Сегодня распространено не только почтовое общение между преподавателем и студентом, но и электронное – компьютер позволяет получить полноценное образование в режиме онлайн. В этой теме рассматривается разумеется сугубо электронные способы взаимодействия между преподавателем и студентом, а именно с использованием современных компьютерных средств и сети Интернет.
Наибольшее распространение дистанционное обучение получило в сфере повышения квалификации. Практически все организации, имеющие распределенную структуру, в той или иной степени используют технологии дистанционного обучения при обучении своего персонала.
В свою очередь учебные центры, предлагающие услуги в сфере повышения квалификации персонала, также стали предлагать своим клиентам услуги в сфере технологий дистанционного обучения. Стали появляться учебные центры, специализирующиеся на дистанционном обучении, которые получили название Центры дистанционного обучения.
Также широкое применение получили технологии дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Большинство ВУЗов (институтов и университетов) в Российской федерации используют технологии дистанционного обучения при обучении студентов. Широко применяется дистанционное обучение при получении студентами второго высшего образования.
Технологии дистанционного обучения нашли свое применение и при обучении школьников. Безусловно, требуется большая осторожность при обучении детей с использование технологий дистанционного обучения. Однако, в разумных пределах, технологии дистанционного обучения могут применяться и при обучении детей.
Важную роль технологии дистанционного обучения играют при обучении людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Зачастую, только так люди с ограниченными возможностями могут получить доступ к качественному образованию.
С целью описания проекта в качестве выпускной квалификационной работы был внедрен глоссарий, в котором содержаться основные профессиональные термины, знание которых необходимо для понимания сути работы.
В ходе работы произведен анализ рынка систем дистанционного обучения. Анализ происходил по заранее выбранным критериям, которым и должна соответствовать система дистанционного бучения: бесплатное распространение; открытый исходный код; большое комьюнити; большое количество плагинов и надстроек; подробные инструкции по работе с продуктом; большой диапазон настроек и конфигураций; возможность работы под высокими нагрузками; продолжающиеся развитие продукта; клиент-серверное решение на основе веб.
Учитывая казанные параметры сформирован список найден СДО:
iSpring Online, Mirapolis LMS, ShareKnowledge, Teachbase, WebTutor, Atutor, Ё-СТАДИ, Moodle.
На основе имеющихся параметров отбора и списка систем создана сводная таблица сравнения.
Бесплатное распространение |
Открытый исходный код |
Большое комьюнити |
Большое количество плагинов и надстроек |
Подробные инструкции по работе с продуктом |
Большой диапазон настроек и конфигураций |
Возможность работы под высокими нагрузками |
Продолжающиеся развитие продукта |
Облачное решение |
|
iSpring Online |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Mirapolis LMS |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ShareKnowledge |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Teachbase |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
WebTutor |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ATutor |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ё-СТАДИ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
MOODLE |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Опираясь на результаты, выведенные из таблицы становиться очевидным, что единственная походящая СДО это система Moodle.
Система дистанционного обучения основа электронного управления учебной деятельностью, используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательном компоненте, так и на коммуникативном.
СДО крайне актуально в данное время, так как большое развитие получила сеть интернет и доступ к ней есть у большого количества людей как на стационарных компьютерах, так и на мобильных устройствах, что позволяет получать информацию в любой момент времени.
Обучаться в системе СДО будут студенты с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и студенты, обучающиеся на заочной форме обучения. В планах развития системы так же есть перевод очной части студентов на систему дистанционного обучения с целью сдачи отчетов, индивидуальных заданий и других учебных материалов, которые делаются самостоятельно.