Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — психологическая поддержка педагогом семьи ребенка и просвещение их относительно вопросов дошкольного развития, образования, поддержки психологического и физического здоровья детей. Образовательное учреждение в настоящее время имеет широкий спектр функций для решения таких задач, как помощь в воспитании детей, формировании педагогической культуры родителей, которая основывается на использовании навыков развития общения и появления доверительного положительного диалога между детским садом и родителями ребенка.
Анализ современных документов дает представление о работе сотрудников дошкольного досугового учреждения и позволяет сделать выводы о необходимости правильного построения конструктивного диалога с семьей ребенка, поддержке и помощи в его воспитании.
В статье 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [5]. Два первоначальных важнейших социальных института, в которые попадает ребенок — это семья и детский сад. Они различаются по своим функциям и значимости, но при этом необходимо их обязательное взаимодействие для того, чтобы скооперировать процесс воспитания в правильном направлении. Содействие и помощь дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка играют очень важную роль. Они развивают компетентность родителей и оказывают поддержку и помощь взаимоотношениям в семье, внутреннему микроклимату.
Детский сад — это второй после семьи социум, в который попадает ребенок. Там формируется его мировоззрение, идеалы и ценности. Именно поэтому так важно такое понятие, как «педагогическая культура родителей». По мнению Д.В. Сергеевой, автора учебника «Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности» педагогическая культура родителей включает понимание родителями целей и задач нравственно-трудового воспитания, применительно только к трудовой деятельности, владение его методами, соответствующую организацию жизни и деятельности детей [4, С.25]. Педагогическая культура у родителей проявляется в наличии определенного багажа психолого-педагогических знаний и навыков и способность владеть педагогическими методами на практике, воспитывая полноценную личность.
При наблюдении за общением ребенка и его родителей в детском саду в утреннее и вечернее время можно сделать выводы о компетентности и педагогической культуре родителей. По их опыту общения видно, что именно преобладает в семейных отношениях [1, С.148]. Например, некоторые родители с интересом расспрашивают ребенка, как прошел его день, какие поделки он мастерил, что нарисовал, чему научился, в какие игры играл, а некоторые родители, напротив, не проявляют особого интереса к рассказам детей. Из этих наблюдений можно сделать выводы об отношении родителей к всестороннему развитию детей, их досуговой деятельности, формированию их увлечений и интересов.
Для более подробного изучения педагогической культуры родителей детскими садами используются разные методы, такие как: консультации, беседы, дни открытых дверей, оформление рекомендаций для родителей на тему проведение домашнего досуга и общения в семье и т.д., организуются концерты и утренники, творческие мероприятия с детьми, выставки их поделок [2, С.85].
К сожалению, большинство родителей не владеют такой важной вещью, как способность к игровому общению, а ведь игра — это один из основных видов деятельности ребенка дошкольного возраста, способствующий и познанию, и расширению кругозора и формированию характера.
Однако в последнее время игры детей становятся все более неинтересными им самим, агрессивными и мало способствующими умственному развитию. Цепочка передачи любимых игр из поколения в поколение прерывается, дети все реже проводят времени на свежем воздухе со сверстниками, играя в мяч или прыгая на скакалке, предпочитая поиграть в компьютерную игру или посмотреть телевизор.
Вовлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс в педагогической литературе рассматривается как активное участие родителей в творческой жизни ребенка и творческих мероприятий досугового учреждения.
Можно выделить несколько критериев, по которым определяется уровень вовлеченности родителей в дошкольный образовательный процесс детей. Следующие показатели отражают вовлеченность родителей в воспитательный процесс:
– посещаемость консультаций, дней открытых дверей, родительских собраний;
– присутствие на творческих концертах и утренниках детей;
– участие в экскурсиях, помощь в их проведении;
– участие и помощь в организации творческих выставках работ детей, их рисунков и поделок [3, С.72].
Среди показателей качества, определяющих отношение к совместному творческому труду детей, родителей и воспитателей — инициативность и ответственность. Очень важный момент — направленность работы родителей и воспитателя на развитие ребенка как личности и формирование его жизненных установок и целей.
Задачи участников педагогического процесса, в который вовлечены родители и педагоги, можно сформулировать следующим образом:
1. Формирование родительской чуткости и уверенности в педагогической культуре, в собственных умениях и знаниях, способность знать и понимать своих детей, прислушиваться к ним.
2. Расширение и насыщение совместного эмоционального семейного опыта и навыков посредством различного рода развивающей, обучающей и игровой деятельности.
3. Способность заинтересовать ребенка к времяпрепровождению досуга в своей семье с родителями.
4. Развитие знаний и представлений игрового развивающего досуга в семье, его формами и традициями.
5. Помощь родителям в открытии новых возможностей и интересов ребенка, расширения его кругозора и мироощущения [3, С.74].
Научные исследования, проводимые по данной теме и изучающие взаимодействие родителей, и педагогов для совместной воспитательной деятельности ребенка, способствуют активизации родителей и повышению их компетентности, укреплению дружеских отношений между детьми и их родителями. Чем крепче и успешнее складываются отношения в семье, тем лучше моральное самоощущение ребенка, его успехи в образовательной и творческой деятельности. Однако необходимо постоянно развивать процесс укрепления отношений и повышения педагогической и родительской компетентности для процветания и развития нашего будущего.
Список использованных источников:
Азаров, Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. – 608 с.
Белоногова, Г. Е., Хитрова Л. А. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. С. 82–92.
Зверева, О. Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей // Дошкольное воспитание. 2016. № 4. С. 70 – 75.
Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/ (Дата обращения 18.12.2018).