Актуальность выбранной темы объясняется тем, что архивные документы, представляя материальную и духовную жизнь общества, имея историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являются одним из символов российской государственности, отражают правовые и организационные основы ее становления и развития. Архивные документы содержат сведения не только по политической истории страны, но и по истории ее экономики, науки, культуры, социального развития населяющих Россию народов и народностей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АРХИВНОГО ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и роль архивного хранения документов в органах муниципальной власти
22 октября 2004 году был принят Федеральный закон №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». В соответствии с ним в настоящее время федеральным исполнительным органом исполнительной власти, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере архивного дела, управления федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в области архивного дела, является Федеральное архивное агентство (Росархив), находящееся в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Росархив обеспечивает учет документов Архивного фонда РФ, ведет Государственный реестр уникальных документов, следит за соблюдением правил хранения, комплектования и использования архивных документов. Федеральному архивному агентству подчиняются федеральные государственные архивы, а также Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела.
Архивный фонд Российской Федерации составляют архивные документы, относящиеся к государственной (федеральной и субъектов Российской Федерации), муниципальной и частной собственности.
В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Опираясь на это, органами местного самоуправления называют избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Для реализации исследования архивного хранения документов в органах муниципальной власти разберемся в понятиях государственный и муниципальный архивы.
Государственный архив – федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией (далее – федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации (далее – государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
Различают государственные архивы с постоянным и переменным составом документов. Постоянно хранят документы центральные архивы общероссийского значения. Государственные архивы с переменным составом документов это районные и городские архивы, которым не предоставлено право постоянного хранения материалов; они временно хранят документы, поступающие из учреждений районного (городского) звена, сельских учреждений.
Муниципальным архивом называют структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным образованием, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;
Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К муниципальной собственности относятся архивные документы:
органов местного самоуправления и муниципальных организаций;
хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность).
В муниципальных архивах могут храниться и документы негосударственной формы собственности субъекта, если органам местного самоуправления субъекта предоставлены полномочия по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Республики Башкортостан.
Следует иметь в виду, что документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся муниципальных архивах, музеях, библиотеках не входят в состав имущества этих архивов, музеев и библиотек, следовательно, на них не может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства по искам к этим муниципальным учреждениям, органам местного самоуправления.
Архивным делом называется деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, представляющих собой материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, имеющий реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежащий хранению в силу значимости указанной на носителе, для граждан, общества, государства.
Архивное дело как отрасль государственной деятельности охватывает научные, правовые, политические, практические вопросы организации архивных документов и работы архивных учреждений.
Объектом изучения теории и практики архивного дела являются текстовые документы на бумажной основе, научно-технические, кинофотодокументы, звукозаписи, микрофильмы и другие документы на различных документальных носителях, как подлежащие архивному хранению, так и хранящиеся в архивах.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ, является Федеральное архивное агентство. Агентство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и субъектов Федерации органами государственной власти, а также Российской академией наук, Российским обществом историков-архивистов и другими общественными объединениями.
Выводом к главе может послужить то, что архив органа муниципальной власти является ее существенным информационным ресурсом, принимающим активное участие во всех сферах ее деятельности. Архивные документы содержат, с одной стороны, сугубо оперативную информацию, а с другой стороны – информация в них представлена комплексно, так как документы поступают от всех структурных подразделений.
1.2. Законодательная база документационного обеспечения архивного хранения документов в органах муниципальной власти
Правовой основой любой отрасли права в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 году.
Конституция Российской Федерации не содержит институциональных конституционных норм, касающихся архивного дела в Российской Федерации. Однако нормы статьи 44 Конституции Российской Федерации, закрепляя право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям являются конституционным основанием, в том числе и для организации архивного дела, как составной части деятельности в сфере культуры.
Следует иметь в виду, что реализация практически всех конституционных прав и свобод в той или иной степени связана с функционированием архивной системы Российской Федерации. Таким образом, архивное дело является межотраслевой сферой деятельности.
Также важными положениями в Конституции Российской Федерации являются статьи, связанные с информацией: п. 1 ст. 24, который гласит, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается»; п. 4 ст. 29, устанавливающий право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»; п. 2 ст. 24, где определяется обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, ст. 44 Конституции устанавливает право каждого на доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры (п. 2 ст. 44), а также обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п. 3 ст. 44).
