АРТ-ТЕХНОЛОГИИ: СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АРТ-ТЕХНОЛОГИИ: СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из приоритетных задач в условиях реформирования отечественного образования остается охрана и укрепление физического и психологического здоровья ребенка, что очень важно в нашем нестабильном, быстро меняющемся мире, где имеет место постоянно увеличивающаяся нагрузка на психику детей. На первое место в системе образования выходит личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми, где ведущая роль отводится эмоциональной и коммуникативной сфере ребенка, повышению его адаптивных возможностей [4]. Разработаны различные технологии, направленные на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы дошкольника: визуальная арт – технология (рисунок, лепка, песочная технология); музыкальная арт – технология; сказочная арт – технология и т.д

В рамках нашей статьи мы хотим обратиться к такому педагогическому средству как арт-технологии. Арт-технологии – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. Арт-технологии называют также художественно-творческими технологиями, подразумевая под ними совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности педагога или психолога, которые позволяют воздействовать на личность ребенка (подростка) средствами художественного творчества. В педагогическом контексте использования арт-технологий обычно говорят об арт-педагогике – обучении и воспитании средствами различных видов искусств.

Однако, следует четко разграничивать понятие арт-технологий с понятием арт-терапия. Они, конечно, имеют много общего, но пользуясь одними средствами, решают разные задачи. Арт-терапия направлена на психологическую коррекцию и лечение, в свою же очередь арт-технологии способствуют достижению целей и решению задач развития личности и ее образования.

На важную роль искусства в работе с детьми и подростками указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т.С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.

В российской науке и практике арт-технологии находятся в стадии становления активного применения в образовательном процессе [4]. Они активно развиваются и занимают свою нишу в системе общего и дополнительного образования. Развитию арт-технологий способствуют исследователи Медведева Е.А., Лебедева Л.Д., Гришина А.В., Ахмедова Э.М., Анисимов В. П., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., Донская Т.К., Сергеева Н.Ю. и многие другие. Согласно определению А.Б. Афанасьевой «арт-технологии – это научно-педагогические технологии, основанные на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» [1].

Арт-технологии разрабатываются на основе комплекса ведущих идей идеи гуманизма, креативности, интегративности и рефлексивности задают ориентацию для практической деятельности арт-педагога. Кроме того, они реализуются в процессе невербального общения, что важно и ценно для тех детей, которые не расположены к открытому общению, так как не очень хорошо говорят на русском языке, не всегда могут словами выразить свои внутренние переживания.

Арт-технологии могут быть применены в условиях образовательного процесса (в практике преподавания предметов гуманитарного и художественного циклов – литературы, музыки, изобразительного искусства, интегрированных уроков) и внеурочной деятельности обучающихся, в условиях реализации моделей внеурочной деятельности в школе полного дня, в системе дополнительного образования детей, в работе волонтеров и т.п.

Благодаря использованию арт-технологий, каждый ребёнок делает собственные открытия, выходит за рамки привычного, увлекается, создавая уникальные художественные образы; обобщает эстетические представления об окружающем мире; сможет найти новых друзей, снять стрессовое напряжение, сократить адаптивный период вынужденной смены места жительства и обучения; выстроить доброжелательные отношения с ровесниками и взрослыми; восстановить физическое здоровье, улучшить душевное и духовное самочувствие.

В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-технологии могут использоваться с различными возрастными категориями дошкольников. Арт-технологии выходят за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в то же время не дублируют сферу художественного образования и эстетического воспитания. То есть, в содержание понятия «арт-технологии» не следует включать только специальное художественное обучение детей с проблемами, также не стоит сводить смысл арт-технологий к обучению навыкам рисования, а следует добавить формирование основ художественной культуры и социальную адаптацию личности средствами искусства.

Поскольку арт-технологии включают в себя средства и методы, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то их задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия.

В арт-педагогике обучение технологическим приемам рассматривается как средство достижения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий работы художественными материалами осуществляется через исследование возможностей этих материалов, иногда через игру с ними, через неожиданные комбинации и смешение техник. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы в реализации арт-технологий можно классифицировать на графические, живописные, имитационные.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-технологии имеют огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика в целом и АРТ-технологии, в частности, имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. В настоящее время сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными объектами на эмоциональное состояние ребенка. Изучение влияние художественных объектов на оздоровление эмоционального состояния ребенка находится в стадии исследования, но неоспорим тот факт, что эти данные в скором времени дадут толчок к развитию всей арт-педагогики.

Список использованных источников

Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.

Лелявина К.И., Клименко Г.А.Арт-технологии в образовательном процессе средней школы // В сборнике: Перспективы развития науки и образования:III международная научно-практическая конференция. 2016. С. 87-90.

Степанова А.В., Жданова С.Н.Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95-98.

Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации //
Научно-методический электронный журнал концепт. 2016. № 9. с. 102-107.

Просмотров работы: 2935