СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И КРИМИНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И КРИМИНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Лебедева В.А. 1, Барова Т.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из негативных спутников экономической ситуации в Российской Федерации является значительное ухудшение криминальной обстановки, рост преступной активности населения и, как следствие, резкое обострение проблемы преступности. Эта позиция вполне понятна: население стремится не только к материальному благополучию и безопасности, но и личной безопасности. Учитывая высокую социальную значимость данной проблемы, целесообразно рассматривать уровень преступности как составляющую таких сложных и многогранных понятий, как "накопление человеческого капитала", "экономическая" и "национальная безопасность" и ряда других.

Преступность (crime) — явление девиантного поведения, предвосхищающее высокую опасность для окружающих обижающих людей. В современном обществе, преступление-это осознанно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Преступность считается самым опасным видом "социальной патологии" — отклоняющегося от общепринятой нормы, девиантного поведения [2]. Если говорить о преступности как о статистическом наборе, то можно выделить качества, которыми она обладает. В связи с этим преступлению присущи такие свойства, как масса, неравномерность, устойчивость. Массовость характеризует преступность как такой объект статистического исследования, свойства которого проявляются лишь в наблюдении за большим количеством противоправных деяний. Нерегулярность означает, что различные преступления, являющиеся элементами единой системы (статистическая совокупность), совершаются независимо друг от друга. Устойчивость преступности как статистического показателя означает, что все ее модели повторяются с различной степенью регулярности. Общественная опасность означает, что деяние причиняет или создает реальную угрозу причинения ущерба объектам, охраняемым законом.

Этот тип девиантного поведения в России в настоящее время является одной из наиболее болезненных социально значимых проблем. За прошедшие годы мы стали свидетелями беспрецедентного числа преступлений и ухудшения ситуации в этом направлении по сравнению с предыдущими годами. Преступность начинает охватывать все сферы и возрасты российского общества. [1]

Преступность в России имеет огромный процент. Затрагивая все в целом, она наносит огромный моральный, физический, экономический и материальный ущерб гражданам и государству и затрагивает международный авторитет. Поэтому изучение факторов (причин), влияющих на данную проблему с целью ее дальнейшего устранения, является весьма актуальным на сегодняшний день.

Характеристика преступности в России в последние годы позволяет выявить не менее четырех негативных тенденций общегосударственного значения. Во-первых, это количество преступлений в целом, охватило правоохранительные органы. Во-вторых, небывалое увеличение доли тяжких и особо тяжких преступлений. В-третьих, существенное изменение мотивации противоправного поведения: широкое распространение корыстных преступлений, можно сказать, безудержное разворовывание страны. В-четвертых, преобладание среди преступников лиц, не имеющих постоянного источника дохода, что тесно связано с резкой дифференциацией населения по имущественному положению. Все это обусловлено происходящими социально-экономическими процессами, прежде всего экономической нестабильностью.[2]

В криминологии принято выделять количественные и качественные статистический показатели преступности. Выполнять их криминологическое назначение показатели могут только совместно друг с другом. Как правило, анализ преступности начинается с оценки такого показателя, как объем (состояние), определяется общее количество совершенных преступлений и количество лиц, их совершивших на определенной территории за определенный период времени. [1]

Поэтому основными показателями преступности являются:

1) состояние преступности – количество преступлений и лиц, их совершивших на определенной территории за определенное время. Следует иметь в виду, однако, что число преступлений не всегда совпадает с числом лиц, совершивших, так как одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно лицо зачастую совершает несколько преступлений. Уровень преступности выражается в абсолютных цифрах.

2) коэффициент (уровень) преступности - общее количество зарегистрированных преступлений за определенное время и на определенной территории. Уровень преступности - это ее характеристика, измеряемая количеством совершенных преступлений и их участников на определенное население, например, 10 или 100 тысяч жителей. Таким образом, измеряется общий уровень преступности и уровень преступной активности населения. С целью определения интенсивности преступления производится расчет соответствующих коэффициентов для каждого из его указанных уровней по следующим формулам:

коэффициент преступности или коэффициент преступной интенсивности (К):

К= (1) где

n — число совершенных (зарегистрированных) преступлений на определенной территории за определенный период;

N — численность населения, достигшего возраста наступления уголовной ответственности, проживающего на территории, для которой рассчитывается коэффициент;
105 — единая расчетная база.