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу архивного дела в России на современном этапе, является Федеральный закон от 22.10.2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Данный закон регулирует отношений в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Все остальные законы и нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ и муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить этому закону. В случае же противоречия данному федеральному закону указанных актов будут действовать нормы ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
С 1 января 2006 года Федеральный закон № 131-ФЗ вступил в полную силу для всех типов муниципальных образований и является правовой основой организации архивного дела на территории муниципального образования.
Федеральный закон № 125-ФЗ четко разграничивает полномочия органов власти различного уровня в сфере архивного дела. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 125-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся:
1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;
2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;
3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
в) государственных внебюджетных фондов;
г) академий наук Российской Федерации, имеющих государственный статус, и входящих в них организаций;
д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее - 11 федеральные организации), в том числе расположенных за пределами Российской Федерации;
4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 к полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относятся:
1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;
2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее - организации субъекта Российской Федерации);
3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 4 к полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся:
1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее - муниципальные организации);
2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.
«Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 125-ФЗ).
Таким образом, Федеральный закон № 125-ФЗ не разграничивающих полномочия между различными типами муниципальных образований, и содержит отсылочную норму к Федеральному закону № 131-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона №125-ФЗ орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
Законодательную базу архивного хранения документов в органах муниципальной власти регулирует Федеральный закон от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится также и информация, созданная подведомственными органами местного самоуправления, организациями.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы в сфере архивного дела.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ:
к вопросам местного значения поселений отнесено «формирование архивных фондов поселения» (п. 17 ч. 1 ст. 14);
к вопросам местного значения муниципального района отнесено «формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений» (п. 16 ч 1 ст. 15);
к вопросам местного значения городского округа отнесено «формирование и содержание муниципального архива» (п. 22 ч. 1 ст. 16).
Следует обратить внимание органов местного самоуправления, на то, что, поскольку, архивные документы, относящиеся к муниципальной собственности, могут храниться в музеях и библиотеках, вопросы организации архивного дела в муниципальных образованиях решаются не только в рамках указанных выше вопросов, но также в рамках решения органами местного самоуправления таких вопросов местного значения, как:
«организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения» (п. 11 ч. 1 ст. 14);
«организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов» (п. 19 ч. 1 ст. 15);
«организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа» (п. 16 ч. 1 ст. 16).
Также вопросы организации архивного дела решаются в рамках реализации органами местного самоуправления права на создание музеев поселений, муниципальных районов и городского округа (ч. 1 ст. 14, ч. 11 ст. 15, ч. 11 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).
Законодательство об архивном деле в Российской Федерации помимо Федерального закона № 125-ФЗ состоит из других федеральных законов, а 13 также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Важным для организации архивного дела в муниципальных образованиях может быть ознакомление со следующими правовыми актами:
- Положение об Архивном фонде Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994 г. № 552);
- Положение о Федеральном архивном агентстве (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 290);
- Регламент Федерального архивного агентства (утвержден Приказом Руководителя Федерального архивного агентства от 09.03.2005 г. № 17; зарегистрирован Минюстом России 13.07.2005 г. № 6784);
- Перечень подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждений (утверждено Распоряжением Правительства РФ № 5-р);
- Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 289);
- Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 301);
- Положение о порядке учета архивных документов при приватизации государственного и муниципального имущества (утверждено Приказом Росархива от 06. 11. 96 № 54 и распоряжением Госкомимущества от 22. 10. 96. № 1131-р);
- Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации, Росархив, 1998 (утверждены приказом Росархива № 51 от 6.07.1998 г.);
- Регламент государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, Росархив, 1997 (зарегистрирован Минюстом России 8.07.1997 г. № 1344);
Таким образом, на основе вышесказанного можно отметить, что Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» определяет весь порядок организации архивного хранения документов. Ключевым моментом в его реализации является разработка, принятие и внедрение подзаконных нормативных правовых актов, и в первую очередь единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
1.3. Нормативно-методическое обеспечение документационного обеспечения архивного хранения документов в органах
муниципальной власти
На протяжении достаточно большого исторического периода необходимость сохранения архивных документов и ответственность за их гибель были закреплены в законе. Так, Судебник 1550 г. предусматривал такое суровое наказание за порчу документов, как битье кнутом. В петровское время на смену телесному наказанию приходит денежное взыскание.
В советское время положение о Государственном Архивном фонде 1941 года угрожало уголовной ответственностью за гибель и хищение документов, а также за разглашение секретных сведений из документов. Одним из первых специальных законодательных актов по проблемам защиты архивных документов стал Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1976 года. Закон подчеркивал, что памятники истории и культуры являются достоянием народа и составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия. К числу таких памятников закон относил и документальные памятники. В действующем Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» также сказано, что собственники документов, отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечивать их сохранность.
