Психолого-педагогические особенности обучения математике детей с задержкой психического развития в 5 классе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психолого-педагогические особенности обучения математике детей с задержкой психического развития в 5 классе

Маллаева Т.И. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во всем мире отмечается увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями, поэтому проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психического развития, стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Ратификация Российской Федерацией ряда международных Конвенций, декларирующих права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), позволяет говорить о том, что государство признает одной из своих первоочередных задач обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного развития детей и подростков с ОВЗ [17].

Одним из наиболее часто встречаемых нарушений развития среди современных детей является задержка психического развития (ЗПР), которая характеризуется нарушением темпа всего психического развития при наличии у детей значительных потенциальных возможностей.

Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе изучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками ее функциональной незрелости.

В России в 2016 году 70 – 80 тысяч детей имели диагноз ЗПР, количество детей с ЗПР увеличивается, из года в год статистика продолжает расти. По данным Федеральной службы государственной статистики, к 2018 году в России 246890 детей имеют диагноз ЗПР [14]. По данным статистики инклюзивного и специального образования 8067 детей с ЗПР обучаются в специальных (коррекционных) классах, 9485 детей с ЗПР обучаются в обычных классах [11].

В современной педагогической теории и практике процесс обучения детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе при создании дополнительных условий (организационных, педагогических, психологических), облегчающих процесс обучения. Организацию обучения детей с ЗПР регламентирует статья 79 Федерального закона «Об образовании», принятого 29 декабря 2012 года. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование методов обучения и воспитания, дидактических материалов и средств обучения [15]. В связи с этим, возникает потребность в пересмотре средств обучения детей с задержкой психического развития.

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств взаимосвязан с общим снижением успеваемости. Очевидно, что для педагога массовой общеобразовательной школы, работающего с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать психолого-педагогические особенности обучающихся, имеющими отклонения в развитии.

Под ЗПР следует понимать вариант дизонтогенеза, при котором отмечается замедленный темп развития, легкая интеллектуальная недостаточность, занимающая промежуточное положение между умственной отсталостью и интеллектуальной нормой [8].

В.В. Лебединский определяет это понятие следующим образом: «задержка психического развития – это замедление темпа психического развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».

М.С. Певзнер и Т.А. Власова говорят, что «ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста».

Обучающиеся с задержкой психического развития – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [14].

Таким образом, можно сделать вывод, что трактовка термина задержка психического развития у различных авторов одинакова. Мы будем придерживаться термина Е.В. Шамариной, которая под задержкой психического развития определяет нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок продолжает оставаться в кругу игровых интересов.

Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития (табл. 1).

Таблица 1

Генезисные типы ЗПР

Тип ЗПР

Основные характеристики типов ЗПР

ЗПР конституционального происхождения

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью.

Основной фон настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются.

Отмечается поверхностность эмоциональных реакций, несформированность учебной мотивации вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы.

Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте.

Характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме.

Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы.

ЗПР соматогенного происхождения

Отмечается обусловленность длительной соматической ослабленностью различного генеза.

Проблема данных детей в школе – трудности в обучении.

Отмечается сниженная мотивация достижения, отсутствие интереса к предлагаемым заданиям, неумение и нежелание преодолевать возникающие при их выполнении трудности.

В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать.

ЗПР психогенного происхождения

Связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

Дети данной группы интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво.

В поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Встречается чаще других, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

Обнаруживается негрубая органическая недостаточность нервной системы, чаще - резидуального характера.

Познавательная деятельность значительно снижена.

Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.

Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. В работах Т.В. Егорова, И.Ю. Кулагина, Н.Л. Белопольская по исследованию мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития обращается внимание на недостаточный уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования, причем оказалась заметной их большая продуктивность на предметном и наглядно-образном уровне по сравнению с вербальным.

Изучение литературы по обучению учащихся 5 классов с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости, тормозимости или медлительности.

Ведение уроков в классах для детей с ЗПР требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников, он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому.

Учащиеся 5 классов с ЗПР имеют ослабленное состояние нервной системы, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти. В результате чего при изучении математики возникают трудности усвоения материала.

Опыт обучения детей 5 классов с задержкой психического развития показывает, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Трудности объясняются особенностями мыслительной деятельности учащихся, а также спецификой самого предмета.

В результате изучения математики обучающиеся с ЗПР развивают логическое мышление, получают представление о математических моделях; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах [14].

Причинами отставания по математике являются:

недостаточное развитие способностей к обобщению;

ригидность (неспособность к изменению ситуации) в мыслительных действиях, недостаточное развитие способностей к логическому обобщению;

пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу;

пониженный интерес к математике.

Для того чтобы преодолеть трудности в изучении математики необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся. Для чего систему изучения того или иного раздела программы необходимо значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложняя его постепенно, изыскивать способы облегчения трудных заданий. Для этого можно использовать такие средства и приемы как [5]:

дополнительные наводящие вопросы;

наглядность, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки»;

графические модели;

приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

помощь в выполнении определенных операций;

образцы решения задач;

поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно, необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником [1].

На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца, необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала [6].

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.

Таким образом, на основе проведённого нами анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что при обучении детей с ЗПР необходимо учитывать их психологические особенности, особенности развития и познавательных возможностей. Также мы выделили некоторые психолого-педагогические особенности обучения математике детей с задержкой психического развития в 5 классе.

Литература:

Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Ю. Боряков. – М.: Астрель, 2008.

Винник, М.О. Задержка психического развития у детей [Текст]: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко – М.: УЦ Перспектива, 2008.

Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст] / О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004.

Капустина, Г.М. Коррекционно-развивающее обучение: урок математики [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.М. Капустина. – М.: Просвещение, 2008.

Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М.: Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. – М., 2004.

Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Нкишина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 126 с.

Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности [Текст] / М.С. Певзнер. – М., 2005.

Специальная педагогика: учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л. В. Мардахаев и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. - М. : Юрайт, 2015. - 447, с.

Статистика инклюзивного и специального образования [Электронный ресурс] / Федеральный справочник. Среднее образование в России. Выпуск 3. URL: http://federalbook.ru/files/FSO-SREDNEE/Soderzhanie/S – Дата обращения: 11.11.18. 

Толмачева, Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе [Текст] / Г.А. Толмачева // Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. – 2006. – №2 (14).

Уровень инвалидизации населения [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rossta – Дата обращения: 11.11.18. 

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1598.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения: пособие для для учителей и психологов классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Е.В. Шамарина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 80 с.

Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в России [Электронный ресурс] / В. В. Кисова, А. В. Семенов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8098. – Дата обращения: 11.11.18.

Просмотров работы: 609