ОНЛАЙН-БАНКИНГ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОНЛАЙН-БАНКИНГ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ризаев Э.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая экономика, приходящая на смену аналоговой экономики, получила в настоящее время широкое распространение. Одним из важных направлений цифровизации экономики является развитие онлайн-банкинга и широкое использование в банковском деле цифровых технологий, что и определяет актуальность данной темы.

Под онлайн-банкингом понимается технология банковского обслуживания, выдачи, кредитов, доступов к операционным и лицевым счетам, которые в свою очередь могут быть предоставлены ее клиенту в любое время в любом месте, через сеть Интернет [1]. Как правило для доступа используется программное обеспечение-приложение, разработанное по принципу банка в интернет среде, защищенное современными механизмами и предоставляющая полные возможности для ведения банковских операций.

Интернет как глобальная сеть оказал и оказывает огромное влияние на все сферы деятельности человечества, включая экономику и бизнес. На практике эта тенденция выразилась в появлении интернет-банкинга. За рубежом крупнейшие банки предоставляют самый богатый набор интернет-услуг. В России же использование интернет технологий в значительной мере пока является не бизнесом, а похвальным стремлением к новаторству [1].

Именно начиная с 1992 года, огромное количество финансовых учреждений в целях удобства предоставления финансовых услуг стали осваивать сеть интернет и ее потенциальные возможности. Среди них первыми оказались организации банковской сферы. Уже к 1995 году банковские организации запада смогли создать полномасштабную сеть для своих клиентов, с целью пользования своими счетами в любой точке мира с помощью доступа в интернет. В связи с этим и зародилось такое понятие, как интернет-банкинг. С развитием самого интернета развивалась и банковская сфера в нем. На сегодняшний день онлайн-банкинг представляет собой не только прямой доступ к счету, но и получение кредитов в режиме онлайн, банковских переводов на лицевые и расчетные счета. Благодаря созданным шаблонам, появилась возможность автоматизировать платежи по коммунальным услугам, процентам по кредиту ипотеке и т.д. [2].

Во многом такой резкий переход в сферу интернет обслуживания обусловлен тем, что сама сеть стала доступна для большинства жителей планеты, что переросло в некий повседневный образ жизни людей. Это и повлекло бурное развитие онлайн-банкинга с целью удобства и повышения качества услуг, а также повышению, как денежной оборота, так и привлечения клиентов в банки. Стоит отметить, что такой переход во многом упростил работу банков, созданные алгоритмы помогают выводить статистическую информацию о финансовых операциях через онлайн-счета и понимать какой денежный оборот ведется через них.

Говоря же о сфере онлайн-банкинга в Российской Федерации, то здесь стоит сказать, что его развитие началось позже, чем в западных странах мира.

Ближайшая перспектива показывает, что российский сектор онлайн-банкинга покроет значительную часть денежного оборота, так как сама идея финансовых операций по интернету является весьма удобной для большинства клиентов. При этом происходит экономия и самих кредитных организаций. Стимулом для развития является и развитие онлайн-банкинга с технической точки зрения, создание сервисов WAP, SMS-рассылок, интернет аукционов, новые алгоритмы, помогающие увеличить скорость выполнения операций. Для наглядности представим возможности и недостатки интернет-банкинга в таблице 1 [5].

Таблица 1. SWAT анализ плюсов и недостатков интернет-банкинга

Плюсы

Недостатки.

Простой интерфейс

Шаблонность приложений

Скорость операций

Недостаточный уровень алгоритмов программы для оптимальной работы приложений

Доступ в любое время

Отсутствие наглядных и простых инструкций работы в приложениях.

Доступность для всех слоев населения

Нехватка программистов в сфере интернет-банкинга.

Большие объемы денежных операций

Недоразвитость платежных систем.

Проведенный анализ показал, что онлайн-банкинг в целом развит хорошо, однако существуют кардинальные проблемы с техническим обеспечением онлайн-платформ банков. К примеру, решение этой проблемы ПАО «Сбербанк» создал программу по привлечению молодых IT-специалистов для создания новых программ и усовершенствование системы онлайн-банкинга фирмы.

Рисунок 1. Диаграмма популярности онлайн-банков

Из этой секторной диаграммы видно, что наибольшей популярностью среди клиентов пользуется Сбербанк и их приложение «Сбербанк-Онлайн». Почти 60% пользуются именно этим приложением. Во многом это связано, прежде всего, с масштабами деятельности банка, а также его инфраструктурой в сети [7]. Сбербанк является самым крупным банком в РФ и одним из лидирующих банков в Европе, расположение большими ресурсами позволяет ему вести оптимально интернет-платформу для онлайн деятельности клиентов. Стоит отметить и такой банк, как Тинькофф, это единственный банк в РФ, который не имеет физических офисов, вся его деятельность ведется строго на интернет платформе.

Рассмотрим же теперь и количественные показатели развития онлайн-банкинга. Так количество счетов юридических лиц с дистанционным доступом через интернет на 1.10.2017 г. составило 4765 тыс. ед. по сравнению с 3764,9 на 1.01.2016, а количество счетов физических лиц с доступом через интернет увеличилось на 1.10.2017 по сравнению с началом 2016 года с 136149,3 тыс. ед. до 170010 тысяч единиц. Последовательно растет и доля платежей осуществляемых через интернет. По данным аналитиков, практически каждый третий платеж в 2016 году в РФ совершался через интернет-банк. Доля количества платежей физических лиц, которые совершались через интернет, в 2016 году достигла 48 % по сравнению с 45 % в 2015 году и 40 % в 2014 году [1].

В заключение можно сделать вывод, что за промежуток почти в 20 лет в России и в мире произошла настоящая цифровизация экономики, однако сейчас в России она находится на стадии перехода, так как существует еще множество предпосылок для дальнейшего развития.

Список использованной литературы.

Осиповская А. В. Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 162-165. — URL https://moluch.ru/archive/185/47481/ (дата обращения: 08.12.2018).

Самсонова Л.А. Дистанционное банковское обслуживание. ГАОУ СПО. Нижнекамск. 2015. 88 с.

Электронный ресурс. Режим доступа: [https://www.okchanger.ru/online-banking] (дата обращения: 05.12.2018).

Кириченко Л.П., Булавенко О.А. СИСТЕМА ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-5. – С. 991-995; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33239 (дата обращения: 10.12.2018).

Internet Banking Rank 2016. http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2016/

Дистанционное банковское обслуживание в 2016 году. http:// markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index-2016/

Тедеев А.А. Электронные банковские услуги. М. 2015. 270 с.

Кудряшов В.С., Тетерева Е.В. Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации (на примере банковской сферы) // Инвестиции в России. 2016. №2. С. 16-21.

Куршакова Н.Б. Банковский маркетинг. СПб. и др.: Питер, 2014, 150 с.

Кудряшов В.С., Иволга А.С. Пути выхода России из экономического кризиса в условиях ограниченности финансовых ресурсов // Инвестиции в России, 2016. №4. С. 41-44.

1 Выполнено под научным руководством к.э.н., доцента Рамазанова Д.И.

Просмотров работы: 166