ВВЕДЕНИЕ
Архивы недостаточно собрать–не менее важно обеспечить их сохранность. К сожалению, вся история развития архивной сферы в нашей стране связана с безвозвратной гибелью документов. Причиной этого явились не только стихийные бедствия, но и очень часто безответственное отношение к документам. В настоящее время в организациях большинство архивных документов закреплены на бумажном носителе этим и обуславливается актуальность выбранной темы. Российскими специалистами проделана большая работа по улучшению условий хранения документов и созданию вновь оборудованных архивохранилищ. В различных хранилищах сконцентрированы весьма разнообразные по времени происхождения, содержанию, оформлению, технике и способу воспроизведения документы. К ним относятся древние и современные рукописные, печатные материалы в виде книг, отдельных государственных актов, планов, чертежей, рисунков и художественных репродукций, выполненных на различных сортах бумаги, коже и пергаменте, посредством использования различных красителей органического и неорганического происхождения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ НОРАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АРХИВНОГО ХРАНЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Основные понятия нормативно-методического обеспечения архивного хранения на предприятии
Архивы организаций подразделяются на:
1. передающие свои документы в архивные учреждения на постоянное хранение;
2. не передающие свои документы в архивные учреждения на постоянное хранение.
Согласно Федеральному закону "Об архивном деле в Российской Федерации" Федеральный закон от 22 октября 2004г. №125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации” государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, передающие свои документы на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования этих архивов. Государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора.
Федеральный закон устанавливает следующие сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ в архивах организаций-источников комплектования до их поступления в государственные и муниципальные архивы:
1. для документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации (в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России), а также для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов государственных внебюджетных фондов и федеральных организаций - 15 лет;
2. для документов органов государственной власти, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и организаций субъектов Российской Федерации - 10 лет;
3. для документов органов местного самоуправления и муниципальных организаций - 5 лет;
4. для отдельных видов архивных документов:
а. записей актов гражданского состояния - 100 лет;
б. документов по личному составу, записей нотариальных действий, похозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов - 75 лет;
5. проектной документации по капитальному строительству - 20 лет;
6. технологической и конструкторской документации - 20 лет;
7. патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец - 20 лет;
8. научной документации - 15 лет;
9. кино- и фотодокументов - 5 лет;
10. видео- и фонодокументов - 3 года.
Также стоит осветить основные задачи архива организации, которыми являются:
1. комплектование архива документами, состав которых предусмотрен положением об архиве;
2. учет и обеспечение сохранности документов;
3. создание научно-справочного аппарата к документам архива;
4. использование хранящихся в архиве документов;
5. подготовка и передача документов, относящихся к Архивному фонду Российской Федерации, на постоянное хранение в соответствии со сроками и требованиями, установленными Федеральной архивной службой России и органами управления архивным делом субъектов РФ.
В целях выполнения основных задач архив осуществляет следующие функции:
1. ведет списки организаций и (или) структурных подразделений организаций - источников комплектования архива;
2. принимает упорядоченные документы структурных подразделений организации и организаций - источников комплектования архива;
3. учитывает и обеспечивает сохранность принятых в архив документов;
4. создает и поддерживает в актуальном состоянии научно-справочный аппарат к документам архива;
5. организует информационное обслуживание руководителей и структурных подразделений организации, осуществляет использование документов по запросам организаций и частных лиц, в том числе социально-правовым запросам граждан, ведет учет и анализ использования;
6. проводит экспертизу ценности и осуществляет комплекс организационных и методических мероприятий по передаче документов на постоянное хранение;
7. осуществляет проверку правильности формирования и оформления дел в структурных подразделениях организаций и других организациях - источниках комплектования;
8. организует работу по составлению номенклатуры дел организации;
9. оказывает методическую и практическую помощь структурным подразделениям в работе с документами;
10. участвует в разработке нормативных и методических документов по архивному делу и документационному обеспечению управления;
11. участвует в проведении мероприятий по повышению квалификации работников архива и службы документационного обеспечения управления, в том числе в организациях - источниках комплектования архива.
Наряду с основными задачами и функциями архива организации, существуют и основные правила работы архивов организаций.
За последнее десятилетие, основными правилами работы архивов организаций являются:
1. работа с имеющимися правилами;
2. введение и использование новых разделов правил;
3. применение и использование данных правил в работе негосударственных организаций.
В настоящее время Федеральная архивная служба России ведет активную работу по созданию новой нормативно-методической базы архивного дела, пересмотру и отмене устаревших документов. В соответствии, с вышедшими в 2002 году «Основными правилами работы архивов организаций» необходимость разработки которых была обусловлена кардинальными изменениями в области экономики, реформированием управленческих структур, правовых основ архивного дела, а также широким внедрением в сферу управления новых информационных технологий. [21]
Данные «Основные правила...» вышли взамен «Основных правил работы ведомственных архивов» 1987 года.
