Мониторинг информационных систем (ИТ-мониторинг) является составной частью управления информационной инфраструктурой предприятия, заключающейся в постоянном наблюдении и периодическом анализе данных объектов с отслеживанием динамики происходящих с ними изменений. Ключевой задачей систем ИТ-мониторинга является получение, сохранение и анализ информации о состоянии подконтрольных элементов информационной структуры компании, что, в свою очередь, позволяет оперативно отреагировать на возникшую проблему, а также эффективно предотвращать возникновение неполадок.
Мониторинг информационной инфраструктуры в режиме реального времени используется как в не больших организациях для контроля за состоянием сервера, так и в центрах обработки данных для получения актуальной информацию о массиве информационной инфраструктуры.
Основной сложностью при создании системы мониторинга информационной инфраструктуры является подключение клиентов системы к серверу обработки информации, проходящие в ручном режиме и при организации большого парка контролируемых устройств этот процесс будет занимать достаточно длительное время.
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Брянский профессионально-педагогический колледж” (далее – БППК) основной проблемой является отсутствие какой бы то ни было системы мониторинга сети, сетевого оборудования, серверных и клиентских станций.
Для внедрения системы и презентации ее в качестве выпускной квалификационной работы введен глоссарий, в котором содержаться профессиональные термины, знание которых необходимо для понимания технической литературы по этому направлению.
Произведено исследование доступных на рынке систем мониторинга. Выявлены следующие системы: Monit; Icinga; Observium; PHP Server Monitorin; Linux Dash; Cacti; Munin; Nagios; Zabbix.
Исследование производилось с учетом требований, которым должна удовлетворять конечная система мониторинга.
Список требований к системе мониторинга информационной инфраструктуры:
бесплатное распространение;
открытый исходный код;
подробные инструкции по использованию;
большое сообщество пользователей;
работы с большими сетями;
кроссплатформенность;
веб-интерфейс;
многозадачность на больших нагрузках
простота настройки;
отказоустойчивость.
Основываясь на общем списке доступных систем и фильтров по требованиям к ним, на выходе получается сводная таблица.
Системы мониторинга Критерии |
Monit |
Icinga |
Observium |
PHP Server Monitoring |
Linux Dash |
Cacti |
Nagios |
Zabbix |
Бесплатное распространение |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Открытый исходный код |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подробные инструкции по применению |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Большое сообщество пользователей |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Работы с большими сетями |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Кроссплатформенность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Веб интерфейс |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Многозадачность на больших нагрузках |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Простота настройки |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Отказоустойчивость |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Проанализировав таблицу по всем параметрам, подходит только система Zabbix.
В практической части проекта идёт процесс внедрения системы. Этапы внедрения в виде установки операционной системы, всех нужны программ, утилит и пакетов для ее функционирование в нужном ключе. После установки операционной системы идёт непосредственно установка основных и дополнительных пакетов ля функционирования системы мониторинга.
Весь процесс задокументированы в виде скриншотов и листинга кода, все это сопровождается комментариями и инструкциями. После того как все установлено и настроено идет следующий этап: тестирование. По заключению тестирования делается вывод, что, система полностью работает и соответствует всем предъявленным к ней требованиям.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что тема ВКР выполнена полностью и является завершённой.
ВКР можно воспользоваться с целью организации системы мониторинга в организации, так как в тексе присутствуют подробные описания установки и настройки системы, а так же списки требуемых пакетов, утилит, программ и другого для корректной работы системы. Так же работу можно использовать в качестве учебного материала для изучения азов построения систем на базе операционной системы linux.
Созданная система может быть расширена, поскольку со временем количество рабочих станций, терминальных клиентов, серверов и активного сетевого оборудования в организации может увеличиваться, то и система имеет возможность расти. Для роста системы необходимы аппаратные ресурсы, поскольку в ситуации роста действую прямая зависимость, чем больше точек контроля, тем больше ресурсов требует системе. Так же система может быть расширена триггерами, для этого надо написать скрипты и задать в системе правила, в каком экстренном случае какой скрипт запуск. Подход со скриптами может достаточно сильно автоматизировать всю систему.