коэффициент преступной активности (I):

I= (2), где

m – число лиц, совершивших преступлений за определенный период на определенной территории;

N – численность активного населения (14-60 лет), проживающего на территории, для которой рассчитывается коэффициент;

105 — единая расчетная база.

собственной многогранной работы правительство надлежит работать не по личному усмотрению или же по произволу, а в строго конкретных рамках, поставленных Конституцией и другими основными нормативно – правовыми актами. В абсолютной мере относится и к законотворчеству. Законотворчество (законодательный процесс) — одно из весомых направлений работы всякого страны. Это специфичная, требующая особенных познаний и умений умственная работа, связанная с созданием или же переменой имеющих место быть в государстве правовых общепризнанных норм. По итогам законотворческой работы - законам и другим нормативным актам - осуждают о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Законодательный процесс, как и каждая другая работа страны, базируется на конкретном законодательстве, коим не имеет возможность возражать. Его соблюдение считается прямым условием для принятия свежего закона. В согласовании с Конституцией РФ (ст. 76)1 по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не имеют все шансы возражать федеральным конституционным законам. В реальное время, когда политические и финансовые реформы, проводимые в РФ, настоятельно попросили усиленного законотворчества, как ни разу делается понятно, как важен сам процесс сотворения закона, создание идеи грядущего законодательного акта, выработки начальной концепции грядущего акта. Формирование и рассмотрение плана, учет воззрений и интересов всевозможных общественных групп, соответствие с другими нормативными актами, дееспособность грядущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, дееспособность приспосабливаться новенькому закону, финансовые почвы его существования и реального использования. Например, как законы обязаны отвечать необходимостям общества. И мыслить, как люд отреагирует, на что или же другой закон, воспримет его или же нет. Рассматривая вопросы законотворческой работы в передовых критериях, нужно принимать во внимание историческую фабулу становления идеи формирования правового страны в РФ и поползновения ее практического воплощения. Как раз на основе исторического навыка, вполне вероятно, высветить главные закономерности законотворческого процесса. Изменялись времена, а совместно с ними изменялись и страны, но постоянной оставалась задача: обеспечивание около и становление правовых общепризнанных мерок в обществе.

При этом следует иметь в виду, что с учетом общего количества людей нельзя считать вполне корректным, так как в данном случае общий уровень преступности нивелируется за счет лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), а также лиц в возрасте 60 лет и старше, которые, как известно, не имеют специальной преступной деятельности. Эти категории лиц целесообразно исключить из расчетных показателей преступности. Также важным является уровень преступности как динамика, т. е. изменение с течением времени. Динамика преступности определяется путем расчета таких характеристик как: [2]

абсолютный рост (снижение) преступности (A):

A=U-U1 (3), где

U— показатель объема (уровня) преступности;

U1— предшествующее значение того же показателя;

2.темпы ее роста (снижения) преступности (Тр):

Tр= (4), где

U— показатель объема (уровня) преступности;

U1— предшествующее значение того же показателя;

3.темп прироста преступности (Тпр):

Тпр = Тр — 100% (5)

Темпы роста преступности рассчитываются на основе использования базисных показателей динамики, когда данные ряда лет сопоставляются с постоянным базисом — объемом преступности в начальном для анализа периоде. [1]

3) динамика преступности - изменения преступности (состояния, уровня, структуры и т. д.) со временем. Определение динамики преступности преследует следующие цели:

а) установить присущие преступности закономерности;

