СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИИ

Болдышев Ц.И. 1
1Южный Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В широком смысле под инновациями понимается осуществление изменений, за счет внедрения чего-то нового. На основании данного подхода разные исследователи полагают, что инновации – это результат творческой практической деятельности. В результате введения новшества происходят изменения в функционировании системы. Под инновациями также можно понимать введение чего-то нового, вместе ранее действующего, но устаревшего.1

На основании узкого подхода, инновация – это новое техническое решение, которое можно практически использовать.

Многие менеджеры воспринимают инновацию, как процесс создания новых товаров/услуг, выход на новый рынок или построение новых бизнес-процессов.

Согласно Руководству Осло можно выделить четыре типа инноваций2:

1. Продуктовые инновации (внедрение товаров и услуг, которые будут являться новыми, либо значительно улучшенными по части свойств или способов использования). Продуктовые инновации могут быть связаны с использованием новых знаний, технологий. Термин «продукт» обозначает как товар, так и услугу.

2.Процессные инновации (внедрение нового, либо значительно усовершенствованного способа производства или доставки продукта). К процессным инновациям можно отнести изменения в технологии, производственном и/или программном обеспечении. Они могут иметь следующие цели: снижения себестоимости по доставке продукции, повышение качества производства, доставка новых или значительно улучшенных продуктов.

3. Маркетинговые инновации (направлены на лучшее удовлетворение потребностей клиентов, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продуктов с целью увеличения объемов продаж).

Отличие маркетинговых инноваций от других изменений в маркетинговом инструментарии состоит в том, что маркетинговые инновации – это внедрение нового метода маркетинга, который ранее не использовался другими предприятиями. Данного изменение должно быть частью новой стратегии маркетинга и должно представлять собой значимый отрыв от предыдущих методов, которые использовались на предприятии.

4.Оганизационные инновации (внедрение нового метода в организации деловой практики предприятия). Они могут быть направлены на увеличение эффективности предприятия из–за сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения уровня удовлетворенности сотрудников состоянием рабочих мест.

Однако в Руководстве не рассматривается отдельно понятие стратегических инноваций (СИ). СИ – это инновации в БМ. Они связаны с новыми стратегиями и концепциями ведения бизнеса. Если сравнить СИ с процессными инновациями, то первые являются явными для клиента, потому что добавляют ему новую ценность, в отличие от процессных инноваций 3.

Существуют разные подходы к определению СИ. В табл. 1 представлены авторы и их интерпретация понятия СИ.

Таблица 1 – Разные подходы к понятию стратегических-инноваций

Автор

Сущность понятия

G. Hamel

Способность переосмыслить существующую БМ способами, которые создают новую ценность для клиентов, стейкхолдеров и конкурентное преимущество.

A. Afuah

СИ-это инновация в продуктах/услугах, БМ, а также это изменения в деятельности или позиционировании компании по отношению к конкурентам, для того чтобы повысить эффективность деятельности компании.

D. Palmer и

S. Kaplan.

Под СИ можно понимать создание новых стратегий роста, новых товаров или услуг, а также новых бизнес-моделей. Данные инновации способствуют изменению ситуации на рынке и создают новые потребительские ценности для клиентов и самой компании

Для того чтобы обеспечить себе конкурентные преимущества российским и зарубежным компаниям приходится искать новые пути в управлении бизнесом.

Отличием стратегических инноваций от каких-либо других, по мнению зарубежных авторов, является результаты их воздействия на рынок. Так, исследователь A. Affuahполагает, что стратегическими инновациями можно назвать инновации, которые изменяют «правила игры», за счет выпуска нового продукта/услуги, освоения новых бизнес-процессов и изменения стратегической позиции в отношении конкурентной среды4.

Стратегические инновации основываются на стратегии «newgame».Действия, которые входят в данную стратегию, создают и распределяют новую добавочную стоимость на том или ином рынке. Можно сказать, что стратегические инновации влияют на изменения во всей цепочки создания ценности, по средствам добавления новых или преобразования имеющихся звеньев в цепи.

По мнению A. Affuah, компания может быть не лидером во введении стратегической инновации,

т.е. новый продукт/услуга не обязательно должна появится на рынке впервые, также не впервыеможет использоваться новый бизнес-процесс и так далее. Нужно отметить, что нововведение не так важно само по себе, как извлечение прибыли и других преимуществ от стратегической инновации.

