СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кашкарева А.С. 1
1ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известно, что переход от непроизвольной памяти к произвольной происходит поэтапно. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или припомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. В дошкольном возрасте большое значение в развитии памяти играет опосредствованное запоминание, когда дети применяют внешние средства для запоминания. Старший дошкольник уже ставит себе цель — запомнить и с большим или меньшим успехом подбирает средства для выполнения этой цели. Уровень же развития произвольности и опосредованного запоминания во многом зависит от методов и приемов, который применяет педагог. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

А.А. Смирнов пишет, что «к произвольному запоминанию и воспроизведению дети приходят в результате опыта припоминания, когда начинают осознавать, что если они не постараются запомнить, то потом не смогут воспроизвести необходимое. А также в тех случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые» [6].

К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в весьма редких случаях. Непроизвольное запоминание на основе активной деятельности детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления, оказывается менее успешным, чем произвольное [5].

Развитие памяти идет по линии превращения непосредственного запоминания в запоминание, опирающееся на системе условных знаков-стимулов. Далее эти знаки превращаются в знаки внутренние, и таким образом из первоначально непосредственного запоминания вырастает высшая, логическая память [3].

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети старшего дошкольного возраста запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный [2]. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание на развитие словесной памяти.

Таким образом, психолого-педагогическая работа со старшим дошкольником должна быть направлена на развитие у него произвольной и опосредованной памяти, что необходимо, прежде всего, для успешного начального образования. Кроме этого, особое внимание уделяется проведению своевременной диагностического-развивающей работы, позволяющей оценить уровень развития памяти, выявить преобладающий вид памяти и скорректировать педагогическую деятельность [8].

Наше исследование, проводимое с детьми 5,5 лет, показало, что уровень образной памяти у 60% детей экспериментальной группы выше среднего, однако у 30% низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти, а у 50% детей уровень кратковременной слуховой памяти ниже среднего. Принимая во внимание, что возраст детей, принимавших участие в исследовании, является сензитивным для развития произвольности психических процессов, а именно опосредованной словом памяти, мы определили основные направления развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время игровые мнемо-технологии представляют огромный интерес для педагогов. К настоящему моменту научно определены связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами [4].

Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра, поскольку она создает сильную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность непосредственно управлять мнемической деятельностью, не ставя при этом перед детьми конкретной цели запомнить или припомнить.

В.П. Арсентьева рассматривает дидактическую игру как «звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью, выступая как метод, форма обучения или самостоятельная игровая деятельность».

Отличительной особенностью дидактических игр является возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности в непринужденной форме.

По способу организации деятельности А. И. Сорокина выделяет игры-поручения, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

С учетом содержания обучения и воспитания дидактические игры подразделяются на игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, экологические и т. д.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на игры с предметами (например, дидактическими игрушками или бросовым материалом), словесные, музыкально-дидактические, настольно-печатные [1].

В таблице 1 представлена подборка дидактических игр на развитие различных видов памяти у детей 5-6 лет.

Таблица 1 – Дидактические игры на развитие различных видов памяти у детей 5-6 лет

Вид памяти

Название игры

Описание задания

Зрительная

«Расставь по местам»

Перед ребенком выставляют на столе 10 игрушек в один ряд. Педагог просит ребенка запомнить место расположения каждой из игрушек. Ребенок отворачивается, а педагог меняет местами игрушки. После чего ребенок должен повернуться и расставить игрушки по местам.

«Запомни картинки»

Ребенок рассматривает карточку с изображением 10 предметов и запоминает их в течение 10-15 секунд. Педагог убирает карточку, а ребенок должен вспомнить и назвать предметы, изображенные на ней.

«Сделай, как я»

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 счетных палочек. Ведущий, выкладывает из 6 палочек несложный узор, затем показывает его другому игроку и накрывает свой узор бумагой. Тот из своих палочек выкладывает точно такой же узор по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество счетных палочек постепенно увеличивается до 10. Вместо счетных палочек можно использовать и пуговицы, спички, нитки, карандаши и т.д.