б) максимально точно спрогнозировать состояние преступности в будущем. Собственной многогранной работы правительство надлежит работать не по личному усмотрению или же по произволу, а в строго конкретных рамках, поставленных Конституцией и другими основными нормативно – правовыми актами. В абсолютной мере относится и к законотворчеству. Законотворчество (законодательный процесс) — одно из весомых направлений работы всякого страны. Это специфичная, требующая особенных познаний и умений умственная работа, связанная с созданием или же переменой имеющих место быть в государстве правовых общепризнанных норм. По итогам законотворческой работы - законам и другим нормативным актам - осуждают о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Законодательный процесс, как и каждая другая работа страны, базируется на конкретном законодательстве, коим не имеет возможность возражать. Его соблюдение считается прямым условием для принятия свежего закона. В согласовании с Конституцией РФ (ст. 76)1 по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не имеют все шансы возражать федеральным конституционным законам. В реальное время, когда политические и финансовые реформы, проводимые в РФ, настоятельно попросили усиленного законотворчества, как ни разу делается понятно, как важен сам процесс сотворения закона, создание идеи грядущего законодательного акта, выработки начальной концепции грядущего акта. Формирование и рассмотрение плана, учет воззрений и интересов всевозможных общественных групп, соответствие с другими нормативными актами, дееспособность грядущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, дееспособность приспосабливаться новенькому закону, финансовые почвы его существования и реального использования Например, как законы обязаны отвечать необходимостям общества. И мыслить, как люд отреагирует, на что или же друг закон, воспримет его или же нет. Рассматривая вопросы законотворческой работы в передовых критериях, нужно принимать во внимание историческую фабулу становления идеи формирования правового страны в РФ и поползновения ее практического воплощения. Как раз на основе исторического навыка, вполне вероятно, высветить главные закономерности законотворческого процесса. Изменялись времена, а совместно с ними изменялись и страны, но постоянной оставалась задача: обеспечивание около и становление правовых общепризнанных мерок в обществе.

На динамику преступности как социально-правового явления влияют две группы факторов: социальные факторы, определяющие сущность преступности, ее общественную опасность (причины и условия преступлений, количество народонаселения, его миграция и т. д.); юридические - изменения уголовного законодательства, раскрываемость преступлений, обеспечение неотвратимости ответственности и т. д.

4) структура преступности – раскрывается через ее внутреннее содержание - соотношение в общем массиве преступлений и преступников, различных их видов и категорий, выделенных по тем или иным правовым, криминологическим основаниям. С этой точки зрения преступления делятся на: умышленные и неосторожные; тяжкие, менее тяжкие и т. д.; с мотивацией и без; городскую и сельскую преступность; в промышленности, торговле и т. д.; по объекту; по субъекту; по возрасту; по числу участников и т. д.
Структурирование может иметь многоуровневый характер (например, сельская мужская преступность).

5) характер преступности определяется количеством наиболее опасных преступлений в структуре преступности, а также особенности личности тех, кто совершает преступления. Он также указывает на социальную опасность преступности. Прямым показателем общественной опасности является тяжесть среднестатистического преступления, а косвенным – индекс судимости.

6) география преступности - различие характеристик преступности, обусловленное социальными и экономическими условиями различных регионов. Территориальные различия в объеме, интенсивности, структуре, динамике, характере преступности тесно связаны с уровнем социально-экономического развития отдельных регионов страны, с национальными традициями, обычаями, уровнем культурно-воспитательной работы, организацией быта и досуга населения, качеством правоохранительной деятельности, с другими факторами.

Эти различия учитываются при определении задач общества по противодействию преступности, наиболее важных направлений предупредительной работы.

7) своеобразная "цена" преступления отражается в его дополнительном качественно-количественном показателе, как социальные последствия. К ним относятся реальный вред, причиняемый преступностью общественным отношениям, выражающийся в совокупности негативных последствий в результате совершения преступлений, а также экономические и иные издержки общества, связанные с борьбой против преступности.[3]
Проведем корреляционно-регрессионный анализ преступности за 10 лет и докажем его взаимодействие с основными факторами влияния.

Таблица 1 – Число преступлений за год.

По данным таблицы построим график « динамика изменения численности преступлений 2008-2017 год».

