ЭПОХА КАРОЛИНГСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ФРАНКСКОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭПОХА КАРОЛИНГСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ФРАНКСКОГО ОБЩЕСТВА

Спицына Н.Н. 1, Попкова О.В. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной работе проанализированы изменения в сферах образования, культуры, науки и искусства, произошедшие в Германии в эпоху Каролингского Возрождения, и влияние, которое они оказали на общественную жизнь. Хронологические рамки работы ограничены периодом с конца VIII по середину IX века.

Каролингское Возрождение – это эпоха развития германского общества, период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе, длившийся полвека (с конца VIII по середину IX века). Название эпохи соотносится с именем франкского короля Карла Великого, принадлежавшего к династии Каролингов.

К предпосылкам возникновения данного культурного подъема в Европе можно отнести её политическое воссоединение франкскими королями. Испытывая двойной натиск – арабы на юге, на Пиренеях, и славяне и авары на востоке, на Эльбе и Дунае, – франкские короли видели острую необходимость в укреплении франкской державы. С этой целью они проводили не только военную, но и культурную политику, направленную на сплочение европейского общества. Карл Великий, унаследовав военно-политическое и духовное наследие предков, мудро воспользовался им. Он окружил себя образованными людьми из слоя духовенства и провел политику, направленную на повышение уровня образования мирян.

Утвердив латынь как официальный язык церкви и государственной власти, Карл Великий организовал подготовку грамотных священников, способных наставлять паству и служить литургию по римскому канону. Потребность в просвещённых пастырях обусловила внимание королевской власти к проблеме начального школьного образования. Был создан «Капитулярий о науках» (около 787 года), который предписывал епископам и аббатам открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы, где могли бы учиться не только будущие священники, но и все желающие. В таких школах преподавались 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Сам процесс обучения длился около 12 лет.

Карл Великий считал необходимостью повышать число образованных людей, поэтому приглашал их из других стран: из Англии — Алкуина, из Италии — Павла Диакона, из Испании — гота Теодульфа. Ещё одной заслугой Карла являлось основание придворной Академии, которая стала центром новой культуры. Сюда знать отправляла своих детей. Ко двору приглашали интеллектуалов, активизировалась деятельность скрипториев, появлялись обширные библиотеки, включавшие произведения не только церковных, но и античных авторов. Была проведена реформа письменности, согласно которой установилась четкая система письма – каролингский минускул, который послужил основой для начертания современных латинских букв. Академия Карла Великого стала началом масштабного культурного движения; к ней сходились нити всех традиций европейской латинской культуры почти за два столетия. Традиции передавались от учителей к ученикам, их развитие может быть прослежено поколение за поколением.

К началу IX века окончательно сформировалось собственно франкское поколение представителей Каролингского Возрождения. К его наиболее выдающимся представителям относятся богослов Амаларий Трирский, впервые занявшийся аллегорическим толкованием литургических обрядов; автор зерцала «Via regia» Смарагд Сен-Мишельский; поэты Ангильберт, Муадвин и Эрмольд Нигелл, подражавшие Виргилию, Горацию и другим римским поэтам; Эйнгард – автор «Жизнеописания Карла Великого». Их ученики продолжали развивать традиции Каролингской эпохи: Луп Ферьерский – собиратель рукописей, крупнейший знаток малоизвестных античных авторов; Ремигий Оксерский – собиратель сочинений античных и раннесредневековых авторов; Готшальк – богослов, грамматик и поэт, автор уникальных ритмических стихов и учения о двойном предопределении.

В VIIIIX веках среди светских аристократов было немало образованных людей, которые обладали обширными библиотеками. Графиня Дуода оставила «Наставление сыну» в прозе и стихах, ритмическая основа которых не имела аналогов в латинской поэзии того времени. Граф Нитхард составил «Историю в четырёх книгах» – образец светского историописания. Последний крупный представитель Каролингского Возрождения – богослов, агиоаграф и композитор Ноткер Заика составил «Деяния императора Карла Великого», опираясь на народные придания франков.

В эпоху Каролингского Возрождения возводились многочисленные храмы в каменной, деревянной или смешанной технике. В качестве декора использовались мозаики, изображавшие картины о жизни Христа. Фигуры святых объединялись с изображениями в единые сюжеты. Дома в основном имели квадратную форму, но встречались и круглые здания. Главной постройкой эпохи стала дворцовая Палатинская капелла в Ахене (786 – 798 годы).

Центрами искусства стали монастыри, в которых распространялась книжная миниатюра. Ведущую роль в её создании сыграл Палатинский скрипторий в Ахене, который находился под покровительством Карла Великого. Процветали мастерские, они славились изготовлением декорированных книг, с нанесением пурпура и золота. В монастырях оформляли книги, которые затем продавались. В книгах были повествовательные иллюстрации и использовалось искусство поздней античности. Многие каролингские кодексы писались золотом на пергаменте, именно в эту эпоху подобная техника украшения достигла высокого уровня.

Карл Великий стремился к упорядочению богослужения в империи. Это привело к необходимости унифицировать обиходное пение. В каролингских монастырях сформировались новые жанры одноголосой церковной музыки – секвенции и тропы. Современные историки также связывают зарождение западноевропейской литургической драмы с эпохой Каролингского Возрождения. «Учебник музыки», содержащий первые известные образцы многоголосной музыки в жанре органума, был сочинён во второй половине IX века.

Подводя итог всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что политика Карла Великого в значительной степени оживила культурную жизнь Франкского государства. Круг образованных людей расширился, миряне получили возможность обучаться в церковных школах, появилось множество выдающихся произведений литературы, архитектуры, искусства и музыки.

Cписок литературы

1. Гаспаров М. Л. Каролингское возрождение (VIII-IX вв.) //Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М.: Наука, 1970. С. 223-242.

2. Сказкин С. Д. История Средних веков. М.: Высшая школа, 1977. Т. 1. 471.С

3. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. История средних веков. Хрестоматия. Ч. I (VXV века). М.: Просвещение, 1969. 335 с.

4. Каролингское Возрождение [www.istmira.com] https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/11240-karolingskoe-vozrozhdenie.html

Просмотров работы: 819