушатели знали о преимуществах своего возраста и его особенностях для изучения ИЯ и пользовались ими. Важно создавать поддерживающую социально-психологическую атмосферу, в которую вовлекается обучающийся: уверенность, что его уважают как личность со своими собственными взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительными для него стилями обучения.

В связи с вышеизложенным становится очевидным, что необходима индивидуализация самостоятельной работы обучающихся в решении методических проблем, что вполне естественно, поскольку процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у всех происходит по-разному. В ходе обучения обращается внимание на обучение слушателей методике самообразования, которая позволяет им овладеть приемами самостоятельной работы над языком. Развитие самостоятельности обучающихся представляет собой постепенный процесс, который необходимо поощрять.

В отличие от очной формы, обучение слушателей-заочников организуется в виде установочно-экзаменационных сессий. При заочной форме обучения иностранный язык изучается на практических занятиях, путем самостоятельной работы слушателей и консультаций у преподавателя. Особенностью овладения иностранным языком при заочном обучении является то, что объем самостоятельной работы обучающегося по выработке речевых навыков и умений значительно превышает объем практических аудиторных занятий с преподавателем. Очень важно подготовить слушателей к усвоению нового материала, организовать сам процесс его усвоения, осуществить выполнение упражнений и задач для формирования навыков и умений, контроль и коррекцию. Поэтому в условиях неязыкового заочного вуза необходимо так организовать аудиторные занятия, чтобы под руководством преподавателя осуществлять языковую подготовку и тем самым приблизить заочное обучение к очному. У преподавателя во время занятий должна быть возможность оценить усвоение полученных знаний каждым обучающимся, чтобы нацелить его на устранение пробелов в знаниях и на совершенствование знаний при выполнении самостоятельной работы в межсессионный период. С учетом ограниченного количества времени качественное проведение аудиторных занятий требует соблюдения высоких педагогических требований, обеспечивающих оптимальное содержание занятия в соответствии с требованиями учебной программы и поставленной целью; умение преподавателя провести занятие максимально эффективно; обеспечение высокой познавательной и практической активности обучающихся, оптимальное сочетание положений учебного материала, излагаемых преподавателем, с самостоятельным поиском, выполнением творческих заданий, решением проблемных задач; дифференцированный подход к обучающимся, учет уровня их подготовленности к усвоению учебного материала, использование дидактического материала различной степени сложности; рациональное чередование различных видов деятельности в течение занятия; контроль знаний и умений.

Важно создать качественно новые учебные материалы, включающие учебные материалы, соответствующие учебным программам, объему обучения, современным научным достижениям, предварительному уровню подготовки; учебные материалы, имеющие традиционную форму представления (учебные пособия) и мультимедийную (обучающие компьютерные программы). Функция таких учебных материалов заключается в том, чтобы заставлять обучающихся думать, следовать цепочке логических рассуждений, видеть проблемы и противоречия, сосредотачиваться на ключевых позициях. Они помогут преподавателям перейти от традиционной консультации по выполнению контрольной работы к активным занятиям.

По нашему мнению, специфика заочного обучения иностранному языку требует разработки путей и способов интенсификации учебного процесса с учетом целостной системы обучения, предполагающей обучение преимущественно устной речи в сессионный период и обучение преимущественно письменной речи в межсессионный период. При этом необходимым условием является учет таких особенностей заочной формы обучения, как необходимость использования компетентностного подхода в обучении ИЯ, потребность в специальных средствах обучения на заочном отделении, необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения иностранному языку, потребность практически владеть ИЯ для будущей профессии.

Список литературы:

Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.

Кравчук Л.С.О реализации компетентностного подхода в преподавании иностранных языков в вузах МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2011. - № 2. - С. 52-55.

Мекеко Н.М. Обучение иностранным языкам студентов заочных отделений [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inostrannym-yazykam-studentov-zaochnyh-otdeleniy (дата обращения 22.12.2018)

Попова Т.П Заочное языковое образование в условиях новой парадигмы обучения иностранным языкам // Актуальные вопросы современной науки. Народное образование. Педагогика. – 2013. - № 26. – С. 22 – 35.

Савельева Э.Н. Индивидуально-психологические особенности овладения иностранным языком в ролевой игре (на материале интенсивного обучения взрослых) : сб.статей. - М.,1991. - С.17-21.

Федорова О.Н. Обучение английскому языку студентов неязыкового вуза на основе компетентностного подхода: дис. канд. пед. наук :13.00.02 / О.Н.Федорова ; Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. – Санкт-Петербург, 2007 - 278 с.

Шелингер Н.А. Некоторые методические проблемы создания комплекса учебных пособий по иностранному языку для студентов-заочников. // Проблемы изучения иностранных языков в заочной и вечерней высшей школе. Вып.1, Л., 1976. С.11-13.

Просмотров работы: 56