Рис. 1 - Динамика коэффициента преступности в РФ.

По данным рис. 1, можно сказать о нестабильных тенденциях изменения преступности. Так, наибольший уровень преступности был зафиксирован в 2008 году, наименьший — в 2017 году. В период с 2008 по 2014 год данный показатель имел тенденцию к снижению, но в 2015 году вновь наблюдается возрастание, а в последующие 2 года происходит спад.
Для корреляционно - регрессионного анализа рассчитаем темп роста коэффициента преступности за 10 лет.

Год

Число преступлений (тыс. чел)

Крц

Трц

2007

3582,5

-

-

2008

3209,86

0,896

89,6

2009

2994,82

0,933

93,3

2010

2628,8

0,8778

87,78

2011

2404,81

0,9148

91,48

2012

2302,17

0,9573

95,73

2013

2206,25

0,9583

95,83

2014

2138,85

0,9695

96,95

2015

2388,48

1,1167

111,67

2016

2160,1

0,9044

90,44

2017

2058,5

0,953

95,3

Таблица 2 - Показатели ряда динамики.

Нынешняя криминальная ситуация в России обусловлена влиянием множества криминогенных факторов, связанных с социально-демографической, экономической, социально-психологической, культурной и других сферах общественной жизни. Механизм влияния этих факторов на преступность сложен и неоднозначен. Определенные факторы риска играют решающую роль в непосредственном формировании личности преступника.

собственной многогранной работы правительство надлежит работать не по личному усмотрению или же по произволу, а в строго конкретных рамках, поставленных Конституцией и другими основными нормативно – правовыми актами. В абсолютной мере относится и к законотворчеству. Законотворчество (законодательный процесс) — одно из весомых направлений работы всякого страны. Это специфичная, требующая особенных познаний и умений умственная работа, связанная с созданием или же переменой имеющих место быть в государстве правовых общепризнанных норм. По итогам законотворческой работы - законам и другим нормативным актам - осуждают о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Законодательный процесс, как и каждая другая работа страны, базируется на конкретном законодательстве, коим не имеет возможность возражать. Его соблюдение считается прямым условием для принятия свежего закона. В согласовании с Конституцией РФ (ст. 76)1 по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не имеют все шансы возражать федеральным конституционным законам. В реальное время, когда политические и финансовые реформы, проводимые в РФ, настоятельно попросили усиленного законотворчества, как ни разу делается понятно, как важен сам процесс сотворения закона, создание идеи грядущего законодательного акта, выработки начальной концепции грядущего акта. Формирование и рассмотрение плана, учет воззрений и интересов всевозможных общественных групп, соответствие с другими нормативными актами, дееспособность грядущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, дееспособность приспосабливаться новенькому закону, финансовые почвы его существования и реального использования. Например, как законы обязаны отвечать необходимостям общества. И мыслить, как люд отреагирует, на что или же другой закон, воспримет его или же нет. Рассматривая вопросы законотворческой работы в передовых критериях, нужно принимать во внимание историческую фабулу становления идеи формирования правового страны в РФ и поползновения ее практического воплощения. Как раз на основе исторического навыка, вполне вероятно, высветить главные закономерности законотворческого процесса. Изменялись времена, а совместно с ними изменялись и страны, но постоянной оставалась задача: обеспечивание около и становление правовых общепризнанных мерок в обществе.

Факторы преступности - явления (совокупность явлений), влияющие на совершение преступления (порождающие, способствующие или препятствующие ей). Они могут порождать, определять преступления, но они также могут противодействовать им. В криминологии предпринимаются попытки разделить все факторы на криминогенные и антикриминогенные, а также классифицировать их.

Существуют следующие группы факторов:

1. Социально-демографические, связанные с урбанизацией, миграцией, изменениями возрастных и половых структур.

2. Экономические проблемы, связанные с производством, реализацией товаров, цен.

3. Социально-психологические и социальные.

4. Организационно-управленческий.

5. Идеологические - отсутствие в обществе объединяющей людей идеи, господство бездуховности.

