Тема урока: сложение и умножение числовых неравенств.
Цель урока (для учителя): сформировать умения сложения и умножения числовых неравенств.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств, закрепить свойства неравенств, сформировать навыки применения их к решению простейших задач на оценку выражений, формирование правильной математической речи и вычислительных навыков;
Развивающие: воспитание самостоятельности, воспитание умения планировать собственную деятельность, усовершенствование навыков само- и взаимооценки, воспитание уважительного отношения к окружающим;
Воспитательные: развитие познавательного интереса, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание.
Планируемые результаты:
Предметные: знать теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств и уметь их применять.
Метапредметные:
- регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, уметь осуществлять само- и взаимооценку;
- коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, внимательно слушать других;
- познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.
Тип урока: урокоткрытия нового знания.
Средства обучения: интерактивная и меловая доска, проектор, компьютер, презентация, учебники, листочки, рабочие тетради.
План урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Учебные результаты (УУД) |
Планируемые затраты времени |
Организационный момент |
Учитель приветствует учеников: Проверяет готовность класса к уроку. «Здравствуйте, ребята! Садитесь». |
Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Регулятивные: умение организовать собственную деятельность. |
1 минута |
Актуализация знаний |
Учитель предлагает вспомнить пройденный материал, задавая вопросы: Когда число больше числа ? Что означает ? Что означает После вопросов учитель предлагает вспомнить свойства числовых неравенств. На слайде с презентацией представлено задание с пропуском слов, которые необходимо заполнить. После того, как ученики выполнять данную работу на листочках, учитель предлагает обменяться работами с соседом по парте. Показывает ответы на слайде: Если , то ; если , то Если и , то Если и – любое число, то Если и – положительное число, то Если и – отрицательное число, то Если – положительные числа и , то После взаимопроверки, учитель проводит рефлексию, задавая вопросы: Кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил одну ошибку? Учитель предлагает провести устный счет (решить примеры, представленные на слайде), после ответов учеников, ответы появляются по щелчку: Учитель озвучивает тему урока. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют представленное задание на листочках. Проводят взаимопроверку. Выполняют устный счет. Записывают тему урока в тетрадь. |
Коммуникативные: умение высказывать свои мысли, слушать других; Регулятивные: уметь анализировать условие задачи, контролировать свои действия при ответе на вопросы, осуществлять взаимооценку; Познавательные: уметь ориентироваться в уже пройденном материале. |
10 минут |
«Открытие нового материала» |
Учитель делит детей на группы по 4 человека и дает задание: Каждая группа изучает теорему и ее доказательство (3 группы изучают теорему сложения числовых неравенств, 3 группы изучают теорему умножения числовых неравенств). Один представитель из группы представляет теорему и ее доказательство, остальные внимательно слушают и исправляют ошибки, если они есть. Учитель вносит коррективы и поясняет теоремы, если у учащихся остались вопросы. После каждой теоремы учитель вызывает учащихся к доске для решения примеров. Теорема. Если и , то Если почленно сложить верные неравенства одного знака, то получится верное неравенство. Прибавим к обеим частям неравенства число , получим . Прибавим к обеим частям неравенства число , получим Из полученных неравенств (по свойству) следует, что Примеры по теореме сложения: и Пусть Тогда Пусть Тогда Теорема. Если . Если почленно перемножить верные неравенства одного знака, левые и правые части которых – положительные числа, то получится верное неравенство. Умножим обе части неравенства на положительное число , получим Умножим обе части неравенства на положительное число получим Из полученных неравенств (по свойству) следует, что . Примеры по теореме умножения: и Пусть Тогда Пусть Тогда Заметим, что если в неравенствах имеются отрицательные, то неравенство может оказаться неверным. Так как перемножив почленно верные неравенства и , получим неравенство , которое не является верным. Данные свойства используются при оценке суммы, разности, произведения и частного. - Что значит оценить выражение? Оценить выражение – определить примерное значение, сравнить с некоторым числом, указать в каких пределах данное выражение может изменяться. |
Учащиеся работают в группах. Разбирают теорему и доказательство. Представляют теоремы перед классом. Воспроизводят теоремы на листочках и сдают учителю. Решают примеры вместе с учителем, записывая решения в тетрадь. |
Коммуникативные: умение внимательно слушать. Познавательные: уметь добывать новые знания. |
16 минут |
Первичное закрепление изученного материала. |
Учитель объясняет свойства на примере. Объясняет, как правильно записываются решения заданий. Пример. На доске представлено 2 примера из учебника, учитель вызывает двух учеников к доске: №765. а) б) №766. а) б) Пример. Пусть и Требуется оценить: а) б) в) Под буквой «в» учитель объясняет, что сначала необходимо оценить , а затем применить теорему сложения. г) Под буквой «г» учитель объясняет, что сначала необходимо оценить , а затем применить теорему умножения. Пример. Пусть и . Требуется оценить: а) б) в) г) На доске представлены примеры, учитель опрашивает устно: 1 2 35 1 1 17 Учитель вызывает к доске решить задание из учебника: №768. а) б) в) г) №770. а) б) |
Учащиеся решают задачи в тетради, выходят к доске и решают вместе с учителем. |
Коммуникативные: уметь слушать других; Регулятивные: умение планировать и контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, вносить необходимые коррективы в действия; |
10 минут |
Рефлексия и оценки |
Учитель подводит итоги урока: - Сегодня мы научились складывать и умножать числовые неравенства. Раздает карточки и просит учеников оценить себя, насколько понят новый материал. Объясняет ученикам, что необходимо поставить знак , если материал понят, знак , если материал не понят, знак , если остались вопросы. |
Отвечают на вопросы учителя. Заполняют карточки самоанализа. |
Регулятивные: умение осуществлять самооценку. |
2 минуты |
Домашнее задание |
Учитель диктует домашнее задание: п.30, №769, №771 или №780. |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
1 минута |