В 2015 году были приняты Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, в органах местного самоуправления и организациях. Данный правовой акт был не раз представлен на страницах периодических изданий, являющиеся профессиональными. Наряду с этим разработчики большое внимание уделяли на необходимость отказаться от введения в состав Правил разных методических сюжетов, как это требовал статус данного нормативного правового акта. Благодаря этому возникла идея о необходимости подготовки Методических рекомендаций по применению в работе архивов организаций Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, в органах местного самоуправления и организациях. Готовые методические рекомендации должны решать ряд следующих задач: во-первых, образовать единую методическую основу для применения Правил, во-вторых, стать действующим инструментом для использования их при осуществлении работ по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов организации, а также использоваться государственными и муниципальными архивами для работы с организациями-источниками комплектования, в третьих, найти применение при разработке и внедрении автоматизированных информационных систем, обеспечивающих деятельность архивов организаций, и в четверых, использоваться в образовательных и научных целях.
Использованию архивных документов посвящен раздел 5 «Организация использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов организации», в котором определяются следующие формы использования архивных документов:
– информационное обеспечение работников организации;
– исполнение запросов пользователей, в точности запросов граждан социально-правового характера;
– выдача документов и дел во временное пользование, предоставление копий архивных документов по запросам пользователей, в точности в форме электронных документов.
Практические моменты, касающиеся деятельности государственных и муниципальных архивов, в том числе по использованию архивных документов, регулируются Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. В разделе V «Организация использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в архиве» отражены общие нормы доступа и ограничений по доступу к архивным документам, изложены требования к созданию информационно-поисковых систем к документам архивов и к описанию архивных документов, охарактеризованы формы использования архивных документов.
Правилами устанавливаются следующие формы использования архивных документов:
1) информационное обеспечение пользователей в соответствии с их запросами, а также в инициативном порядке;
2) предоставление архивных документов пользователям в читальном зале архива;
3) экспонирование архивных документов на выставках;
4) использование архивных документов в средствах массовой информации;
5) проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий в архивы, презентаций, дней открытых дверей, лекций, докладов, устных журналов, конференций, уроков для студентов и школьников и др.) с использованием архивных документов;
6) публикация архивных документов.
Особый интерес в области регламентирования использования архивных документов представляет Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации. Данный порядок регулирует отношения в части организации работы пользователей в читальных залах государственных и муниципальных архивов: процедуры допуска пользователей в читальные залы архивов, права, обязанности и ответственность пользователей, порядок выдачи дел, документов, копий документов.
Что касается деятельности муниципальных архивных учреждений, то органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
«Помимо остальных правовых актов существуют также основные правила работы архивов организаций» 2002 года регламентируют хранение документов в делопроизводстве (требования к номенклатурам дел, порядок формирования дел в делопроизводстве, проведения экспертизы ценности документов, выделения документов к уничтожению, подготовку дел к передаче в архив), а также содержат методику работы с документами в архиве организации (комплектование архива, обеспечение сохранности использования документов архива, порядок передачи документов на постоянное хранение и т.д.). Правила позволяют создавать архивы документов на электронных носителях и принимать электронные документы обычными архивами организаций, которые в этом случае обязаны обеспечить сохранность, отбор, учет, использование, а также подготовку и передачу таких документов на государственное хранение.
Ни один правовой акт Российской Федерации напрямую не запрещает создание и хранение документов исключительно в электронной форме, тем более документов негосударственных организаций. Тем не менее, отечественная нормативно-методическая база, особенно в области хранения документов в электронной форме, значительно отстает от практики использования электронных документов в делопроизводстве российских организаций и предприятий, а также от нормативных актов развитых стран в этой области. Кроме того, по мнению Н.А. Храмцовской, «наши архивы сейчас не готовы к приему документов на электронных носителях и к организации надежного и профессионального долговременного хранения таких материалов».
Вывод можно сделать такой, что принципы использования архивных документов в муниципальных архивах в полной мере отражены во всех вышеперечисленных законодательных и нормативно-правовых актах. Помимо этого, деятельность муниципальных архивов по использованию архивных документов регламентируется на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне муниципалитета. Также на локальном уровне архивные учреждения разрабатывают методические документы, касающиеся вопросов использования архивных документов в архиве, например: правила работы читального зала архива, методические рекомендации по исполнению запросов, методические рекомендации по проведению выставок и экспонированию документов и т.д.
