ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Основной задачей современной системы образования Российской Федерации является формирование метапредметных результатов у обучающихся – универсальных учебных действий (далее УУД) и межпредметных понятий. На сегодняшний день подходы к формированию УУД учащихся активно изучались А.Г. Асмоловым, Т.В. Бегловой, Л.И. Боженковой, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, С.В. Дюминой, О.А. Карабановой, С.В. Молчановым, Л.Г. Петерсон, М.М. Поташниковым, Н.Г. Салминой. Именно поэтому были разработаны стандарты второго поколения: Федеральные государственные стандарты основного и полного (среднего) общего образования.

Неоценимый вклад в интеллектуальное становление человека вносят специфические черты математики как науки и как учебного предмета. Все школьные предметы призваны формировать УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Но большая роль при этом отводится именно математике. Особенно важной она является при формировании регулятивных и познавательных учебных действий. В первую очередь у школьников развиваются свойства интеллекта, но при решении любой математической задачи требуется чёткая самоорганизация: точное осознание цели – правильная постановка задачи перед собой, поиск и использование необходимых средств и способов её достижения, адекватная оценка своих знаний и умений, прогнозирование возможных результатов, работа по плану (готовому алгоритму или созданному самостоятельно), проверка результатов решения, его коррекция при необходимости – всё это регулятивные УУД, без которых невозможно достичь успеха ни в учебной деятельности, ни в жизни современного общества в целом.

Остановимся сначала на разных трактовках понятия «регулятивные учебные действия».

А.Г. Асмолов [1] отмечает, что регулятивные действия – действия, которые обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Т.В. Беглова [2] пишет, что к регулятивным относятся действия, связанные с принятием удержанием учебных целей, планированием, контролем, оценкой и рефлексией. Данное понятие в «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» [5, С. 25] раскрывается следующим образом: «В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности». Можно отметить, что все три определения не имеют существенных различий. То есть сделаем вывод, что регулятивные учебные действия – это те действия, при помощи которых учащиеся организуют свою учебную деятельность. К ним относятся целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция, оценка, и их всех объединяет волевая саморегуляция. Каждое из этих действий обладает своими особенностями.

Т.В. Беглова УУД разделяет на две группы с точки зрения особенностей формирования (рис. 1). Рассмотрим подробнее вторую группу (то есть структурные элементы учебной деятельности), так как именно туда входят регулятивные УУД. К ним относятся те способы, которые обеспечивают осуществление этой деятельности на разных этапах: обнаружение проблемы и постановка цели; расшифровка цели в задачах; планирование последовательности решения задач; выбор рационального способа действия исходя из цели; осуществление контроля; оценивание результата; рефлексия собственной деятельности. Отличительная особенность этой группы – вне конкретной деятельности такие способы существовать не могут. Они передаются в процессе специально организуемой учебной или практической деятельности.

Рис. 1. Виды универсальных учебных действий

УУД второй группы формируются благодаря выстроенному по деятельностной технологии уроку и на протяжении четырёх этапов (рис. 2). Каждый из них включает в себя основные этапы учебной деятельности: целеполагание, планирование, выполнение действий, контроль и коррекцию, оценку и рефлексию. Эти регулятивные УУД развиваются в полном объёме у обучающихся в основной школе на уроках алгебры.

Первый этап предполагает со стороны учащихся лишь самостоятельное выполнение заданий, которые для них определяет учитель. После того, как это действие будет освоено, можно переходить к следующему этапу, где ученики помимо заданий выполняют уже контроль, коррекцию и оценку своих результатов. Далее третий этап – учащиеся пытаются самостоятельно планировать деятельность на уроке для достижения целей, определяют последовательность своих действий, содержание заданий. После освоения действия планирования на четвёртом этапе они пробуют так же самостоятельно ставить перед собой цели в результате проблемной ситуации, созданной учителем, после чего осуществляют действие планирования, выполняют необходимые задания, остаются за учениками и действия контроля, коррекции и оценки.

Нельзя точно сказать, на протяжении скольких уроков можно развить регулятивные умения на хорошем уровне, сколько времени потребуется на этапы. Это зависит от особенностей классного коллектива, от каждого ученика в отдельности. Поэтому учитель должен грамотно подбирать те приёмы, которые подходили бы конкретному классу при изучении той или иной темы на уроках алгебры, учитывая уровень подготовленности и зная присущие подростковому возрасту черты, не упустив индивидуальность каждого ребёнка.