На рынке множество примеров, когда последователи добиваются больших успехов, чем «первопроходцы». Они лучше используют приемы и методы реализации стратегических инноваций, воплощают идеи изобретателей лучше их самих23.

A. Affuahполагает, что для того чтобы добиться конкурентных преимуществ, важно не само введение стратегии«newgame», важно уметь играть по правилам этой игры и добиваться положительных результатов. По мнению этого же исследователя под стратегической инновацией может пониматься не только новый товар, услуга, бизнес-процесс или иное, по сути своей стратегические инновации это комплекс преобразований, который подразумевает изменения сразу во многих компонентах бизнеса. Например, если компания захочет выводить на рынок новый товар, то это действие должно сопровождать инновационное решение по его продвижению. Это приводит к изменениям во всей цепочке создания ценности.

Аналогичной позиции придерживаются другие авторы D. PalmerиS. Kaplan.Исследователи считают, что под стратегическими инновациями можно понимать создание новых стратегий роста, новых товаров или услуг, а также новых бизнес-моделей. Данные инновации способствуют изменению ситуации на рынке и создадут новые потребительские ценности для клиентов и самой компании5.

D. Palmerи S.Kaplan., как и A. Affuahутверждают, что под понятием стратегических инноваций может скрываться как новый продукт/услуга, так и реорганизация существующей бизнес-модели, и введение новых бизнес-процессов. Таким образом, можно говорить об изменении «правил игры». Данные исследователи являются консультантами, поэтому их подход можно назвать практическим. Они не обостряют свое внимание на разных понятиях стратегических инноваций, авторы пытаются найти определенные методы стратегического управления.

D. Palmer и S.Kaplan, аналогично с A. Affuahговорят о том, что стратегические инновации это интеграционная, мультидисциплинарная система.

В табл. 2 представлено сравнение концепций традиционного стратегического менеджмента и стратегических инноваций.

Таблица 2 – Сравнение традиционного стратегического менеджмента и стратегических инноваций.

Традиционный стратегический менеджмент

Стратегические инновации

Принятие сегодняшней ситуации в качестве отправной точки.

Анализ долгосрочных возможностей, проведение параллели с настоящим

Признание главной роли производителя/продавца

Признание главной роли инноватора

Сосредоточение на дополнительных инновациях (адаптивный, «приспособленческий» подход)

Сосредоточение на прорывных инновациях, которые станут ядром бизнеса («революционный» подход)

Следование традиционной линейной бизнес- модели

Сочетание технологий с творческим подходом в создании/изменении бизнес – модели

Концентрация на нуждах потребителя

Концентрация на не оформившихся потребительских нуждах (предугадывание потребностей)

Стремление удовлетворить нужны потребителя

Стремление произвести восторг на потребителя

Взятие за основу традиционной организационной структуры, которая была сформирована ранее

Возможность экспериментировать с организационной структурой (создание новой фирмы или организационного подразделения)

Исследователи подчеркивают, что стратегические инновации это обязательный инструмент долгосрочного устойчивого развития компании, который способен сформировать конкурентные преимущества.

Список литературы

Андрейчиков, А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях : системный анализ и принятие решений, 2013. 12 с.

Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третьеиздание. 2014. 105 с.

А.Afuah. Strategic Innovation: New Game Strategies for Competitive .Stephen M. Ross School of

Business University of Michigan..2009.p. 40

Palmer D., Kaplan S. A FrameworkforStrategicInnovation: Blendingstrategyandcreativeexplorationtodiscoverfuturebusinessopportunities. 2007. 12 с.

1 Андрейчиков, А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях : системный анализ и принятие решений, 2013. 12 с.

2 Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. 2014. 105 с.

3 Стрекалова Н. Д. К вопросу о стратегических инновациях в компании. Материалы Тринадцатого всероссийского симпозиума. М.,. 2012. С. 140-142.

4 А.Afuah. Strategic Innovation: New Game Strategies for Competitive .Stephen M. Ross School of Business University of Michigan..2009.p. 40.

5 Palmer D., Kaplan S. A FrameworkforStrategicInnovation: Blendingstrategyandcreativeexplorationtodiscoverfuturebusinessopportunities. 2007. 12 с.

Просмотров работы: 220