6. Моральные - аморальность в жизни и поведении людей.

7. Информационные - пропаганда в СМИ жестокости, насилия, секса, праздного образа жизни и т. д.

8. Социально – воспитательные - развал существующей системы воспитательной работы.

9. Криминальные - распространение преступной идеологии и других элементов преступной субкультуры в обществе. [5]

Приведем данные экономических коэффициентов, влияющих на уровень преступности за 10 лет.

Год

Уровень безработицы, %

Реальные денежные доходы населения, %

2008

6,4

2,4

2009

8,4

3

2010

7,5

5,9

2011

6,6

0,5

2012

5,5

4,6

2013

5,5

4

2014

5,2

-0,7

2015

5,4

-3,2

2016

8,2

-5,6

2017

5,2

-1,3

Таблица 3 – Социально-экономические факторы.

Рис. 2 - Социально-экономические факторы

По данным рис. 2, можно сказать о нестабильных тенденциях изменения уровня безработицы и реальных денежных доходов населения. Так, наибольший уровень безработицы был зафиксирован в 2009 году, наименьший — в 2014 и 2017 годах. По данным реального денежного дохода населения наибольший уровень был зафиксирован в 2010 году, наименьший — в 2016 году.

собственной многогранной работы правительство надлежит работать не по личному усмотрению или же по произволу, а в строго конкретных рамках, поставленных Конституцией и другими основными нормативно – правовыми актами. В абсолютной мере относится и к законотворчеству. Законотворчество (законодательный процесс) — одно из весомых направлений работы всякого страны. Это специфичная, требующая особенных познаний и умений умственная работа, связанная с созданием или же переменой имеющих место быть в государстве правовых общепризнанных норм. По итогам законотворческой работы - законам и другим нормативным актам - осуждают о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Законодательный процесс, как и каждая другая работа страны, базируется на конкретном законодательстве, коим не имеет возможность возражать. Его соблюдение считается прямым условием для принятия свежего закона. В согласовании с Конституцией РФ (ст. 76)1 по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не имеют все шансы возражать федеральным конституционным законам. В реальное время, когда политические и финансовые реформы, проводимые в РФ, настоятельно попросили усиленного законотворчества, как ни разу делается понятно, как важен сам процесс сотворения закона, создание идеи грядущего законодательного акта, выработки начальной концепции грядущего акта. Формирование и рассмотрение плана, учет воззрений и интересов всевозможных общественных групп, соответствие с другими нормативными актами, дееспособность грядущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, дееспособность приспосабливаться новенькому закону, финансовые почвы его существования и реального использования Например, как законы обязаны отвечать необходимостям общества. И мыслить, как люд отреагирует, на что или же другой закон, воспримет его или же нет. Рассматривая вопросы законотворческой работы в передовых критериях, нужно принимать во внимание историческую фабулу становления идеи формирования правового страны в РФ и поползновения ее практического воплощения. Как раз на основе исторического навыка, вполне вероятно, высветить главные закономерности законотворческого процесса. Изменялись времена, а совместно с ними изменялись и страны, но постоянной оставалась задача: обеспечивание около и становление правовых общепризнанных мерок в обществе.

Для выявления наиболее значимых факторов построим корреляционную матрицу.

 

у

х1

х2

У

1

   

х1

0,467028

1

 

х2

0,424311

0,011301

1

Таблица 4 - Корреляционная матрица влияния факторов на уровень преступности.

Регрессионная статистика

Множественный R

0,7

R-квадрат

0,44

Нормированный R-квадрат

0,3

Стандартная ошибка

5,66

Наблюдения

10

Дисперсионный анализ

 

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

2

175,9

87,9

2,7

0,1

Остаток

7

224,1

32,0

   

Итого

9

399,9

     
 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

Y-пересечение

114,06

9,84

11,6

Переменная X 1

-2,92

1,51

-1,9

Переменная X 2

-0,68

0,51

-1,3

Таблица 5-7 – Регрессионный анализ.