Проанализировав содержательно-методические линии курса математики, мы пришли к выводу, что уроки алгебры в основной школе позволяют сформировать у обучающихся следующие регулятивные УУД:

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения алгебраических проблем;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение алгебраических задач (последовательность вычислений, преобразований и т.д.);

Рис. 2. Этапы формирования регулятивных УУД

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений, поиск ошибок);

умение самостоятельно выбирать и использовать обобщённые приёмы и средства рациональных вычислений, их прикидки и контроля при решении арифметических задач;

умение выполнять тождественные преобразования выражений, используя обобщенные и искусственные приемы, в том числе новые выведенные формулы, умение регулировать свою деятельность при выполнении преобразований выражений;

умение решать уравнения, неравенства и их системы, самостоятельно выбирая и используя формулы, алгоритмы и приемы решения и проверки;

умение выявлять преобразования, приводящие к появлению посторонних корней и потере корней в уравнениях и неравенствах;

умение использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

умение изображать графики основных элементарных функций, описывать свойства функций по графику, используя различные средства;

умение самостоятельно выбирать и использовать формулы, алгоритмы, частные и специальные приёмы при решении типовых функциональных и прикладных задач;

умение самостоятельно моделировать с помощью функций процессы и явления, составлять задачи;

умение составлять план решения текстовой задачи, анализировать найденное решение, выполнять проверку.

При построении образовательного процесса на уроках алгебры необходимо учитывать индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности. Поэтому стоит сказать о некоторых возрастных особенностях детей подросткового возраста, которые влияют на формирование регулятивных УУД:

формирование новой мотивационной направленности у школьников при переходе в основную школу: постановка учебных целей, овладение контрольными и оценочными учебными действиями;

формирование чувства взрослости при отсутствии у подростков умения выполнять действия без чьей-либо помощи;

ведущий вид деятельности у младшего подросткового возраста (12-14 лет) – интимно-личностное общение со сверстниками, а у старшего подросткового возраста (15-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность;

дальнейшее развитие рефлексии – способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции;

осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими: контролируемая и управляемая речь, внимание, память, восприятие;

формирование произвольной саморегуляции;

реорганизация учебных действий моделирования, контроля и оценки – появление возможности самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи (11-13 лет);

умение самостоятельно проектировать свою учебную деятельность, выбирать траектории образования (13-15 лет);

формирование исследовательских и проектных умений: планирование работы и выбор необходимого инструментария, поиск решения проблемы, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

Начиная с седьмого класса, алгебра, будучи абстрактной наукой, становится самостоятельным предметом, на котором учащиеся (способные к 12 годам к абстрактному мышлению, к рассуждениям в отвлечённой форме) будут формировать регулятивные умения в полном объёме, так как именно алгебраическое содержание предполагает большое количество всевозможных обобщающих алгоритмов и приёмов выполнения тех или иных действий при решении задач, включающих в себя контроль, прикидку, регуляцию своей собственной деятельности. Описанные выше возрастные особенности подростков говорят о том, что в данный промежуток времени (12-16 лет) наиболее благоприятным и необходимым является формирование у обучающихся регулятивных УУД, оказывающих большое влияние на учебный процесс и на жизнь в целом.

Выделим теперь психолого-педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у школьников при обучении алгебре:

учёт ключевых возрастных особенностей детей подросткового возраста при обучении алгебре, влияющих на успешное формирование у них регулятивных УУД, начиная с 7 класса: способность к абстрактному мышлению и обобщению, тяга к самостоятельности (при постановке учебных целей, выборе траектории образования, проектировании своей учебной деятельности), развитие рефлексии, формирование произвольной саморегуляции, формирование исследовательских и проектных умений, желание общаться со сверстниками;

конструирование метапредметных заданий и специальных приёмов обучения при соблюдении таких требований, как наличие смыслового контекста, доступность, связь с курсом алгебры, ориентация на достижение новых образовательных результатов, способствующих формированию следующих умений: умение самостоятельно выбирать и использовать обобщённые приёмы и средства рациональных вычислений при решении арифметических задач; умение выполнять тождественные преобразования выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, изображать графики основных элементарных функций, описывать свойства функций по графику, составлять план решения текстовой задачи, используя обобщенные и искусственные приемы, алгоритмы, различные средства, в том числе новые выведенные формулы;

поэтапное формирование регулятивных учебных действий на уроках алгебры с постепенным передачей возможности учащимся самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою деятельность, осуществлять контроль, коррекцию и оценку; грамотный подбор учителем подходящих для этого приёмов, учитывая уровень подготовленности класса и возрастные особенности подростков;

обеспечение возможности накопления регуляторного опыта для становления способности саморегуляции за счёт поэтапного формирования регулятивных УУД;

коррекция процесса обучения алгебре в зависимости от изменений, происходящих в системе образования и в обществе.

Таким образом, мы рассмотрели этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках алгебры, их составляющие, выделили, какие из этих учебных действий формируются у обучающихся и какими возрастными особенностями обладают дети подросткового возраста. На основе этого нами были выделены психолого-педагогические условия формирования регулятивных УУД у школьников при обучении алгебре.

Библиографический список

Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).

Беглова, Т.В. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования [Текст]: научно-методическое пособие / Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова и др. – Самара: Фёдоров, 2016. – 304 с.

Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Боженкова. – М.: Лаборатория знаний, 2015. – 208 с.

Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре [Текст]: учеб. пособие  / Л.И. Боженкова. – М.: Лаборатория знаний, 2016. – 243 с.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).

Методика и технология обучения математике. Курс лекций [Текст]: пособие для вузов / под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф (дата обращения 1.11.18).

Просмотров работы: 38