Данная работа посвящена изучению документационного обеспечения архивного хранения документов в органах муниципальной власти. Для изучения данной темы были поставлены задачи, которые были реализованы:
Рассмотрено понятие и роль архивного хранения документов в органах муниципальной власти. Отсюда следует, что архивы органов муниципальной власти выполняют важнейшую социальную функцию, храня в течение длительного времени документы, отражающие сведения, подтверждающие основные конституционные права граждан Российской Федерации. Таким образом, для любого органа муниципальной власти архив – необходимый элемент его нормальной деятельности, и правильная организация работы и грамотное выполнение возложенных на него функций, в частности обеспечение сохранности архивных документов, гарантирует успешную работу каждого предприятия и организации.
Изучена законодательная база документационного обеспечения архивного хранения документов в органах муниципальной власти. Были определены наиболее важные законы, как Федеральный закон Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» другие. Также о законодательном регулировании архивного хранения документов говорится в ряде других законодательных актов.
Изучено нормативно-методическое обеспечение документационного обеспечения архивного хранения документов в органах муниципальной власти. Так, требования к нормативному и методическому обеспечению архивного хранения документов в органах муниципальной власти зафиксированы и отражены в современных нормативных и методических документах - Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
«Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
Об архивном деле в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12137300/.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/186367/paragraph/3555106:0.
Об информации, информационных технологиях и о защите информации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/.
Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения [Электронный ресурс]: Приказ Министерства культуры России от 25 августа 2010 г. № 558. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104953/.
Об архивном деле в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: закон Республики Башкортостан о 3февраля 2006 г. № 278-з. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW140&n=26280#0519807072216611
О Федеральной Архивном агентстве: постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 290// Российская газета. – 2004. – 13 июня. – с.10
ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». – М., 2014. – 16 с.
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Утв. приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015 г. №526 (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2015 №38830)
Анохина С.А., Кожушкова Н.В.Производственная практика по документоведению: методические рекомендации для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 032001.65 (350800) «Документоведение и документационное обеспечение управления» / Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 35 с.
Andreeva S., Velikanova S., Kozhushkova N., Samarokova I., Arakcheeva Z., Chernykh O.Therisk-basedthinkinginmanagingdocumentsasassets // InternationalJournalofEconomicPerspectives. 2017. Т. 11. № 2. С. 33.
Анохина С.А., Кожушкова Н.В.Кодификация норм оформления перечней в деловом тексте// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13. № 9. С. 110-117.
Архивоведение [Электронный ресурс] / Шульгина М.В. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261009375.html
Афанасьева Л.П. Бурова Е.М., Алексеева Е.В. Архивоведение. Теория и методика: учеб. для вузов. М.: МЭИ, 2012. 356 с.
Баранова, С. В. Архивоведение: учебное пособие для вузов. - Магнитогорск: Издательство МГТУ, 2014. - 171 с. - Библиогр.: с. 129-130.
Бурова Е.М., Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П. Архивоведение теория и методика: Учебник / Е.М. Бурова, Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева. – Издательство «ТЕРМИКА», 2016 г. – 2346 с.
Великанова С.С., Аракчеева З.В., Кожушкова Н.В.Документационное обеспечение процесса обучения персонала // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 207.
Великанова С.С., Самарокова И.В., Кожушкова Н.В., Аракчеева З.В.Кадровое делопроизводство: учебное пособие / Москва, 2017.
Кожушкова Н.В. Структура документа. Системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: общие требования к составлению и оформлению. Электронное издание /. Магнитогорск, 2016.
Кожушкова Н.В., Коробков Ю.Д. Комплексный анализ организационно-распорядительного документ: формирование профессиональных компетенций документоведа// Документ.Архив. Современность: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию подготовки документоведов в Уральском федеральном университете. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2012. С. 382-386.
Ларин М.В. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов в архивах организации: структура и содержание / М.В. Ларин, В.Ф. Янковая // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2015 г., №7. С. 6-18.
Ларин М.В. О правилах работы с архивными документами в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях / М.В. Ларин, О.В. Наумов // Отеч. архивы. 2015 г., №5. С.3-8.
Макарова, А. К. Архивоведение: учебное пособие [для вузов] / МГТУ. - Магнитогорск: [Издательство МГТУ], 2015. - 146 с. - Библиогр.: с. 142-146.
Медведева О. В., Сенина Е. С. Формирование архивного законодательства в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9. С. 190-195.
Основные правила работы архивов организаций Росархив, ВНИИДАД. – М., 2012 г. – 152 с.