Разработчики «Основных правил работы архивов организаций» стремились сохранить преемственность с Правилами 1987 года, не изменяя без особой нужды положения старых Правил, которые и до настоящего времени не утратили практического значения. Это касается таких вопросов, как задачи и функции архивов, порядок подготовки и передачи дел и документов из подразделений организации в ее архив, условия и режим обеспечения физической сохранности документов, организация и проведение экспертизы ценности, отбора и передачи документов на постоянное государственное хранение.
В то же время содержание таких разделов, как «Учет документов в архиве», «Научно-справочный аппарат к документам архива», «Использование документов архива», определяются новым законодательством в области Информационного права и архивного дела, новыми нормативно-методическими документами, утвержденными Росархивом в этих компонентах архивного дела, а также необходимостью унификации положений и требований «Основных правил работы архивов организаций» с «Основными правилами работы государственных архивов Российской Федерации», также недавно вышедшими в свет.[22]
В редакции Правил от 2002 г., учтен фактор широкого внедрения, в делопроизводство и архивное дело, современных информационных технологий, и в связи с этим, в них включены положения по учету, экспертизе ценности и передаче на государственное хранение электронных документов, а также имеется подраздел, определяющий основные требования к формированию и ведению научно-справочного аппарата к документам архива.
Правила освещают новые задачи, возникшие в работе архивов в настоящее время, такие как организация депозитарного хранения документов, выполнение архивами платных работ и услуг, требования к охранному режиму архивов. В раздел «Организация документов» в архиве включен новый подраздел «Организация документов по личному составу».
Данные Правила устанавливают комплекс положений, норм и требований, позволяющих на их основе выполнять архивами организаций все их функции по формированию архивного фонда организации, описанию и учету документов, обеспечению сохранности документов, их использованию в самой организации и по запросам иных пользователей, а также передаче упорядоченных документов постоянного хранения в государственные архивы.
Правила предназначены регламентировать работу архивов государственных организаций независимо от масштаба деятельности организаций, их места в управленческих структурах и объемов сохраняемой документации.
Во введении к Правилам говорится о том, что в негосударственных организациях их применение обязательно в том случае, если в архиве этой организации хранятся документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации (АФРФ), т. е. документы предшествующей государственной организации, на базе которой образовалась новая негосударственная организация.
1.2. Законодательная база нормативно-методического обеспечения архивного хранения на предприятии
Порядок архивного хранения документов в организации регламентируется:
1. Закон об архивном деле в Российской Федерации;
2. Основные правила работы архивов организаций;
3. Методические рекомендации по разработке инструкций;
4. Перечень типовых управленческих документов;
5. Перечень НТД 2007.
В данной курсовой работе были рассмотрены только основные нормативно-правовые акты регулирующие деятельность архивного отдела Новокаолинового горно-обогатительного комбината, в частности Погрузочно-транспортного цеха:
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».
Статья 1 Закона «Об архивном деле в Российской Федерации» говорит, что закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Данное положение говорит о том, что закон распространяется на все организации, независимо от их организационно-правовой формы и на частных лиц - собственников архивных документов.
Закон определяет ряд ключевых архивных понятий:
1. архив;
2. архивный фонд;
3. архивный документ;
4. документы Архивного фонда Российской Федерации;
5. особо ценный документ;
6. уникальный документ;
7. документ по личному составу;
8. документ постоянного, длительного и временного срока хранения и другие архивные термины и понятия.
Закон разъясняет, что в Российской Федерации проводится единая государственная политика в области архивного дела (ст. 4, п. 1).
Закон разграничивает полномочия в области архивного дела между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями и устанавливает следующие виды собственности архивных документов:
1. федеральная собственность;
2. собственность субъектов Российской Федерации;
3. муниципальная;
4. частная.
К архивным документам, находящимся в частной собственности относятся следующие документы:
1. организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений со дня их регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства (далее - негосударственные организации);
2. созданные гражданами или законно приобретенные ими.
Согласно закону, документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. При этом правопреемник в тридцатидневный срок со дня отчуждения или перехода прав обязан уведомить о переходе к нему прав собственника соответствующий государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку, научную организацию, включенную в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации, с которыми прежний собственник заключил договор.
В главе 4 Закона раскрывается порядок хранения и учета архивных документов. В частности в статье 17 главы 4 говорится, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в т.ч. документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также действующими перечнями документов.
Закон устанавливает порядок, обеспечивающий сохранность документов при реорганизации или ликвидации организаций:
1. при реорганизации государственных и муниципальных организаций, органов местного самоуправления архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций. При реорганизации государственных и муниципальных организаций путем разделения или выделения из их состава одной или нескольких организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами, по согласованию с Росархивом или органами Росархива в субъектах Российской Федерации.
