Система национальных счетов показывает свершение экономических сделок, отраженных в отчетной документации, но наряду с этим существует теневая деятельность - различные виды экономических потоков, не отраженных официальной статистикой. Если говорить об истории происхождения теневизации национального хозяйства как экономического явления, то можно отметить, что она существовала еще и в командной системе. Однако за последнее десятилетие можно увидеть, что ее масштабы резко возросли, а функции теневого сектора кардинально изменились. В настоящее время теневизация национального хозяйства, по оценкам Росстата, составляет около 16 % ВВП, что соответствует 7 трлн руб. в год. Занято в теневом бизнесе примерно 13 млн человек или 17-18 % экономически активного населения [1].
Некоторые авторы в своих работах выделяют следующие «классические» причины роста теневой экономики:
1) осложнение ситуации на рынке труда в условиях структурного и экономического кризиса, что порождает всплеск малого предпринимательства и самостоятельной занятости, становящихся питательной средой для теневых отношений;
2) массовая иммиграция из стран третьего мира, дополняемая вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и «горячих точек»;
3) характер государственного вмешательства в экономику. Доля экономики, уходящая «в тень», находится в прямой зависимости от трех параметров - степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции;
4) внешних рынков с обострением конкурентной , побуждающее снижать любыми - и нелегальными способами;
5) в сфере трудовых в сторону большей и гибкости как на их чрезмерную регламентацию в десятилетия.
Для того понять степень теневого на экономическое положение , назовем некоторые и положительные ее стороны. , из-за от официальной статистики ны своих доходов гальными предприятиями уровень законопослушными налогоплательщиками , а во-вторых, теневая не позволяет достаточно осуществлять политику. Это объясняется тем, что экономическая деятельность от официальной статистики, которой основой для принятия решений на макроуровне.
минус состоит в том, что функционирования предприятий также не отражаются. Поэтому не и вредные последствия для среды, и, тем , нетрудно догадаться, что мер по защите экологии, платежи за пользование ресурсами и окружающей среды, , работающие в теневом не предпринимают. Таким , теневая представляет серьезную для экологии.
Кроме , теневая экономика в сферах, запрещенных законодательством. , таких как наркобизнес, оборот оружия, краденого и других. Такая причиняет не только ущерб, но и существенный вред .
При этом теневизация хозяйства не оценивается негативно, она имеет и , например, ее роль в решении занятости и доходов . Предприятия, занятые в бизнесе, безработных рабочими с неплохим, а порой и заработком. Некоторые предприятия продукцию, высокого , но по низкой цене, так как они не соответствующими налогами и . Эти товары большим спросом населения с невысоким [2].
Если говорить об сферах, в распространена теневая , то можно их классифицируют образом:
- чисто (нарко-, , торговля оружием, , контрабанда, проституция, долгов, заказные , рэкет, людей с целью и др.);
- финансово-кредитная;
- внешнеэкономическая;
- рынок;
- естественные ;
- автомобилестроение;
- рынок, в частности производство и продажа продукции, незаконное интеллектуальной .
Как мы уже говорили, теневизация хозяйства способствует преступности и коррупции. борьбы и осуществляются государством. В 2017 зафиксировано снижение теневизации. Способов и оценивать сектор в статистике , один из них - простое произведенных ресурсов с их .
В первой 2015 года МВД раскрыло 150 тыс. экономических преступлений, от которых составил 24,5 млрд руб. В половине 2016 года преступлений выросло - до 155 тыс., однако объем увеличился вдвое, до 44,5 млрд .
А связано это с тем, что начинающие предпочитают не проходить административные , а работать без соответствующих и документов. Таким , теневая экономика как явление , искоренить ее полностью не возможным. Поэтому определить предполагаемый естественной . Мировые стандарты его равным 5 % посредством , причем так, чтобы это на пользу производству.
В 2017 году экономической направленности зафиксировано на 26,76 % , чем в 2016-м. Вместе с тем, отдельных видов не всегда была этому тренду.
Так, снижение числа выявленных деяний (значительно , чем целом по всем преступлений) отмечено по таким их , как отмывание денежных или иного имущества, тенных путем (-60,05 %), предпринимательство (-38,56 %) и (-30,14 %).
Наименьшее (, чем в целом по категориям преступлений) было отмечено по видам экономических
- взяточничество %);
- коммерческий подкуп %);
- контрабанда (-10,47 %, на то что в декабре эта статья признана силу);
- мошенничество %);
- присвоение и растрата %);
- нарушение авторских и прав %) [3].
Итак, теневизация национального хозяйства в государстве играет неоднозначную роль [4]. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, задействованных в теневой деятельности, способствует получению дополнительных доходов сотрудниками этих предприятий, помогает снижению уровня реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика вредит государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, искажает структуру экономики, ухудшает состояние инвестиционной среды, конкурентной среды для законопослушных налогоплательщиков, наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности и приносит нравственный вред обществу.
Для решения проблемы теневизации национального хозяйства необходима выработка эффективной политики борьбы. Она предполагает комплексный социальноэкономический и экономико-правовой подход. Несмотря на незначительные положительные функции теневизации, безусловно, предстоит с ней бороться, и это - функция правоохранительная органов. Необходимо экономически заинтересовать граждан, чтобы у них появился стимул к получению «белой зарплаты». Этого можно добиться повышением размера легальной минимальной заработной платы. Можно усилить меры наказания теневиков, например, для предприятий, нарушающих закон в этой области, необходимо ввести угрозы ликвидации, а не большого штрафа. Необходимо более тесно сотрудничать с ведомствами, министерствами, учреждениями, осуществляющими оценку уровня нелегального сектора, для получения доступа к их базам данных, а также участия в совместных проектах.
В заключение следует подчеркнуть, что только сбалансированный комплекс научно обоснованных экономических и административных мер с учетом региональной специфики может обеспечить сокращение теневого оборота и на этой основе дать позитивный импульс к устойчивому развитию экономики и обеспечению экономической безопасности государства.
Список использованной литературы:
1. Данные Росстата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.11.2018).
2. Кутаев Ш.К. Теневая занятость как способ выживания // Российское предпринимательство. 2017. № 9. Вып. 1 (97). С. 172-176. [Электронный ресурс]. URL: http://www.creativeconomy.ru/ articles/10131/ (дата обращения:01.11.2018).
3. Данные МВД РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.econcrime.ru/stat/6/ (дата обращения: 01.11.2018).
4. Наумов Ю.Г., Латов Ю.В. Экономическая безопасность и теневая экономика. Учебник. М.: Академия управления МВД России, 2016. – 246 с.
5. «Пути воздействия государства на теневую экономику», [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1892669/ekonomika/puti_vozdeystviya_gosudarstva_tenevuyu_ekonomiku, (дата обращения: 01.11.18 года).