Зрительная и смысловая

«Пара картинок»

На столе раскладываются попарно 8 картинок, связанных друг с другом по смыслу, например, картинка с изображением вазы, кладется рядом с изображением цветка. Ребенку внимательно рассматривает все рисунки и старается запомнить. Через 1-2 минуты картинки с правого ряда убираются. Ребенок, глядя на оставшиеся картинки должен назвать те, которые убраны.

Словесная

«Цепочка слов»

Педагог говорит фразу, например: «Я поеду отдыхать и в чемодан положу шорты». Первый игрок повторяет фразу и добавляет свое слово, например, «Я в чемодан положу шорты». Второй игрок называет слово педагога и первого игрока и добавляет свое слово. И так до последнего игрока.

Тематика называемых слов может быть разной, например «Я пойду в магазин и куплю…», «Я пойду в кафе и закажу…», «Я пойду в зоопарк и увижу там…» и т.д.

«Покупки»

Педагог предлагает ребенку сходить в магазин и купить определенные товары из списка, который необходимо запомнить. Ребенку перечисляют список товаров, которые он должен купить. Весь список ребёнок должен запомнить в уме, не используя для этого вспомогательных средств. После прочтения списка еще раз, ребёнок «идёт в магазин» и приносит те предметы, которые он запомнил. В «магазине» находятся предметы из списка и предметы, которых там нет.

Когда ребенок «возвращается из магазина», он перечисляет все свои «покупки».

«Расставь ряд»

На столе разложен в определенном порядке ряд картинок (игрушек), которых больше чем слов для запоминания. Педагог диктует ребенку ряд слов. Ребенок должен выбрать из общего ряда названные картинки (игрушки) и разложить их в том же порядке, в каком они были названы.

Примечание: начинать следует с небольшого количества слов, с каждым разом увеличивать количество.

Словесная и смысловая

«Пары слов»

Ребенку зачитываются 10 пар слов связанных между собой по смыслу, например: лето – солнце, озеро – утка, ручка – тетрадь, пустыня – верблюд, клоун – шарик, лес – грибы, самолет – небо, цветы – ваза, руки – перчатки, лошадь – карета. Слова читаются 3 раза с интонацией. Ребенку предлагается запомнить вторые слова из пары. Затем педагог зачитывает только первое слово из пары, а второе ребенок должен вспомнить и досказать. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями. Для развития долговременного запоминания ребенка просят вспомнить вторые слова пар спустя 20-30 минут.

Двигательная

«Кукловод»

Взрослый или ведущий выступает в роли «кукловода». Ребенку завязывают глаза, а «кукловод» «водит» его как куклу по комнате: 3 шага вперед, остановка, поворот налево, 5 шагов вперед, поворот направо, 4 шага назад и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

«Тайное движение»

Ведущий показывает различные движения. Участники игры повторяют за ведущим все движения, кроме тайного – заранее оговоренного. Вместо этого упражнения дети должны выполнить другое, тоже, заранее оговоренное. К примеру, вместо тайного движения руки в стороны, участники должны присесть.

Выигрывает тот, кто допустил меньшее количество ошибок.

«Выполни движения»

Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных упражнений и просят повторить их в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте необходимо уделить внимание развитию именно произвольного запоминания, поскольку уровень его развития будет играть ключевую роль в успешном обучении в школе. Дидактическая игра является прекрасным условием для развития произвольной памяти, так как она создает сильную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность непосредственно управлять мнемической деятельностью, не ставя при этом перед детьми конкретной цели запомнить или припомнить.

Список литературы:

Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие — М. : ФОРУМ, 2014. — 143 с.

Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников: книга для родителей / О. М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.

Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 320 с.

Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание / А.А. Смирнов // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : Наука-пресс, 2008. – С. 129-136.

Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – М.: Аркти, 2010. – 72 с.

Тугулева Г.В., Мокрицкая М.В. Организация психологического сопровождения детей дошкольного возраста в ДОУ // Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. С. 174-181.

Просмотров работы: 336