По результатам регрессионного анализа получено следующее уравнение: y=114,06-2,91x1-0,68x2.

Данное уравнение показывает, что в среднем с повышением темпа роста реальных денежных доходов населения на 1 % будет наблюдаться снижение уровня преступности на 2,91%, а с увеличением темпа роста уровня безработицы — на 0,68 %.

собственной многогранной работы правительство надлежит работать не по личному усмотрению или же по произволу, а в строго конкретных рамках, поставленных Конституцией и другими основными нормативно – правовыми актами. В абсолютной мере относится и к законотворчеству. Законотворчество (законодательный процесс) — одно из весомых направлений работы всякого страны. Это специфичная, требующая особенных познаний и умений умственная работа, связанная с созданием или же переменой имеющих место быть в государстве правовых общепризнанных норм. По итогам законотворческой работы - законам и другим нормативным актам - осуждают о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Законодательный процесс, как и каждая другая работа страны, базируется на конкретном законодательстве, коим не имеет возможность возражать. Его соблюдение считается прямым условием для принятия свежего закона. В согласовании с Конституцией РФ (ст. 76)1 по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не имеют все шансы возражать федеральным конституционным законам. В реальное время, когда политические и финансовые реформы, проводимые в РФ, настоятельно попросили усиленного законотворчества, как ни разу делается понятно, как важен сам процесс сотворения закона, создание идеи грядущего законодательного акта, выработки начальной концепции грядущего акта. Формирование и рассмотрение плана, учет воззрений и интересов всевозможных общественных групп, соответствие с другими нормативными актами, дееспособность грядущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, дееспособность приспосабливаться новенькому закону, финансовые почвы его существования и реального использования. Например, как законы обязаны отвечать необходимостям общества. И мыслить, как люд отреагирует, на что или же друг закон, воспримет его или же нет. Рассматривая вопросы законотворческой работы в передовых критериях, нужно принимать во внимание историческую фабулу становления идеи формирования правового страны в РФ и поползновения ее практического воплощения. Как раз на основе исторического навыка, вполне вероятно, высветить главные закономерности законотворческого процесса. Изменялись времена, а совместно с ними изменялись и страны, но постоянной оставалась задача: обеспечивание около и становление правовых общепризнанных мерок в обществе.

Так же на основе регрессионного анализа можно сделать вывод о том, что связь между признаками сильная и прямая (т. к. множественный коэффициент корреляции равен 0,7). На основе коэффициента детерминации приходим к выводу, что 44,0 % вариации коэффициента преступности зависит от темпов роста реальных денежных доходов и уровня безработицы. На остальные неучтенные в модели факторы приходится 56,0 %.

Проверка адекватности модели осуществляется с помощью расчета F-критерия Фишера: Fтабл=2,7, Fфакт=2,75. Так как, Fфакт>Fтабл, то нулевая гипотеза отклоняется и уравнение статистически значимо.

Для того, чтобы определить значимость параметров уравнения, используется t-критерий Стьюдента, так, tу=11,6, tх1=1,9, tх2=1,3, tтабл=2,14.

На основе этих данных можно сделать вывод, что темпы роста реального денежного дохода и уровня безработицы не столь велики и значимы, хотя число совершенных преступлений увеличивается пропорционально росту экономических факторов.

Таким образом, с помощью многофакторной корреляционно-регрессионного анализа можно определить взаимосвязь между факторами, а также степень их влияния на исследуемый объект.

В этом исследовании мы узнали, что важную роль в уровне преступности в Российской Федерации на 2008-2017 годы играет множество различных факторов, например, реальный денежный доход населения, то есть низкий уровень жизни населения заставляет людей идти на преступления, и решить эту проблему возможно лишь государству.

Список литературы

4 https://studfiles.net/preview/3108717/page:3/

Алиев Р. Х. Общая характеристика преступности // Общество: политика, экономика, право. — 2009. — № 2. — С. 5–14.

Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2007.

Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики: учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 771с.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – Росстат. – Режим доступа: www.gks.ru.

Просмотров работы: 295