2. при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об обеспечении сохранности документов по личному составу» принято решение о том, что учредители вновь создаваемых юридических лиц должны включать в свои учредительные документы положения (статьи) об обеспечении учета и сохранности документов по личному составу и о своевременной передаче их на государственное хранение при ликвидации организации.
Закон Челябинской области «Об архивном деле в Челябинской области» регулирует отношения в сфере управления архивным делом в Челябинской области в интересах граждан, общества и государства.
Статья 4. Органы и учреждения, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов
На территории Челябинской области могут действовать:
1. государственные архивы и их филиалы;
2. структурные подразделения органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, создаваемые для осуществления хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
3. муниципальные учреждения, создаваемые органами местного самоуправления для осуществления хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
4. иные организации и учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Включение архивных документов, находящихся на территории Челябинской области, в состав Архивного фонда Российской Федерации.
Решение вопросов о включении документов, находящихся на территории Челябинской области, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется экспертно-проверочной комиссией органа исполнительной власти Челябинской области, уполномоченного в сфере архивного дела.[24]
Методическим документом, на основании которого осуществляется хранение документов в архиве организации, являются «Основные правила работы архивов организаций».
Негосударственные организации, являющиеся собственниками документов, сами обеспечивают хранение создаваемых и поступающих к ним документов или передают их на хранение в государственный, муниципальный или иной архив на основании договора после проведения экспертизы ценности документов.
Независимо от того, является ли организация источником комплектования и передает свои документы на хранение в государственный или муниципальный архив или является собственником своих документов и сама организует хранение документов, в организации должна проводиться экспертиза ценности документов в целях определения сроков хранения документов и их систематизации.
Для проведения экспертизы ценности документов в организации создается постоянно действующая Экспертная Комиссия (далее - ЭК). ЭК является совещательным органом при руководителе организации и организует свою работу на основании «Положения о постоянно действующей Экспертной Комиссии организации», утверждаемого руководителем и создаваемого на основании «Примерного положения», разработанного Росархивом. Основными функциями ЭК является согласование Номенклатуры дел организации и Описей дел, передаваемых на хранение в архив и Актов на выделения документов к уничтожению.
Основой систематизации документов в целях их последующего хранения в организации является Номенклатура дел. Номенклатура дел закрепляет состав дел, создаваемых в организации, и сроки их хранения. Нормативными документами, на основании которых устанавливаются сроки хранения документов, являются Перечни документов со сроками хранения.
При определении сроков хранения дел, включаемых в Номенклатуру дел организации, используются «Типовые перечни со сроками хранения» и отраслевые «Перечни…», разрабатываемые Федеральными министерствами и иными органами управления и организациями для организаций, входящих в их систему.
Для определения сроков хранения используются следующие Перечни:
1. Управленческой документации «Перечень типовых управленческих документов 2010 года»;
2. Научно-технической и производственной документации «Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций 2007 г», устанавливающий сроки хранения документов научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности организаций, применяемых в различных отраслях экономики.
В виду трудоёмкости и сложности (необходимости наличия у работника, выполняющего данную работу необходимых архивоведческих знаний и навыков) и, как правило, отсутствия в штате организации специалиста- архивариуса для подготовки и передачи документов и дел на хранение в архив организации желательно привлекать к исполнению данных работ специализированные архивные компании, обладающие необходимой квалификацией и опытом работы.
Основные правила работы архивов организаций являются нормативно-методическим документом, определяющим их деятельность. Правила основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.
Право и обязанность создания архивов организаций для временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, отнесенных к государственной собственности, установлены Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993), Положением об Архивном фонде Российской Федерации (1994) и Положением о Федеральной архивной службе России (1998), соответствующими нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Настоящие Правила распространяются на архивы государственных организаций, а также обязательны для всех негосударственных организаций в части обеспечения сохранности, описания, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, отнесенных к государственной собственности.
Архивы организаций, хранящие кино-, фото-, фоно- и видеодокументы (аудиовизуальные), научно-технические, картографические, телеметрические документы, руководствуются настоящими Правилами в части организации, планирования, отчетности, методической работы с управленческими документами, хранящимися в архивах; во всех остальных вопросах работа с указанными документами регламентируется соответствующими инструкциями и правилами.
Правила не распространяются на документы, работа с которыми регламентируется Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» и Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
К Правилам приложены формы документов, обеспечивающих работу архива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 №125 – ФЗ.
Конституция РФ
Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №315-ФЗ) // Российская газета, №248, 29.12.1995.
Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. Федерального закона от 22.12.2008 №272-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, №7, ст. 785.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 №177 «Вопросы Федерального архивного агентства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 №406) // Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, №15, ст. 1470.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №290 «О Федеральном архивном агентстве» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 №814) // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, №25, ст. 2572.
Основные правила работы архивов организаций от 06.02.2002 // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Управление документами. Общие требования».
ГОСТ Р 6.30–2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
ГОСТ Р 6.30-2005. Унифицированные системы организационно-распорядительной документации. М., 2008.
Типовая инструкция по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти. М., - 2008
Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива) от 06.02.2002.
Приказ Минкультуры России от 31.03.2015 N 526 "Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях".
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 №558).
Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2007 №1182).
Устав ООО «ВБ Сервис»
Номенклатура дел ООО «ВБ Сервис» на 2016 год
Анохина С.А., Кожушкова Н.В.Производственная практика по документоведению: методические рекомендации для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 032001.65 (350800) «Документоведение и документационное обеспечение управления» / Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 35 с.
Andreeva S., Velikanova S., Kozhushkova N., Samarokova I., Arakcheeva Z., Chernykh O.Therisk-basedthinkinginmanagingdocumentsasassets // InternationalJournalofEconomicPerspectives. 2017. Т. 11. № 2. С. 33.
Анохина С.А., Кожушкова Н.В.Кодификация норм оформления перечней в деловом тексте // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13. № 9. С. 110-117.
Басаков М.И.Современное делопроизводство. - М. 2008.
Бурова, Е. М. Архивное законодательство и его применение в практической деятельности архивов организаций / Е. М. Бурова // Делопроизводство. – 2013. – № 1. – С. 85–90.
Бурова, Е. Некоторые особенности составления и оформления номенклатуры дел / Е. Бурова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2013. – № 2. – С. 38–46
Быкова, Т. А. Делопроизводство : учебник / Т. А. Быкова, Л. М. Вялова, Л. В. Санкина ; под общ. ред. Т. В. Кузнецовой. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 363 с.
Великанова С.С., Аракчеева З.В., Кожушкова Н.В.Документационное обеспечение процесса обучения персонала // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 207.
Великанова С.С., Самарокова И.В., Кожушкова Н.В., Аракчеева З.В.Кадровое делопроизводство: учебное пособие / Москва, 2017.
Гладких, С.Р. Комментарий к законодательству о порядке хранения и уничтожения документов в коммерческих организациях» / С.Р. Гладких // Право и экономика. – 2011. – № 6. – С. 24 – 26.
Е.П.Смирнова Делопроизводство для секретаря: разработка, учет и хранение учебной документации: практ. пособие/. 2 - е изд., испр. - М.: Издательство «Омега - Л», 2010. - 152с. табл. - (Секретарское дело).
Захаркина О.И.Кадровая служба предприятия. Делопроизводство, документооборот и нормативная база. - М.: Изд-во Омега-Л, 2007. – 117с.
Иритикова В.С Оформление документов // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2012. - №12.- С.25-36.
Иритикова В.С. Как оформить переходящие дела? // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2014. – №11. – С.76-84.
Иритикова Вера Разработка номенклатуры дел: классика жанра
Кирсанова М.В.Современное делопроизводство учебное пособие 3-е изд.- Москва-Новосибирск: ИНФРА-М-Сибирское соглашение, 2013.
Кожушкова Н.В. Структура документа.Системы документации.Унифицированная система организационно-распорядительной документации: общие требования к составлению и оформлению. Электронное издание /. Магнитогорск, 2016.
Кожушкова Н.В., Коробков Ю.Д. Комплексный анализ организационно-распорядительного документ: формирование профессиональных компетенций документоведа// Документ.Архив. Современность: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию подготовки документоведов в Уральском федеральном университете. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2012. С. 382-386.
Кошелева, Е.А. Новый перечень документов со сроками хранения / Е.А.Кошелева // Кадровые решения. – 2010. – № 12. – С. 29 – 30.
Кузина И.Л. Архивное право : учеб. пособие - Комсомольск-на-Амуре : КнАГТУ, 2011. - 136 с.
Кузнецова Т.В., Санкина Л.В. Быкова Т.А. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения и управления): 17.Учебник для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 359с.
Лепеха О.А. Номенклатура дел организации: от идеи к реализации // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2014. - №11. – С.18-24.
Попова Е.Н. Обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации в современном законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации / Е.Н. Попова // Вестник архивиста. – 2000. - № 1 (55). - С. 206 - 210.
Рекомендации по разработке и применению примерных номенклатур дел. Методическое пособие. - М.: Главархив, 1990.
Рогожин С.Ю Справочник по делопроизводству Санкт-Петербург 2009
Чуковенков А.Ю., Янкова В.Ф. Оформление документов. М., 2008.